«Брат, вовеки живи!» В память об Анатолии Васильевиче Склярове (1936–2021)

Анатолий Васильевич Скляров в 2021 году

Поминайте наставников ваших

Послание евреям 13:7

Всякий раз я наблюдал одну и ту же картину: было интересно слышать, как Анатолий Васильевич приветствовал моего отца, Валентина Михайловича, встречаясь в церкви, словами: «Брат, вовеки живи!». На что старец с улыбкой отвечал: «Что я такого сделал, что ты мне желаешь, старому да больному, жить вечно?». И тогда Валентин Михайлович поднимал к небу руку и провозглашал: «В небесах меня ждёт вечная молодость». И это повторялось из года в год. Мой отец и Анатолий Васильевич были друзьями. Иногда они подтрунивали друг над другом, но никогда не обижались. Валентин Михайлович обрёл свою «вечную молодость» годом раньше, а Анатолий Васильевич — в ноябре 2021 года. Теперь они встретились у Господа.

Смотрите также: фрагмент последнего интервью (2021)

Мои первые впечатления о встрече с Анатолием Васильевичем сразу же вызвали глубокое уважение к нему. Всегда подтянутый, опрятный, немногословный и с добродушной улыбкой на лице. Его дом всегда считался домом образцового порядка, о чём свидетельствовала табличка на фасаде. Анатолий Васильевич получил высшее образование и работал инженером, что было редкостью в «застойные» годы, когда верующим не давали возможности учиться и занимать руководящие должности. Его сердце и его дом всегда были открыты для всех. Он любил семью и заботился о ней. Сколько я его помню, он всегда был в служении, которое занимало много времени. Дьякон, пресвитер, старший пресвитер.

Охарактеризовать Анатолия Васильевича можно словами апостола Павла из 1 Тимофею 3:2-3: «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив…». Для многих он был душепопечителем, и его часто приглашали в Московский библейский институт для помощи студентам. По его инициативе были организованы Заочные библейские курсы, как филиал от Москвы. Это дало толчок развитию богословского образования в регионе. Пётр Воробьёв окончил Христианский университет в Санкт-Петербурге и занялся христианским образованием вместе с братьями Винсом, Шестопаловым и другими. Библейская школа «Весть» готовила миссионеров и впоследствии трансформировалась в миссионерскую школу благодаря концептуальному мышлению и видению от Господа нынешнего епископа Виталия Сергеевича Мороза. Анатолий Васильевич также поддерживал программу наставничества «ПЛВЦ» — подготовка лидеров в церкви.

Я не хотел бы говорить о нашем старце, как о былинном, сказочном герое, у которого не было недостатков и переживаний. Писание говорит об Илии, который был «человеком, подобным нам» (Иаков 5:17). Эти слова можно сказать и о нашем брате. Он не боялся поделиться своими немощами, позволяя братьям делать то же и молиться друг за друга. Это создавало хорошую братскую атмосферу. И даже когда случился пожар в его доме, он, подобно Иову, не усомнился в благости Божьей, но прославил Господа за Его милость, что все остались живы. До конца он сохранял чувство юмора, оставаясь приятным собеседником. Ему не хватало времени, которое он хотел бы уделять семье, и, по большому счёту, воспитание детей лежало на плечах Антонины Александровны — верной спутницы и помощницы. Анатолий Васильевич как-то поделился фразой своего сынишки: «Когда я вырасту, я буду настоящим мужчиной, как мама». Один интересный факт — Анатолий Васильевич не любил Псалом 38, где Давид просит сказать о своей кончине. Он желал быть всегда готовым и не знать, когда придёт его час.

У Анатолия Васильевича были интересные принципы: выслушивать, вникать, наставлять благословлять, доверять и, если не можешь помочь, то не мешать. С его благословления в регионе, а затем — и в СНГ, была запущена миссия «Заочный библейский семинар». Был открыт духовно-благотворительный центр «Волга», который при активном участии церкви организовывал благотворительные столовые в трёх районах города — Кировском, Советском и Краснооктябрьском. В то же время начинал свои первые шаги духовно-консультативный центр на базе фермерского хозяйства во Фроловском районе.

Говорит ли кто, говори как слова Божьи; служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог, дабы во всём прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Первое послание Петра 4:11

Анатолий Васильевич служил по силам и сверх сил. В беседе он всегда пользовался Словом Божьим. Я наблюдал его разговор в епархии с владыкой Германом. Речь шла о социальном служении, но разговор перешёл на богословскую тему, и обнаружилось разномыслие. Тогда владыка Герман, махнув рукой, сказал: «Бог нас рассудит на страшном суде». На что Анатолий Васильевич спокойно ответил: «Мы не встретимся на страшном суде!» — и процитировал слова Христа из Евангелия от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». На что владыка не смог возразить.

На прощальной церемонии было много верующих, в жизни которых дорогой брат оставил неизгладимый след. Многие братья делились тем, что «путёвка в жизнь и служение Господу» была дана им именно Анатолием Васильевичем. Братья вспоминали истории из жизни, которыми делился Анатолий Васильевич. Николай Кривопустов вспоминал, как Анатолий Васильевич обучал молодых братьев проповеди и благословлял на открытие новых церквей. Так, в 1989 году в посёлке Городище, в доме райкома партии, проводили богослужение верующие, и он рукополагал на пасторское служение брата Николая.

Однако в жизни Анатолия Васильевича встречались периоды противостояния со стороны некоторых верующих, которые в постсоветский период придерживались идеи внутреннего освящения церкви, не уделяя должного внимания благовестию. Можно сказать, что те ценности, которые помогли церкви сохраниться, пройдя через советское «гетто», в определённой степени стали препятствием для её миссии в период свободы. Кто-то сказал, что христианин должен пережить два обращения — из мира к Богу и из церкви — в мир. И Анатолий Васильевич это понимал, принимая активное участие в диспутах на телевидении и круглых столах. Исключительный акцент на освящении и отделении от мира мешал понимать людей, ищущих спасения души, и мировоззренческие ориентиры новой постсоветской действительности. Людям было трудно прижиться в традиционной церкви. И понимая это, Анатолий Васильевич благословлял открытие новых церквей, так как консервативные церкви не могли принять новых людей, которых они «встречали по одёжке», желая переделать их на свой лад.

В 1994 году церковь «Преображения» начала своё служение, и Анатолий Васильевич крестил 15 первых членов церкви. Он видел необходимость создания церквей и в других районах города. Так появились церкви «Южная», «Северная», «Есфирь», «Волжская», «Возрождение», что стало большим благословением для достаточно протяжённого с севера на юг Волгограда. В те годы были проведены масштабные евангелизационные кампании с участием Билли Грэма (через телемост), Виктора Гамма, а так же Калеви Лехтинена на Центральном стадионе и во Дворце спорта. Это «перезагрузило» сознание церкви и активизировало её в миссионерском служении. Благодаря многим усилиям в Ленинске был возвращён дом молитвы, построенный в конце 19 — начале 20 века, но отнятый в 30-х годах прошлого столетия, когда безбожные власти боролись с религией.

Яркое событие в жизни Центральной церкви — строительство воскресной школы. В церкви всегда были дети, и с ними занимались даже тогда, когда это запрещали власти. Но когда наступила «оттепель», и занятия стали проводить в здании церкви, детей оказалось так много, что их негде было разместить. Приходилось проводить уроки в братской, в раздевалке и даже в котельной, где стояли котлы, которые топили углём. Дети и рядом уголь – не лучшие условия для обучения. Когда мы спросили детей, о чём они мечтают, ответ был таким: «Чтобы были светлые классы, как в обычной школе». Анатолий Васильевич спросил, верят ли они в то, что Бог может это сделать. Дети ответили согласием, и мы вместе об этом помолились. Видя искренность их просьбы и веру, Анатолий Васильевич начал говорить с церковью о том, что пришло время строить здание воскресной школы. Когда была объявлена сумма, необходимая для строительства (миллион рублей — немыслимая по тем временам сумма), нашлось много противников, не желающих верить в то, что Бог может послать эти средства. Кто-то смеялся над этим предложением. Но когда мы хотим что-то строить, нужно читать книгу Неемии — всегда найдутся критики и даже противники. Анатолий Васильевич твёрдо решил, и часть братьев, видя его веру, поддержали его решение. Нашлись братья-строители и средства. В результате дети получили прекрасное здание, где сегодня у них проходят занятия. И всё же толчком послужила детская вера малышей и отцовское сердце Анатолия Васильевича, а Господь всё это благословил.

В последние годы было приятно наблюдать, как Анатолий Васильевич продолжает совершать служение, наставляя кандидатов на пасторское служение в пасторской школе вместе с другими братьями. Всегда было приятно видеть седовласого старца рядом с молодыми служителями на совете Объединения церквей. Будучи много старше других, он общался со всеми на равных. Находясь на пенсии, он продолжал посещать группы и общины, назидая Словом Божиим и ободряя верующих. «Он был светильник горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его», — сказал Иисус об Иоанне Крестителе. Мне кажется, это справедливо можно отнести и к нашему старцу, Анатолию Васильевичу Склярову. Как он учил — так он и жил.

А теперь в его жизни исполнились слова пророка: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею. Не зайдёт уже солнце твоё и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Ис. 60:19–20). Вместе с вами я хочу молиться о Божьем утешении родных и близких, а для нашего брата повторить его крылатую фразу: «Брат, вовеки живи!»

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано

Читайте также