«Как дела?» В Америке на этот вопрос я часто слышу ответ «fine» («хорошо») или «OK». А в России — «потихоньку». Если вы спросите у некоторых людей, как у них идут дела, то получите в ответ целый список их проблем и трудностей. Довольно редко можно услышать «Отлично!» или, если человек «духовный», то «Господь меня благословил».
Что же значит жить по благодати?
«По благодати Божьей» — эту фразу я часто слышу в церкви «Койнония», когда я спрашиваю людей, как идут дела. Это фраза мне нравится, но мне интересно, понимаем ли мы, что это действительно означает — жить по благодати Божьей? Чем больше я думал над этим, тем больше понимал, настолько глубока эта тема. Поэтому я решил для начала сосредоточиться на одном из аспектов жизни по благодати, как она показана в Библии.
Слово «благодать» по определению означает, что мы получили то, чего не заслужили. Это больше, чем милосердие, которое определяется как «не получить то, что мы заслуживаем». Давайте вспомним притчу о фарисее и сборщике налогов.
Так что же просил фарисей? Он не просил ничего, так как думал, что уже всё имеет. Что просил сборщик налогов? Он просил милости. Что же, по словам Иисуса, он получил? Он получил оправдание, то есть Бог объявил его праведником. Он не только был помилован и не получил наказания за свои грехи, но и обрёл благодать: Бог объявил его праведным. Он получил эту благодать не потому, что заслужил её, а потому, что признал, что не заслуживает её, но верит в обещание Божие.
Благодать — незаслуженный дар
Если вы проснулись сегодня, вы получили Божью благодать. Если вы смогли встать с постели и поговорить с другими, вы получили Божью благодать. Если у вас есть пища и одежда, вы получили благодать Божию. Я мог бы продолжать и продолжать, но почему я называю все эти вещи, которые мы имеем, Божьей благодатью? Потому что мы ничего не сделали, чтобы заработать их.
Дело в том, что мы все заработали как раз обратное. Библия провозглашает: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23) «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). Поскольку мы все согрешили и заслуживаем смерти, то каждый день, который нам дан — это дар от Бога. И Бог даёт эти ежедневные дары каждому. Вы ведь ничем не заслужили тот факт, что солнце взошло сегодня утром, или что за окном растут деревья, или что поют птицы? Конечно, нет!
Этот отрывок указывает на несколько важных фактов о Боге. Во-первых, Он благословляет не только тех, кто верит в Него и хочет исполнять Его волю, но даже тех, кто ненавидит Его, отвергает само Его существование и делает несчастной жизнь всех вокруг. Почему Он это делает? Он благ и хочет, чтобы люди об этом знали. Бог также желает, чтобы люди, которые отвергли Его, имели возможность покаяться. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).
Но тот факт, что Бог даёт жизнь и благие дары каждый день для праведных и неправедных, не означает, что Он игнорирует грех людей. «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Каждый день мы слышим об умирающих людях. Бог напоминает нам, что сегодня может быть наш последний день.
Почему Бог не судит грешников?
Иногда мы смотрим на неверующих людей вокруг нас и удивляемся милости Божией в их жизни. Они здоровы и успешны, хотя живут своей жизнью, игнорируя Бога или даже борясь против него. Почему Бог терпелив с ними? Почему Он не судит их?
Мы должны понимать, какую именно благодать Бог даёт людям. Хотя Он заботится о нас, но это не значит, что Он даёт каждому абсолютно всё, что тот хочет. Ежедневно люди умирают от голода, болезней, несчастных случаев, стихийных бедствий и преступлений. Многие, но не все. Каждый из нас заслуживает смерти, но Бог по благодати сохраняет миллиарды людей каждый день.
Здесь Иисус ясно говорит, что несчастья, подобные жестокому убийству Пилатом некоторых галилеян или падению башни в Силоаме, не обязательно происходят с людьми, потому что те хуже, чем другие. Фактически, Он говорит о том, что все заслуживают смерти. Одна из причин, по которой Бог допустил гибель этих людей, — чтобы живущие задумались о смерти и стали готовиться к собственной встрече с Богом. Бог позволяет нам жить для того, чтобы мы могли приносить плоды. Другими словами, Бог ожидает ответа на ту благодать, которую Он даёт.
Наш ответ на благодать
Какой же ответ Бог ожидает от нас? В 13-й главе Евангелия от Луки Иисус призывал людей к покаянию. В чём мы должны покаяться? Во многом, включая то, что мы, по своей гордости, считали заслуженным всё, что получили в жизни. Нам придётся также покаяться в недовольстве Богом за то, что Он не дал нам того, что мы хотели.
Ещё один ответ, который Бог ожидает от нас за ежедневную благодать, изливающуюся в нашу жизнь, — это благодарность. Мы должны быть благодарны за то, что нам дано. Иногда мы так сосредоточены на том, чего у нас нет, что не замечаем того, что у нас есть.
Покаяние и благодарность помогают нам применять дары, которые Бог нам дал, более мудро. Мы должны использовать время, которое Он даёт нам каждый день, для исполнения Его воли. Мы должны использовать силу и мудрость, которые Он даёт, чтобы делать правильный выбор, который принесёт пользу не только нам самим, но и другим.
Наконец, в ответ на Божью благодать мы должны давать благодать другим. «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:44). Если мы посмотрим вокруг, то увидим многих, кто, по нашему мнению, не заслуживает нашей благодати. И всё же Господь призывает нас быть похожими на Него и дарить благодать тем, кто ненавидит нас и причиняет нам боль. Мы должны прощать, не требуя возмездия, и молиться, чтобы благодать, которую Бог изливает через нас, привлекла бы их к нашему чудесному Богу, который хочет, чтобы каждый испытал полноту Его любви.
Как-то богословы собрались, чтобы сравнить различные религии мира, и спорили о том, в чём особенность христианства. Услышав об этом, писатель Клайв Льюис, автор саги «Хроники Нарнии», ответил: «О, это просто. Это Благодать». Идея Божьей любви, приходящей к нам даром, не требующей от нас усилий, — радикальна. Она может исходить только от любящего и милостивого Бога, который послал Своего Сына умереть за нас.