140-летие баптистского движения на волгоградской земле

В конце мая 1874 года 16-летний юноша Иван Жидков, житель села Дубовка, уверовал в Иисуса Христа и принял водное крещение по вере, которое преподал ему пресвитер из Саратова Иван Васильевич Макаров. Иван Жидков вскоре после этого уехал в село Пришиб (ныне город Ленинск Волгоградской области), где жил у брата Харлама Николаевича Тараканова до конца 1876 года. У него он и работал, и получал духовное воспитание. Но с декабря 1876 года началась для восемнадцатилетнего Ивана Жидкова другая жизнь — он поступил на службу в Британское и иностранное библейское общество в качестве книгоноши в Одессе и в Харькове.

В 1880 году Российское библейское общество поручило ему быть книгоношей в Саратовской и Астраханской губернии. Уехав из Харькова, он ревностно принялся за духовную работу вначале в Дубовке, а потом и в Пришибе и всей Ахтубинской долине, распространяя книги Священного Писания, беседуя о Слове Божьем и проводя собрания. Вернувшись в Царицын, Жидков вызвал из Харькова свою невесту Анну Ивановну Василенко. Они по милости Господа вступили в брачный союз, и Анна была ему помощницей в деле создания в Царицыне общины баптистов. До того, как образовалась евангельская церковь в Царицыне, уже существовали молодые церкви в Дубовке, Пришибe и Заплавном, и состояли они в основном из бывших молокан.

В январе 1884 года Иван Жидков овдовел, а позже вступил во второй брак с сестрой в Господе Елизаветой Яковлевной Плесковой, которая была с ним до конца его земной жизни. Иван Иванович отошёл к Господу 24 февраля 1927 года. В его доме регулярно проходили евангельские собрания. Он был бессребреником, у него находили приют все нуждающиеся и гонимые. Его верная помощница Елизавета Яковлевна, безропотно неся все тяготы постоянного странноприимства, в своей жизни являла христианские добродетели. Эта чета собрала обильный плод в своих детях: все семь оставшихся в живых детей были верующими, членами евангельских церквей. Многие из них стали служителями на ниве Божьей.

Гонения в дореволюционные годы

Начиная с первых шагов, российское евангельско-баптистское движение, как на территории всей России, так в Царицыне, встречало массу трудностей, связанных с негативной реакцией на свою деятельность со стороны реакционной части православного духовенства и некоторых государственных чиновников. На местах духовенство часто натравливало своих прихожан на односельчан-евангелистов, что нередко приводило к погромам, издевательствам, пыткам, а также попыткам насильственного возвращения в лоно православия, насильственного крещения детей евангельских верующих.

Осенью 1894 года для церквей Царицына, Заплавного, Пришиба и других населённых пунктов наступило тяжёлое время. Собрания баптистов были запрещены, и пресвитерам этих церквей приходилось устраивать богослужения в таких местах, где наименее вероятно было появление полицейских. Но, несмотря на трудные времена, председатель баптистского союза Дей Иванович Мазаев в трудные годы победоносцевского лихолетья созывал всероссийские съезды баптистов в 1889, 1890 и 1898 годах именно в Царицыне.

В период с 1903 по 1905 годы правительство Российской Империи принимает ряд законодательных актов, которые несколько ослабили атмосферу религиозной нетерпимости в стране. Людям было разрешено переходить из Русской православной церкви в другие конфессии.

С объявлением Манифеста о религиозной свободе баптисты сейчас же воспользовалась предоставленными им правами и начали оживленную миссионерскую деятельность. Они устраивали публичные собрания в театрах, аудиториях и трактирах. Баптисты достаточно эффективно воспользовались предоставленными свободами. Число их общин и последователей росло. В 1910 году община баптистов в Царицыне насчитывала около 120 членов.

Послереволюционное время

Когда в России началась революция 1917 года, она была встречена баптистами как свобода для проповеди Евангелия. Большевики ещё до революции признавали баптистов и выражали протест по поводу гонений на них, поэтому первые годы советской власти прошли для баптистов сравнительно благополучно. В январе 1918 года большевики издали знаменитый «Декрет об отделении церкви от государства» и Православная церковь была поставлена на один уровень с другими вероисповеданиями.

Первое послереволюционное десятилетие, особенно период НЭПа, сами духовные руководители баптизма называли «золотым десятилетием». Оно было отмечено быстрым ростом и распространением по стране «баптистских и евангельских общин, создаваемых ими коллективных хозяйств, коммун и кооперативов, организацией Баптистского союза молодежи (Бапсомола).

Читайте также: Золотое десятилетие Царицынской церкви (1918—1928)

Точных данных о количестве церквей и верующих того времени нет, можно найти только отдельные сведения. Так председатель Союза баптистов Николай Васильевич Одинцов на Европейском конгрессе баптистов в Риге 8 ноября 1926 году говорил в своём докладе, что в братстве насчитывается 6500 общин с общей численностью 500 тысяч членов.

Однако с марта 1928 года в центральных газетах страны — «Комсомольской правде» и «Правде» — стали появляться статьи, в которых обращалось внимание на расширение евангелизационной работы баптистов и высказывались призывы к решительным методам борьбы. «Самая мощная секта, — писала «Правда», — это баптисты». «Расширили свою работу евангелисты», – вторила ей «Комсомольская правда». Так называемое «золотое десятилетие» подошло к концу. Евангельско-баптистское движение, как и другие религиозные организации в стране, было поставлено под жёсткий контроль органов и стало объектом резких нападок антирелигиозной пропаганды.

Невозможно описать все трудности, которые пережила община Царицына, а потом — Сталинграда и Волгограда, за последующие десятилетия до того периода, когда пришла в Россию настоящая свобода в 90-х годах прошлого столетия.

Новое время

В 1990 году в Волгоградской области было 17 церквей ЕХБ, входящих в Российский союз ЕХБ. За два года — 1990 и 1991 — волгоградская церковь провела более 70 евангелизационных мероприятий в церквях, домах культуры, на открытых площадках. Появилась возможность благовествовать в тюрьмах, проводить концерты в домах культуры и в концертном зале Речного порта.

1990 год стал годом открытия новых церквей в Волгограде. Красноармейский райисполком подписал документы, разрешающие нашим братьям и сестрам проводить богослужение в южной части нашего города, и 17 января состоялось первое богослужение, на котором проповедовал Валентин Михайлович Воробьёв. Эта церковь впоследствии стала носить название «Южная». Так появилась в Волгограде вторая городская церковь.

Третья церковь, «Северная», организовалась в 1992 году, вначале — в небольшом количестве, примерно около 20 человек, на улице Любови Шевцовой в Краснооктябрьском районе Волгограда.

В 1993 году в Волгограде во Дворце спорта проходило крупное евангелизационное служение, организованное миссией «Возрождение». В течение трёх вечеров велась видеотрансляция служений с участием Билли Грэма. После каждого служения вышедшие на покаяние люди заполняли анкеты, оставляя контактную информацию. Одному из братьев Центральной церкви, Владиславу Александровичу Комбарову, была поручена организация из этих людей группы по изучению Библии. После проведения семи уроков посетители группы пожелали продолжить встречи. А в конце осени возникла идея создания самостоятельной церкви, которую мы сегодня знаем как церковь «Возрождение», и название она получила благодаря миссии «Возрождение», через служение которой и было положено её начало.

Читайте также: Как начиналось «Возрождение»

Ещё одна церковь в Волгограде, церковь «Преображения», образовалась в июне 1994 года после возвращения Петра Валентиновича Воробьёва с учёбы в Санкт-Петербургском христианском университете. В центре города несколько братьев и сестёр под его руководством решили проводить встречи «Христианского кафе» в кафе «Волга» на проспекте им. Ленина, приглашая на них своих неверующих друзей. На эти христианские встречи в кафе стали приходить люди, и некоторые из них посвятили свои жизни Богу и пожелали изучать Библию. Всех заинтересовавшихся приглашали в арендованный с начала июля небольшой кинозал музея-панорамы «Сталинградская битва» на регулярные встречи.

Читайте также: История образования церкви «Преображения»

Наши дни

С начала нового тысячелетия в Волгограде было открыто ещё несколько церквей: — «Святая Троица», «Спасение Христово», «Еммануил», «Есфирь».

Итак, в эти дни мы отмечаем 140-летие того, как образовалась первая баптистская община в Царицыне, который затем был переименован в Сталинград, а потом стал Волгоградом. В начале прошлого века церковь евангельских христиан-баптистов в Царицыне насчитывала несколько десятков человек. В настоящее время постоянными прихожанами волгоградских церквей являются более тысячи человек. Ещё 30 лет назад в Волгограде была лишь одна церковь, но со времени перестройки в городе и на его периферии открылось ещё несколько церквей.

Слава Богу за тот путь, который прошла Его церковь за эти 140 лет!


Опубликовано

Читайте также