Зачем крестился Иисус?

Ежегодно 19 января (6 января — в Католической церкви) активно празднуется и имеет заслуженное место и время в церковном календаре праздник крещения Господня.

Историко-культурная перспектива

Эта дата касается празднования как в среде евангельских христиан, так и верующих православной традиции. Для последних имеет значение более историчное название праздника — «Епифания», что означает явление, или же в более широком смысле «Теофания» — Богоявление. Также в древности его называли «праздник Светов» или «Святые Светы», что означало «ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный» (П. Ю. Малков, доцент ПСТГУ).

Явление «Света Неприступного» в верованиях православных сопровождается сверхъестественным и мистическим изменением и освящением всего, к чему этот Свет прикасается, — духовной и физической природы мира в целом, воды, душ и тел крестящихся людей, и т. д. Поэтому сегодня неотъемлемой частью православного празднования Крещения является ставшее уже популярным в народе практическое исполнение крещенских обрядов: проведение крещенских литургий на берегу рек и водоёмов, троекратное погружение в крещенскую купель, освящение воды и т. д. По убеждениям православной церкви, Иисус Христос, погрузившись в воды Иордана, «заложил» возможность духовного обряда «водосвятия», поэтому накануне праздника вода освящается в православных храмах, а непосредственно в день праздника Богоявления обряд освящения совершается в отношении вод открытых рек и водоёмов.

К слову сказать, сегодня православным священством и теологами всё чаще пересматривается опыт активного ежегодного «обрядового» крещения, столь популярного в народной среде. Уже открыто можно услышать мнение православных иерархов о том, что «обрядовое» ежегодное крещение есть не совсем библейская рекомендация, а скорее более народная, традиционная практика. Таким образом, в православной среде снимается напряжённость в отношении ежегодно крестящихся, которые, называя себя православными, по сути таковыми не являются.

В церквях евангельско-баптистского братства празднование крещения Господня связано с воспоминанием о том, как был крещён Иисус Христос. Практическое значение крещения как раз находится в осмыслении этого события и поиска возможных сфер применения для нас, как для последователей Мессии. Всю информацию, связанную с фактами и значением крещения Христа, в первую очередь мы ищем не в каких-либо преданиях, сказаниях и народных традициях, а в Святом Евангелии.

Евангелисты о крещении

Тексты из Евангелий с разных перспектив описывают суть этого Божественного события. Авторы-писатели говорят о Христе, как о Сыне Человеческом, который, уподобившись людям, пришёл к водам Иордана, чтобы, приняв крещение, именно таким образом начать исполнять «всякую правду» (Мф. 3:15). Иисус Христос присоединился к множеству простых людей, пришедших к пророку для крещения. Интересно, что Иоанн Креститель пытается сознательно удержаться от того, чтобы крестить Сына Человеческого. Но Христос при народе говорит ему: «Оставь теперь». Во-первых, этот ответ указывает на исключительный и временный аспект реакции Христа («на этот раз оставь»), и, во-вторых, собственно на правильность оценки всего происходящего непосредственно самим Иоанном: «Но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его» (Мф. 3:11).

Евангелист Матфей

Также у евангелиста Матфея крещение Христа мистическим образом сопряжено с грядущими апокалиптическими событиями, которые обязательно будут реализованы в будущем: «Соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнем неугасимым» (Мф. 3:12). Внимательному читателю бросается в глаза существующее пророческое предвосхищение будущих событий. Иоанн знает, что это точно будет, но не знает, когда это будет. Это типично для пророков Ветхого Завета и их посланий.

Евангелист Марк

Марк более детально подчёркивает видение Иоанна, которое, похоже, было необходимо прежде всего самому пророку: «Увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мк. 1:10). Об этом же упоминает и апостол Иоанн: «На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33). После этого, по описанию евангелиста Марка, Иисус немедленно был ведён в пустыню (Мк. 1:12). Эта сжатость повествования Марка и о событиях крещения, и об искушении в пустыне как бы уточняет и настраивает фокус, более ярко показывая фигуру Христа, как провозвестника Божьего Царства: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). В этом смысле личность Христа явственно контрастирует с личностью Иоанна, который обличал и призывал к покаянию (Мк. 1:5). Христос же не только призывает к покаянию, но более акцентировано — к вере в Евангелие (Мк. 1:15). Покаяние — это лишь начало пути к жизни по вере в Евангелие.

Евангелист Иоанн

В повествовании евангелиста Иоанна мы видим развитие этой богословской темы с точки зрения личности Мессии. Поэтому для Иоанна важно определение Христа как «Агнца Божьего», который является и Сыном Божьим (Ин. 1:34,36). Поэтому и восприятие Иоанном Крестителем этого Божьего Посланника следующее: «Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Евангелист Лука

У Луки, пожалуй, самое обширное повествование о служении Иоанна Крестителя и о крещении самого Иисуса. Смотря на крещение Христа глазами Луки, интересно увидеть деталь, которую он подчёркивает: «Иисус, крестившись, молился, — отверзлось небо, и Дух Святой нисшёл на Него» (Лк. 3:21-22). В остальном же при сравнительном анализе можно увидеть схожесть описания этого факта. Повествование о крещении у Луки занимает всю 3-ю главу, и лишь только в самом конце главы врач Лука, ориентированный на представление исторических фактов о жизни Иисуса, прежде всего иудеям показывает родословие Христа, которое неожиданно для читателя заканчивается: «Еносов, Сифов, Адамов, Божий» (Лк. 3:38). Определённо ясно: упоминание родословия указывает на апологетическое значение статуса Христа не просто как Сына Человеческого, но и как Сына Божьего.

Итак, Евангелие представляет нам образ крещения Иисуса Христа не в линейной проекции, не в палитре чёрно-белых цветов, но в многообразии ярких и глубоких образов и символов, имеющих значение и грани применения для современных учеников Христа.

Два главных практических вопроса сегодня могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Зачем крестился Иисус Христос?
  2. Какое это может иметь значение для меня как для ученика Христа?

Богословский взгляд: зачем крестился Иисус Христос

В первую очередь вопрос о крещении Иисуса Христа должен быть рассмотрен в системе богословских координат, и только после этого — в свете догматических резолюций. Феномен крещения Христа лежит в области сочетания двух природ Христа: природы божественной и природы человеческой.

Халкидонский собор 451 года утверждает, что «мы все единогласно учим исповедовать Одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Совершенным по Божеству и Его же Самого Совершенным по человечеству; Подлинно Бога и Его же Самого подлинно человека: из разумной души и тела. Единосущным Отцу по Божеству и Его же Самого единосущным нам по человечеству. Подобным нам во всём, кроме греха (Евр. 4:15)».

Как Сын Божий, обладающий полнотой Божественной природы и власти, Христос не имел нужды в принятии крещения, ибо Он есть Тот, кто Сам даёт «всему жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17:25). Мы понимаем, что выражение Павла «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» буквально указывает на всяческое соответствие и полноту Христа как Бога (Флп. 2:6). В этом смысле мы утверждаем, что не Сын Божий крестился, но Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял крещение.

Но даже когда мы рассуждаем о крещении Христа, как Сына Человеческого, у нас возникает богословская «напряжённость», касающаяся целей Христа в крещении. Ведь крещение Иоанна есть крещение покаяния. Авторы Евангелий это недвусмысленно подчеркивают: «Явился Иоанн, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мф. 3:6, Мк. 1:4, Лк. 3:8). Означает ли это, что Христос нуждался в проповеди о покаянии или тем более — в прощении грехов? Конечно, нет!

Мы верим, что Христос, как Сын Человеческий, обладал полнотой и человеческой природы. Он не играл роль человека, но был человеком. В нём жила душа и личность человека. Поэтому и Его жизнь во плоти была не симуляцией, но это были настоящие человеческие годы, наполненные разными эмоциями и переживаниями человеческой личности. Он не был полубогом и не был получеловеком. Лишь одно исключение, которое отличало Христа от любого из нас, заключалось в том, что в Нём не было греха. Апостол Пётр пишет: «Он не сделал никакого греха» (1 Пет. 2:22). Сама грамматическая конструкция стиха указывает на истину о том, что в жизни Христа, как и у нас, было множество искушений. Но он не поддался им. Вторая мысль — в Нём не было никакого греха. Никакого греха — означает абсолютную безгрешность, даже в словах. В течение своей земной жизни и служения Христос никогда не делал выбор в пользу греха: «Ибо идёт князь мира сего, и во мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Это утверждение, факт, основание нашей веры.

Один из исследователей жизни Христа выражает это так: «Сам Бог сошёл на землю, в этот бренный и грязный мир, для того, чтобы пройти путь верующего Богу человека и соединить несоединимое — тленную материю и вечный блаженный дух. Иисусу Христу это удалось» (М. В. Шелудько, греко-католик, религиовед, журналист, секретарь Одесского богословского товарищества).

Практическое применение

Какое это может иметь значение для меня как для ученика Христа? Факт неподражаемости Христа в образе крещения для нас очевиден, потому как все мы крестящиеся нуждаемся в очищении от нашей греховности. А Он, безгрешный и крестившийся, в этом не подобен нам.

Вопросы практического применения для современных учеников Христа могут быть сформулированы в нескольких тезисах:

  • Крещение Христа показывает нам пример в том, что Христос уподобляется нам, чтобы все те, кто желают уподобиться Ему, по Божьей благодати могли находиться в этом процессе. Нахожусь ли я в процессе освящения и преображения в образ характера Христа?
  • Принимая крещение, Христос исполняет «всякую правду». Как моё крещение и следование за Иисусом исполняет Божью правду?
  • Крещение Христа определяет Его как кроткого Божьего Агнца, который готов исполнять волю Отца во всей Своей жизни. Смотря на мотивы и поступки Христа, как я могу учиться Его кротости и смирению?
  • Само по себе крещение, как церковная традиция или обряд, не имеют никакого значения, если крестящийся не намерен исполнять волю Божию, подобно как и Христос исполнил. Позволяю ли я Христу быть Господином моего сердца?
  • Крещение — это заповедь, оставленная Христом для всех уверовавших в Него. Поэтому крещению всегда предшествуют покаяние и исповедание Христа как единственного Спасителя и Господа. Моё крещение — это крещение по личной вере во Христа?

Итак, крещение Христа не было обусловлено Его нуждой в исповедании и прощении грехов. Наоборот, причиной Его крещения была и остаётся наша человеческая греховность и наша нужда в спасении. Основная причина крещения Христа — это исполнение «всякой правды» (Мф. 3:15). Этот шаг Христа в воды Иордана является добровольным примером смирения и самоопределения Христа, как Сына Человеческого. Он и в этом становится как мы и не стыдится ассоциировать себя с грешным народом. Таково удивительное начало служения Христа, смиренного и кроткого Агнца Божьего: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано

Читайте также