С какого возраста можно крестить детей?

Когда ребёнку стоит креститься? Очевидно, что ребёнок должен быть крещён после того, как поверит в Иисуса Христа. Крещение предназначено для тех, кто отвернулся от своих грехов и возложил своё упование на Христа. Крещение — для верующих (см. Деяния 2:41; 8:12; 10:47; 16:30–34).

Кажется довольно просто, ведь так?

В своей книге «Систематическое богословие» Уэйн Грудем пишет:

Крещение — это символический обряд, совершаемый поместной церковью, который демонстрирует, что человек действительно доказал, что он на самом деле является верующим.

Я упоминаю заявление Грудема, потому что оно заставляет нас задержаться на том уточнении, что крещение предназначено для тех, кто «действительно доказал, что он на самом деле является верующим». Это утверждение должно вызвать у нас здравый и вдумчивый вопрос: «Какие „убедительные доказательства” мы должны найти, чтобы со спокойной совестью крестить ребёнка?»

В конце концов, мы не хотим спешить с решением по нескольким причинам. Во-первых, мы не хотим ошибочно заявлять или подтверждать, что ребёнок спасён. Во-вторых, если у ребёнка есть верующий родитель, который живёт Евангелием и проповедует его, то более чем вероятно, что ребёнок захочет быть христианином, и может сказать, что он христианин и живёт по-христиански — точно так же, как мама и папа. Дети хотят быть похожими на своих родителей. Родители являются героями для своих детей, и дети могут как попугаи повторять в точности то, что они слышат. Ребёнок, произносящий правильные слова, — это обнадёживающее начало, но это не значит, что он спасён (От Матфея 7:21–23).

Родители несут огромную ответственность, когда приходит время оценить, можно ли крестить ребёнка. Я считаю, что это отличная идея, чтобы родители попросили пастора поговорить с ребёнком. В свою очередь, пастор находится в невыгодном положении, потому что он не так близко, как родитель, знаком с духовным состоянием и поведением ребёнка дома. Конечно, эти вещи не спасут ребёнка от греха, но они с большой долей вероятности являются необходимым подтверждением наличия у церкви убедительных доказательств для крещения ребёнка, и, следовательно, утверждения о том, что он библейски возрождён и спасён.

Итак, какие «убедительные доказательства» нужно найти, чтобы подтвердить и торжественно отметить крещение ребёнка?

На этот вопрос нелегко ответить. Это сложно, и я думаю, что всё осложняется как проблемами взрослой жизни, так и наивностью желаний ребенка и его обучаемым сердцем. Я постараюсь объяснить это чуть ниже. А вот некоторые истины, которые ребёнок должен понимать, чтобы получить спасение, и затем быть крещённым по вере.

Ребёнок должен понимать, что Бог свят и праведен. Он должен понимать, что Бог совершенно безгрешен. Как можно узнать, что ребёнок понимает и осознаёт это? Во-первых, я не думаю, что сам вполне могу постичь безупречную святость Бога, но я признаю, что Бог совершенно отличается от меня Своими могущественными способностями и моральным совершенством. Ребёнок должен также видеть, что по своей греховной природе он морально несовершенен и безнадёжно неправеден (Псалом 13 и Ефесянам 2:1–3). Пока он не поймёт, что Бог совершенен, он не поймёт и вторую истину, которую нужно знать и прочувствовать.

Ребёнок должен понимать, что он грешник (Римлянам 3:9–18; 3:23), и он должен показать, что Святой Дух позволил ему осознать свой грех. Это особенно трудно распознать, потому что иногда мы ожидаем, что ребёнок будет вести себя как взрослый. Другими словами, если их поведение приемлемо, то мы можем ошибочно рассматривать это как доказательство того, что они раскаиваются в грехе и следуют за Христом. Однако может быть так, что мы видим не обличение Духа, но вместо этого наблюдаем изменение поведения, которое является результатом поиска родительского одобрения? Например, обязательно ли означает, что ребёнок осознает грех, если он горестно плачет о том, что ударил брата или сестру? Всегда ли печаль или жалость равны осознанию и раскаянию? Что должно нам показать, что ребёнок понимает, что он грешник, нуждающийся в Спасителе Иисусе? Как выглядит осознание греха у ребёнка? Вот несколько вопросов, которые помогут определить, живёт ли Дух внутри ребёнка, подтверждая, что он является верующими:

  • Сознаётся ли он в проступке, даже не быв пойман? Приводит ли это осознание к самостоятельному признанию того, что он согрешил?
  • Он признаётся в грехах, которые, как он знает, могли бы сойти ему с рук?
  • Он причиняет боль другим, не будучи предупреждёнными о том, что он может причинить боль?
  • Он чувствителен к нуждам и боли других?
  • Он берёт на себя инициативу делать добрые дела для других?

Эти вопросы полезно помнить, потому что они показывают, что действия ребёнка не являются простой реакцией на последствия его поведения. Если ребёнок реагирует на что-то внутреннее, возможно, это побуждение Духа, а не гнев мамы и папы или ожидания окружающих. Мне кажется, что это своего рода доказательство действия Святого Духа, потому что Святой Дух ведёт войну против плоти внутри ребёнка. Последний вопрос: замечает ли он грех против Бога или только грех против людей? Это возвращает нас к первому вопросу. Если это только печаль из-за действий против людей, то он, возможно, не понял, что его поступки, которые причиняют боль людям, действительно являются грехом против Бога (Псалом 51). Всякий грех есть предательство Бога, и ребёнок-христианин должен быть способным признавать эту христианскую реальность.

Ребёнок должен понимать, что только Христос может его спасти (От Иоанна 14:6; От Иоанна 17:3; Деяния 4:12). Исповедал ли ребёнок своими устами, что Иисус есть Господь, единственный путь к Богу Отцу, и поверил ли он в своём сердце, что Бог воскресил Иисуса из мёртвых? Имеет ли он соответствующее для ребёнка понимание того, что Иисус жил совершенной жизнью, которой мы должны были жить, и потому что Он был совершенным, только Иисус мог умереть на нашем месте, чтобы взять на Себя гнев, который мы заслужили? Иисус — единственная надежда любого ребёнка, и он должен понимать это.

По крайней мере, я считаю разумным придерживаться этих трёх пунктов как свидетельства того, что ребёнок действительно рождён свыше.

Если вы можете ответить «да» на все три вопроса, то, похоже, пришло время отпраздновать заповедь крещения в вашей церкви.

Имея это в виду, вот несколько выводов. Во-первых, чтобы спастись, ребёнок должен верить в то же самое, во что должен верить и взрослый. Во-вторых, ребёнок должен знать Евангелие и понимать его практическое применение. Загвоздка вот в чём: как взрослый увидит работу Духа в жизни ребёнка?

Это является уроком для взрослых. Знаем ли мы Божье слово достаточно хорошо, чтобы знать личность Святого Духа? Распознаём ли мы работу Духа в нашей собственной жизни достаточно хорошо, чтобы распознать её в жизни своего ребёнка? Кроме того, знаем ли мы своего ребёнка достаточно хорошо, чтобы понять, что в его жизни происходит что-то сверхъестественное?

Здесь кто-то может сказать, что я помог мало или вообще не помог, так как я предположил, что свидетельства, которые нам нужно увидеть, — те же самые, что должны быть и у взрослого. Итак, вот три заключительные мысли, которые могут помочь обнаружить три необходимые пункта, указанные выше.

Если у ребёнка имеются все три, не повредит немного подождать перед крещением. Не торопите ребёнка принять водное крещение. Будьте терпеливы и посмотрите, будут ли они периодически спрашивать о том, когда у них будет шанс показать людям, что они верят в Иисуса. Если Бог спас вашего ребёнка, то у него будет настойчивое стремление повиноваться. Одним из определяющих признаков Духа является настойчивость в послушании вере. Ребёнок может не спрашивать об этом каждый день, но он будет постоянно вспоминать об этом в течение определённого времени.

Внимание! Не ждите слишком долго. Опасность слишком долгого ожидания заключается в том, что послушание сводится к минимуму или не представляется безотлагательным и важным. Я не хочу, чтобы мой сын или дочь говорили мне: «Папа, почему ты мне не веришь?» Просто убедитесь, что вы нашли время, чтобы объяснить своему ребёнку, почему вы ждёте, пока вы ждёте.

Наконец, помните, что в этом, как и во всём остальном, есть возможность доверять Богу и видеть работу Духа в своей собственной жизни. Бог знает, что делает, даже если вы не понимаете этого. Молитесь, как если бы вы тоже понимали всё. Крещение невероятно важно, потому что наше послушание как спасённых людей важно (От Иоанна 14:15; 1 Иоанна 2:3), но крещение не спасает ни вас, ни вашего ребёнка. Бог спасает Своей благодатью через веру в Иисуса и только в Иисуса.


Брент Прентис — старший пресвитер баптистской церкви «Игл Хайтс» в г. Стилуотер (Оклахома, США). Окончил Баптистскую семинарию Среднего Запада со степенью магистра богословия. Женат и имеет двух сыновей и дочь.

Автор — © / For The Church
Перевод — Инна Сумерская для Баптисты Нижней Волги

Опубликовано

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: