19 января Православная и другие церкви России особо отмечают праздник Крещения Господня. В этот день многие люди купаются в проруби. Я в этот день не купаюсь и хочу в этой статье поговорить, что же это за праздник такой — Крещение Господне.
В прочитанном тексте мы находим три важных признака крещения.
1. Крещение есть осознанный шаг человека
Меня всегда удивляет, что предрассудки так хорошо уживаются с компьютерами, коллайдерами и орбитальными станциями, которые «бороздят просторы Вселенной». К сожалению, в области религии также немало предрассудков — суждений, вынесенных не из размышлений и опыта, а из догадок и слухов. Люди склонны очень многое делать в силу некого мистического побуждения, не затрудняя себя поиском здравого смысла. Спросите их, почему так называемые святыни обладают чудодейственной силой, и они пожмут плечами и скажут: «Говорят, что это помогает!» Или спросите их, зачем около покойника ставится стакан с водой и накрывается печеньем, и вам скажут: «Все так делают»! Спросите, зачем крестить ребенка, если в Библии нет повеления на этот счёт, и получите ответ: «Таков уж обычай!» Чем туманней церемония, тем охотнее в ней участвуют и тем охотней ей отдаются всей душой, а разум «отправляют в отпуск».
Мы не должны уподобляться суеверным людям. Мы должны понимать, что мы делаем! Именно этому учит нас пример Христа. Христос шёл к крещению вполне сознательно. Ему было на тот момент тридцать лет — уже вполне сложившийся человек. Его никто не тянул за руку к реке, никто не уговаривал и не заставлял креститься. Крещение было Его личным решением. Он помнил день, в который это произошло, помнил разговор с Иоанном Крестителем, помнил реку Иордан, в которую погружался. Но более всего Он понимал цель этого действа. Христово отношение к крещению должно быть и у нас.
Жизнь со Христом не может быть неосознанной! Ведь она требует волевых усилий, жара сердца и разума. Ведь она, как и брачная жизнь, зиждется на одном и том же законе самоотречения: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет её. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (От Луки 9:24–25)
2. Крещение есть послушание воле Господней
Бог не требует послушания ради послушания. Все Его повеления имеют разумные основания. Когда Бог требует от людей почитать отца и мать, не лгать, не воровать, не прелюбодействовать, Он имеет в виду разумное основание — благо человечества. Без этих условий ему не выжить на планете. Предавая себя грехам, человек оскверняет свою душу, открывает её влиянию бесов, и она становится грубой и самолюбивой. Сколько неприятностей, а подчас трагедий приносит такая душа близким и друзьям! Грех может привести человека на скамью подсудимых и непременно — на суд Божий. Чтобы этого не случилось, Бог и даёт Свои заповеди.
Повелевая Иоанну преподать Христу крещение, Бог преследовал важную цель: явить Мессию Израилю. Иоанн был совестью нации, его почитали пророком и к Его слову прислушивались. И когда он открыто сказал народу: «Долгожданный Мессия пришёл!» — тысячи людей поверили ему (Ин. 1:29-33).
Для верующих крещение — также своего рода явление, но не Израилю, а Церкви. Это первое послушание открывает христианину двери в члены Церкви, ибо она слышит свидетельство, как привёл его Господь в их среду, слышит его признание в любви к Господу и Его народу. Без крещения Церковь не может признать человека своим. Вот почему оно важно!
3. Крещение есть посвящение на служение
Христос вошел в иорданские воды, которые символизировали отождествление Его с народом. Массы людей перед Ним крестились крещением покаяния, и Он вошёл в ту же воду, куда сходили толпы, не потребовав для себя VIP-места, «не осквернённого» присутствием грешников. Он шёл послужить людям, решив быть не над ними, а с ними. Вот почему Он отказался от земных привилегий — в таком положении Он был близок максимальному числу людей.
Он вышел служить тем, которые были безутешны в своей отчуждённости от Бога. Он провозгласил в синагоге Назарета цели Своего служения: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (От Луки 4:18–19). Вот почему в ответ на такое великое посвящение Небесный Отец обильно излил Духа Святого на Своего Сына и засвидетельствовал о Своей любви к Нему. Поэтому Христос смог эффективно служить материальным и духовным нуждам людей.
Наше отношение к крещению
Когда мы рассуждаем об этом празднике, невольно напрашивается вопрос: «Имеем ли мы Христово отношение к крещению?»
Мне думается, что среднестатистический православный россиянин, принимая крещение, делает это безо всякой мысли о служении. Он поступает эгоистично, преследуя лишь собственную выгоду в спасении души или здоровье тела, и не раскаивается в этом. В свете примера Господа Иисуса Христа следовало бы пересмотреть такой подход.
Что же для нас, христиан XXI века, означает крещение? Апостол Пётр говорит о водном крещении следующим образом: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21).
- Водное крещение — это ответное согласие на вхождение в Завет с Богом, согласие на Божье требование иметь добрую совесть. Это значит, что добрая совесть должна проявляться во всех сферах жизни верующего: в его словах, помыслах, действиях, служении, в контактах с домашними и посторонними, друзьями и врагами.
- Крещение есть соединение со Христом и Его смертью. Погружаясь в воду, крещаемый свидетельствует, что он погружается во Христа и тем самым умирает для греха. Поднимаясь из воды, он свидетельствует о своём воскресении и о новой жизни во Христе Иисусе.
Разумеется, эти процессы происходят в духовном мире, и только в том случае, если крещаемый совершил истинное покаяние и имеет веру от всего сердца в Господа Иисуса. Если нет покаяния и веры, то крещение останется для человека лишь «плотской нечистоты омытием». Но если человек имеет веру, то через неё в крещении завершается единение со Христом, начатое при покаянии.
Таким образом, водное крещение является неизгладимым переживанием христианина, внешним выражением его внутреннего духовного состояния, открытым свидетельством о решимости всегда стоять на стороне Иисуса Христа и всегда быть Его активным последователем.