Sola Gratia: как весть о благодати может перевернуть вашу жизнь

«Sola Gratia» переводится с латыни как «только благодатью». Это один из пяти главных принципов христианской Реформации в Европе. К XVI веку учение церкви уже требовало радикальных перемен. Римско-католическая церковь настолько далеко ушла от основ Евангелия, что религиозный туман густым облаком осел на сознание множества людей и почти лишил их всякой надежды на спасение. За церковью в Европе тянулся кровавый след инквизиции, торговли индульгенциями и реликвиями, многих тысяч разрушенных жизней.

Мне представляется, как удары молотка, прибивавшего к дверям 95 тезисов Мартина Лютера, звучали сокрушительным громом для царства сатанинской лжи и безумия религиозных людей. Это было началом конца суеверия и невежества в христианстве.

Весть о великом подарке

Благодать означает незаслуженный дар. Это то, что дано мне и тебе, дорогой читатель, от любящего и благого Бога. В действительности, Бог не только добр, но и справедлив, а значит, кроме любви Он может испытывать и гнев. Это Бог, ненавидящий всякое зло и всё, что противно Его божественной природе. Поэтому перед днём суда даже самые смелые грешники в мире будут просить горы и холмы упасть на них, чтобы скрыть «от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откровение 6:16).

Хотя все люди согрешили, Бог в лице Иисуса Христа становится для нас любящим и добрым. Только через веру во Христа мы входим в присутствие великого и святого Бога, обретая в Нём своего Отца. Здесь не берутся во внимание наши заслуги и похвальные грамоты. Здесь никто не ведёт учёт каких-нибудь баллов. Всё меняет лишь то, что мы приняли тот великий подарок, открытый нам в Сыне Божьем!

Только Иисус спасает нас. Но от чего? Прежде всего от гнева Божьего: «Поэтому тем более ныне, будучи оправданы кровью Его, спасёмся Им от гнева» (Рим. 5:9). Всякий грех и нечестие людей уничтожаются гневом Законодателя, и мы, во грехах родившиеся, растаяли бы от Божьего гнева как восковая фигура перед доменной печью. Если бы не Иисус, который словно заслонил нас Собой и принял весь удар на Себя. Он выпил чашу гнева до последней капли и нам не оставил ничего! Он «осудил грех во плоти» (Рим. 8:3), потому что не совершивший греха стал жертвой за наш грех (2 Кор. 5:21). Он полностью, от начала до конца, решил вопрос нашего спасения и теперь предлагает его даром! Абсолютно бесплатно и абсолютно незаслуженно — это и есть благодать.

Мне страшно подумать, что Бог мог бы оказаться моим Судьёй: тогда бы у меня не было шансов выжить. Но теперь реальность выглядит совершенно иначе: «Слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24).

Весть об этой славной благодати наполняет сердце совершенной радостью. У меня всегда поднимается настроение, когда я думаю о том, как Бог мою веру в Иисуса вменяет мне в праведность! (Рим. 4:5). Филипп Янси однажды написал: «Если благодать закружит меня в своём танце, я буду танцевать!».

Нет ничего прекраснее, чем получить от Святого Духа уверенность, что благодать тебя полностью покрыла, и сам Бог тебя принял, как сына, простив грехи и очистив совесть! На фоне мрачного суеверия в 1517 году проповедь Лютера о спасении только через благодать Христа казалась революционной.

Благодать переворачивает наше мировоззрение

Мы начинаем ценить благодать только на фоне своих недостатков. Под тяжестью вины за неправедную жизнь человек с радостью верит словам об оправдании даром. Осознание себя грешником готовит его сердце к принятию Благой вести. Иисус говорил фарисеям, что мытари и блудницы вперёд них идут в Царство Божие (Матф. 21:31). Когда чьи-то грехи уже настолько всем очевидны, он уже не пытается их оправдывать или скрывать, а может наоборот даже сильнее ожесточиться. Такой человек грешит, что называется, «на всю катушку» или, можно сказать, он «искренен» в своих грехах. Сказав, что он нарушает и Божий закон, и общественную мораль, мы не открыли бы ему тайну. Вот почему среди мытарей и блудниц оказались те, кто последовал за Христом.

Проблемы с благодатью начинаются, когда человек рассматривает её в контексте своих «плюсов». Далеко не все люди считают себя по-настоящему грешными. Очень яркий пример мы находим в одной из Иисусовых притч о двух людях, пришедших в храм для молитвы. Один был фарисей, а другой мытарь. В предисловии к этой истории евангелист Лука пишет, что Иисус рассказал её для тех, «которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» (Лук. 18:9). В молитве фарисея мы почти не видим Бога, потому что он увлечён только собой. Любуется своими заслугами и достаёт их, как дорогие ордена, чтобы показать Богу. Чтобы ярче блеснуть, фарисей сравнивает себя с всякими грабителями, обидчиками, прелюбодеями и с тем мытарем, который молился неподалёку. На этом фоне он смотрится особенно выигрышно, автопортрет вышел великолепный. Разве нужна благодать тому, кто собой так доволен? Зачем нужно покаяние, когда вместо грехов находишь в себе только заслуги?

Глядя на нашу жизнь, я понимаю, что в нашем обществе почти не осталось места для благодати. У нас очень много морали и нравственности, а Христос и голгофский крест — как кость в горле. Человек может быть хорошим и без Христа — этот миф нам навязывают с самого детства.

Вот, среди детей проводят конкурс на лучший рисунок. Дети стараются, рисуют, но первое место достаётся всего одному. Остальные огорчаются и слышат утешения от взрослых: «Главное не победа, а участие. В другой раз победишь». С одной стороны, это совершенно нормально, но с другой, в ребёнке начинает формироваться модель мышления, которая однажды помешает ему при встрече с благодатью. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими.

Затем школа и её система оценок. «Пятёрка» — ты молодец! «Тройка» — подтянись, теряешь хватку. «Двойка» — совсем всё плохо, посмотри как учиться твой сосед по парте. Таким образом, соревновательный дух и стремление быть лучшим почти бессознательно овладевает человеком. В этом невидимом огне очень многие даже не замечают, что трудятся не для того, чтобы получить знания и научиться ими пользоваться, а для признания окружающими и «красивого» диплома.

Затем взрослая жизнь. Человек много трудится, чтобы добиться успеха. Сформированный в юности образ мышления подсказывает ему: «Ты должен быть лучшим. Должен быть первым. Только самому можно добиться успеха и признания. Этот мир суров. Выживает сильнейший». Человек начинает много требовать от себя и других, идёт против ветра, достигает высот. Удовлетворение приходит, когда становится понятно, что далеко не у всех получилось то же, что у него. Ну разве не здорово!

Неожиданно в такую жизнь стучится Евангелие. Человек встречается с благодатью Иисуса Христа и видит здесь то, что выводит его из равновесия. В царстве благодати людей не сравнивают друг с другом — там все взгляды обращены наверх! «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48). Да быть того не может, Господь, наверно, Ты шутишь?! Но здесь нет никакого сарказма, всё очень серьёзно. Бог не сравнивает нас с себе подобными, Он сравнивает нас с Собой!

Чтение Писания только сильнее убеждает, что до праведности Бога человеку никогда не добраться: Бог абсолютно свят. Если уровень Его святости для нас запредельный, то как можно стать таким же совершенным, как Он?

Прежняя привычка во всём быть первым и лучшим ведёт человека на путь, который называется самоправедностью. Тот, кто встретил благодать, но так и не понял её сути, добровольно берётся за работу, которая с самого начала обречена на провал. К сожалению, несмотря на все добрые намерения, этот тяжкий труд может только измотать и высушить. Верующий, который пытается своими силами себя изменить, много раз будет чувствовать себя глубоко несчастным. С недоумением он читает в Библии о великой радости для всех христиан и задаётся вопросом: «Ну почему её нет у меня?»

Путь самоправедности полон требований. Там звучат слова вроде «они должны», «здесь неправильно», «почему они так поступили», «прекрати, ты же верующий»... Там претензии и недовольства, там никого не любят и много чего требуют. Это можно назвать одним словом — религия. Религиозное мышление — это стремление самостоятельно угодить Богу. Более ста лет назад христианский писатель Чарльз Макинтош назвал такую систему «шедевром сатаны». Я слышал о многих христианских семьях, которые воспитывали своих детей в духе религии требований. Детей заставляли ходить в церковь и пугали адом, их ругали за несоответствие «общепринятым христианским нормам». Когда они выросли, многие из них покинули церковь, хлопнув дверью, по дороге отряхивая с себя этот религиозный дым как страшный сон. Христианский писатель и психолог Дэвид Ступ сказал: «Жизнь, в которой царит закон и требования, ведёт к депрессии и отчаянию».

Как это ужасно: человек может быть в церкви много лет, но так ни разу и не прикоснуться к благодати Иисуса Христа. В ещё более ужасном положении были современники Мартина Лютера. Служители церкви искажали евангельские истины и добавляли к ним откровенную ересь. Прощение грехов продавали за деньги, а паломничество в «святые места» называли заслугой, за которую Бог должен простить грехи самому паломнику и его родственникам.

Благодать не учитывает наших «плюсов»

Однажды я понял особенно ясно: благодать словно не видит моих достоинств. Все мои заслуги это пустой звук для неё. Творец, глядя на меня, не оценивает моих достижений и не ужасается моим падениям. Он взирает на меня с бесконечной любовью, как на Своё творение, которое сбилось с пути. Писатель Уэйн Джекобсен однажды сказал: «Бог никогда не разочаровывался в нас, потому что никогда не был нами очарован». Он обладает самым объективным взглядом во Вселенной.

Все мои так называемые плюсы в действительности для Него — минусы. Точка зрения Бога — вот, что действительно важно. Он видит нас именно так, как передал пророк Исаия:

Все наши собственные усилия заслужить благоволение Бога не только приводят к бесконечным неудачам, но и оскорбляют Его благодать! Людям кажется, что нужно как-то компенсировать Богу крест и страдания Его Сына. Необходимо выстрадать своё прощение, которое такой великой ценой добыл Иисус Христос. Но разве это возможно?

Люди сами не способны на настоящую любовь и невольно думают, что Бог такой же. О, что мы знаем о Его любви! Один христианский автор сказал: «Мы ничего не сможем сделать такого доброго, чтобы Бог начал любить нас больше. Равно, как и не можем сделать ничего такого злого, чтобы Он начал любить нас меньше». Его любовь за пределами нашего понимания.

Благодать делает нас святыми, и только изменяет нас

Одну из историй Нового Завета я люблю особенно. Этот небольшой эпизод записан у трёх евангелистов: женщина, страдавшая болезнью 12 лет, пробирается через толпу к Иисусу. Она приложила столько усилий для исцеления, но всё безуспешно. Обращение к врачам и затраты на лекарства её совершенно вымотали. Марк дополняет, что она «пришла ещё в худшее состояние» (Марк 5:26). Возможно, она была уже крайне отчаяна. Библия позволяет нам услышать её внутренний диалог: «Ибо она говорила сама в себе: „Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею”» (Матф. 9:21). Она так и сделала, подойдя в толпе к Иисусу и дотронувшись до Его одежды. Результат был потрясающим: «Тотчас иссяк у неё источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (Марк 5:29). С одной стороны мы видим её веру в исцеляющую силу Христа, а с другой — реальную болезнь, почти разрушившую её жизнь.

Я долго не мог понять, как моя вера в Иисуса Христа может вменяться мне в праведность. Как это происходит? Оглядываясь на свою жизнь я видел, что далеко не всегда праведен — мои мысли и поступки подтверждали это. Так продолжалось довольно долго, пока однажды я не увидел себя в образе той женщины: бесконечные попытки стать праведным измотали меня, и я оказался в ещё худшем состоянии. Причина оказалась в том, что на этом пути я пытался обойтись без благодати и надеялся на самого себя. Эту самонадеянность я почти почти не осознавал, хотя всё время смотрел только на себя и буквально закопался в себе. Если иногда я и смотрел на благодать, то не мог её принять. Она была для меня лишь темой красивых песен и набором вдохновляющий текстов на страницах Библии.

Однажды Дух Святой указал мне на простую истину, которую я знал с юности, но в упор не хотел её видеть. В Иисусе и есть моя праведность. В Иисусе — моя радость. Только в Нём смысл моей жизни. В Нём самом вся моя святость.

Мы не можем найти рационального объяснения тому факту, как прикосновение к одежде может исцелить реальную болезнь. Это то, что выходит за рамки всех известных законов и называется чудом. Благодать — такое же чудо! Мы верой прикасаемся к праведности Христа, и каким-то непостижимым образом Его праведность становится нашей. Она начинает влиять на нашу природу, привычки, вкусы, образ жизни. Она изменяет нас, и уже в своих поступках и даже мыслях мы становимся святыми. Ну разве это не чудо!

Мне иногда представляется, как Мартин Лютер, которому открылась эта великая истина, не может сесть на стул от ликования, переполняющего его сердце. Он ходит по комнате взад-вперёд, часто дышит и не может сдержать слёз радости. «Сола Грация»! Только благодать! «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан. 8:36)! Свободны от предрассудков, в которых утонула вся средневековая Европа. От лживой религии, соткавшей плотный занавес, спрятав за ним Божьего Сына и Его благодать. От грехов, от гнетущего чувства вины, от депрессии, от ложного стыда и позора и от много другого. За это вовсе не нужно платить! Лютер выбивает из-под ног все сгнившие подпорки, выбрасывает костыли, сдёргивает с окна заросшее плесенью покрывало и впускает солнце. Только Писание, только верой, только благодатью, только Христос, только Богу Слава!

Заканчивая статью, я слышу, как в душе всё громче звучит песня:

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано

Читайте также