Разве нужно богословие простому верующему?

Иногда возникает соблазн думать, что богословие в общем — это просто материал для головы, предмет для академиков, студентов в семинариях. Ну а в церкви для нас главное — сердце.

Актуально для христианской жизни

Что ж, библейские авторы были бы категорически не согласны. На самом деле вероучение реально влияет на христианскую жизнь, и они не видят никакого разрыва между этими двумя вещами. Когда мы говорим про учение об оправдании, можно спросить: «А правда ли это важно для христианской жизни, и для того, как мы живём в повседневности?»

Ответом будет убедительное «да, абсолютно». Об одной вещи мне приходится постоянно себе напоминать: когда я просыпаюсь по утрам, мне нужно снова проповедовать Евангелие самому себе, потому что я о нём забываю и ещё, давайте признаемся, потому что каждый из нас борется с грехом и искушением.

Напоминает о Евангелии

Если не напоминать нам о Евангелии и о том, что его результатом стало наше оправдание, то может прийти искушение в том, чтобы начать жить так, будто Евангелия не существует, словно оно не истинно и вообще такого на свете не было. Мы начинаем жить как те, кто ещё не оправдан, кто не получил нового звания и не стал новой личностью в Иисусе Христе.

Но великая новость в том, что у нас есть новое звание, этот праведный статус во Христе. И это должно всё перевернуть. Приведу всего один пример. Протестантские реформаторы любили говорить, что мы оправдываемся только верой. Здесь ключевое слово — «только». Это слово отделило Реформацию от Римско-Католической церкви. Но они ещё добавили такое утверждение: «Хотя оправдывает только вера, но спасающая вера никогда не бывает одна».

Защищает плод веры

Этим они хотели сказать простую вещь. Вера, которая нас оправдывает, вера, которая указывает нам на Христа, вера, через которую мы названы праведными — такая вера потом приносит плод. Это она производит в нас добрые дела, так что наши собственные дела ничего не значат для оправдания перед Богом, но они обязательно должны появляться и появляются, если человек оправдан.

Реформаторов иногда обвиняли в том, что они отвергают добрые дела, как будто мы верим, что спасаемся только Божьей благодатью и только через веру. Ну, тогда бы христианская жизнь и добрые дела не имели смысла. И они защитились, ответив: это абсолютно не так.

Апостол Павел сделал то же самое в своих посланиях. Когда он так настойчиво доказывал, что мы оправданы лишь благодатью Божьей, он сразу указал, что Его благодать всегда в нас производит плод Духа. Вера, через которую мы оправдываемся, затем воплощается в действие, чтобы наша жизнь всё более и более преображалась в образ нашего Спасителя, Иисуса Христа.


Мэтью Барретт (получил степень доктора в Южной баптистской богословской семинарии) — профессор христианского богословия в Баптистской богословской семинарии Среднего Запада (США), а также основатель и исполнительный редактор журнала Credo и ведущий подкаста Credo, автор нескольких книг.

Автор — © / Crossway
Перевод — Михаил Шевцов для Баптисты Нижней Волги

Опубликовано

Читайте также