Пять мифов о диаконах

Миф №1: Диаконы — это будущие пресвитеры на стажировке.

«Слышал, тебя хотят сделать диаконом. Как ты думаешь, сколько пройдёт времени, прежде чем тебя сделают пресвитером?»

Пётр привык к таким вопросам в церкви. Он не обижается; ему это немного льстит. Уже известно, как в 4 веке и в Средние века диаконство превратилось просто в статус священника начального уровня, промежуточный этап на пути к священству.

Модель священника-стажёра остаётся распространённой в Римско-католической церкви и, несмотря на ключевые отличия, также в большей части Англиканской церкви. Но в некоторых церквях евангельских христиан есть собственная версия этого подхода: пресвитеры на обучении. Безусловно, некоторые диаконы в конечном счёте становятся пресвитерами — но это при условии, что они соответствуют требованиям, предъявляемым к пресвитерам (1 Тим. 3:1-7; Титу 1:5-9).

Хотя списки требований для этих двух должностей схожи, но они не совпадают. Диаконство не является тренировочной базой для пресвитера. Это другая роль с другими задачами, требующими, во многих случаях, других даров. Возьмём один пример: у человека может не быть способности преподавать — а значит, он не подходит на роль пресвитера (1 Тим. 3:2; Титу 1:9) — и всё же он может быть действительно эффективным диаконом.

Итак, может ли диакон Пётр стремиться к пастырскому служению? Конечно, но это не должно стать причиной, чтобы быть диаконом. Каждый пастырь должен сначала быть служителем, да. Но не каждый служитель должен становиться официальным пастырем. Диаконское служение слишком важно — слишком славно, — чтобы быть всего лишь ступенью к чему-то ещё.

Миф №2: Диаконы — это бухгалтеры или разнорабочие.

«У тебя отлично получается всё ремонтировать. Надо, чтобы тебя поставили диаконом».

Уже долгое время пастор Джим радуется, что в церкви есть Терренс. Терренс — преуспевающий генеральный подрядчик, у которого имеется, наверно, больше инструментов, чем у всех членов этой маленькой церкви вместе взятых. Что сделал Джим, когда позапрошлой зимой в церкви сломался водонагреватель? Он позвал Терренса. А когда сплит-система вышла из строя в ту жаркую июньскую субботу? Он позвал Терренса.

Казалось бы, нет ничего такого, чего Терренс не смог бы починить. Когда дело касается ухода за зданием и двором церкви, его профессионализму нет равных. Разве Терренс не будет идеальным диаконом? Не так быстро. Я ещё не говорил о том, является ли он зрелым верующим. Диакон — это гораздо больше, чем тот, кто отлично разбирается в ремонте. Хорошо ли он разбирается в своей Библии?

«Или, допустим, наш церковный бюджет не в порядке; у нас опять оказался дефицит финансов и нет никаких определённых прогнозов по доходам на следующий год. Почему бы нам не сделать Сэма диаконом — разве он не зарабатывает на жизнь решением финансовых проблем людей?»

По будням утро у Сэма начинается просто: проснулся, заварил кофе и проверил котировки на рынке, прежде чем сходить в душ и поехать на работу в свою компанию по финансовому планированию.

Нередко по воскресеньям члены церкви вежливо просят у него какой-нибудь финансовый совет. Когда дело касается до проницательного экономического чутья, Сэму нет равных в церкви. Разве Сэм не стал бы идеальным диаконом? Опять же, не так быстро. Я ещё не сказал о том, является ли он зрелым верующим. Работать с электронными таблицами — конечно, хорошо, но этого навыка недостаточно, чтобы стать служителем в Божьем доме (1 Тим. 3:15).

Миф №3: Диаконы — это опытные бизнес-менеджеры.

«В семинариях могут обучить древним языкам, при всём уважении, но там не воспитают навыки руководителя. Что этой церкви на самом деле нужно, так это несколько решительных диаконов с деловым чутьём».

Клифф является членом церкви в Пайнхилле уже тридцать лет и служит диаконом почти двадцать. Примерно в то же время, когда он присоединился к церкви, он основал компанию в подвале своего дома; а сейчас она располагается в небоскрёбе в центре города. Ни для кого не секрет, что Клифф преуспел на рынке. У него десятки сотрудников и многолетний опыт ведения бизнеса.

Разве Клифф не идеальный диакон? Ещё раз, не так быстро. Я ещё не сказал о том, является ли он зрелым верующим. Опыт исполнительного руководства может быть серьёзным преимуществом, но это ещё не показатель духовной пригодности.

Миф №4: Диаконы должны держать пастора в смирении.

«Какой смысл быть диаконом, который всегда со всем согласен? Естественно, я говорю пастору Дейву всё начистоту — а кто ещё это сделает? Кроме того, я хочу помочь ему оставаться смиренным. Меньше всего нам нужен возгордившийся пастор».

Диакон Винни всегда в оппозиции. Он не пытается нарочно портить жизнь пастору Дэйву, но это часто у него получается. Он просто посвятил себя тому, чтобы удерживать пастора на месте. Если быть откровенным, Винни не сильно хочется, чтобы в церкви что-то менялось, но он чувствует стремление к нововведениям, исходящее из кабинета пастора.

Буквально на прошлой неделе Дэйв «размечтался» начать обучение будущих пасторов и — вот так запросто! — прекратить две старые церковные программы ради того, чтобы выделить для этого финансирование. Винни любит тщательно заворачивать свои замечания в безопасную упаковку. «Некоторые люди говорят» — это моя любимая. (Важно, чтобы пастор Дэйв знал, что такое мнение не только у Винни.)

Разве Винни не идеальный диакон? Думаю, вы согласитесь, что нет.

Миф №5: Диаконы должны управлять делами.

«Добро пожаловать в Центральную баптистскую церковь, где пасторы говорят речи, а диаконы делают дела. (Ну, серьёзно — когда захотите сделать что-то важное, сначала нужно, чтобы диаконы это одобрили.)»

Стив состоит в руководстве нескольких организаций; и ни одна из них не приносит ему больше удовольствия, чем диаконское служение в Центральной церкви. Он любит прихожан и очень заботится об их состоянии. Стива устраивает, что пастор руководит духовными вещами — всё-таки у него в кабинете же висит диплом магистра богословия, — но за всем остальным обязаны следить диаконы, разве не так?

Такой подход не редкость. Я думаю о том, как один мой друг-пастор описал мне образ мыслей, который он унаследовал в своей церкви: «По сути, пресвитеры и диаконы имеют авторитет в двух отдельных, но равных сферах: пресвитеры управляют „духовным“; диаконы управляют „материальным“. Что это означает на практике? Диаконы не могут диктовать, что пресвитерам делать по духовным вопросам, поскольку это их направление; и пресвитеры не могут диктовать, что диаконам делать по практическим вопросам, поскольку это их направление».

Когда диаконы начинают функционировать либо как главные пастыри для всей общины, либо как совет директоров, управляющий разными сотрудниками и служениями, с этого момента библейское определение диаконских обязанностей оказывается размытым. Более того, любая структура руководства, которая поощряет диаконов действовать в качестве противовеса пресвитеру или пасторскому совету — как вторая палата законодательного собрания, чтобы «сдерживать и уравновешивать» пастырские решения, — является переступившей свои библейские границы¹. Хотя, возможно, этого никто не планировал, но очень часто так и происходит.

Кавалерия служителей

Независимо от того, была ли роль диаконов в вашей церкви неверно завышена или занижена, выход состоит не в том, чтобы бросаться из одной крайности в другую, а в том, чтобы вернуть диаконам их первоначальное библейское предназначение и незаменимую библейскую роль. Диаконы не являются ни духовным советом директоров в церкви, ни исполнительным советом, перед которым отчитывается пастор-генеральный директор. Они — кавалерия служителей, уполномоченных исполнять видение пресвитеров, координируя различные служения. Диаконы подобны спецназу в общине, который выполняет невидимые задачи мужественно и радостно.

Примечания

  1. Эта модель остаётся особенно распространённой в Южной баптистской конвенции — крупнейшей протестантской деноминации Америки, представляющей более сорока семи тысяч церквей, — несмотря на десятилетия внутренней критики. В письме к южным баптистам в середине двадцатого века Роберт Нейлор предупреждал: «Существует комплекс „правящего совета” и общее ощущение, что диаконы являются „директорами” церкви. Ничто не может быть дальше от баптистского духа или новозаветного плана» (Роберт Э. Нейлор, «Баптистский диакон: От пастора с особым сердцем к дьяконам»). Говард Фоши в своей влиятельной книге 1975 года «Теперь, когда ты диакон» пишет: «Как новый диакон, ты должен понимать, что ты не был избран в „официальный совет“, чтобы пользоваться властью в жизни церкви. Должность дьякона — это должность не власти, а служения». Аналогичным образом, в книге Генри Уэбба «Диаконы: модели служения в церкви» — вероятно, самой влиятельной книге южных баптистов о диаконах за последние сорок лет — подробно описывается, что должно произойти в зрелой церкви: «Диаконы откажутся от роли правящего совета, который отвечает за управление вообще всем, в том числе указывает пастору, что ему делать».

(Эта статья составлена по книге «Диаконы: Как они служат и усиливают церковь» [англ.])

Мэтт Сметхерст — старший пресвитер баптистской церкви Ривер-Сити в Ричмонде, штат Вирджиния, редактор в «Евангельской Коалиции» и автор книг «Прежде чем поделиться своей верой», «Прежде чем открыть Библию», «Диаконы» и других.

Автор — © / Crossway
Перевод — Михаил Шевцов для Баптисты Нижней Волги

Опубликовано

Читайте также