Общение святых предполагает общецерковное собрание

Мы приближаемся всё ближе к окончанию пандемии. Скоро сможем собираться. Но многие служители и церковные общины переживают, что они могут не собраться вместе — не потому что власти не позволят или возникнут иные затруднения, но потому, что сами верующие не особо захотят собираться. Да, как бы это ни звучало странно или удивительно для кого-то из слушателей. Многие, кто сегодня смотрит трансляции, подумывают о том, чтобы вообще не приходить на богослужения. Это слишком сложно, да и не обязательно, ведь у нас есть трансляция. Нам всем сегодня поможет этот текст переоценить значимость и роль церковных собраний.

Несколько лет назад мне довелось побывать в одном уникальном парке — парке «Секвойя» в Калифорнии. Калифорнийские красные секвойи — самые высокие и старые деревья в мире.

Они высотой более 100 метров, а некоторые из них, как говорят, старше 2500 лет. Меня удивили многие факты об этих деревьях, но в особенности один показался мне актуальным для церкви. Когда видишь такие громадные и высокие деревья, то сразу же полагаешь, что у них невероятно глубокие и крепкие корни.

Но, по сравнению с другими деревьями, у секвойи не так много корней, и они не уходят очень глубоко в землю. Тем не менее, красные леса стоят веками, потому что их корни переплетаются и скрепляются друг с другом. Поэтому, когда дует ветер, секвойи стоят непоколебимо, потому что связаны и укреплены друг с другом, держась друг за друга. Так и христиане могут выстоять против различных штормов в жизни, которые постигают или нападают на нашу веру в Иисуса Христа, когда мы держимся друг за друга. Неслучайно даже в Апостольском символе веры сказано:

Именно внутреннее расположение и внешнее проявление христианского единства, общности кратко резюмируются в Послании к евреям:

1. Внутреннее расположение к поместному собранию верующих

Не очень приятно, когда знаешь, что за тобой наблюдают, внимательно смотрят, следят.

Но так бывает не всегда. Например, ребёнок научился что-то делать, и он естественно хочет, чтобы родители посмотрели на него.

Нам очень хочется, чтобы нас увидели в момент нашего триумфа или какого-то достижения. Не правда ли?

Здесь мы встречаемся с призывом, повелением наблюдать друг за другом! То есть каждый верующий в известной степени ответственен не только за свою христианскую жизнь, но и за других христиан.

Глагол «быть внимательным» буквально означает настраиваться на что-либо, рассматривать внимательно и указывает на необходимость ясно воспринимать, понимать в полной мере или внимательно размышлять. Это же слово употребляется в Послании евреям, где сказано:

Ты должен думать, внимательно наблюдать и размышлять о личности и делах Господа Иисуса Христа, если хочешь, чтобы твоя вера росла, становясь сильной, крепкой и непоколебимой.

Но наш текст говорит нам о том, что христиане таким же образом призваны настраивать свой разум, своё внимание, своё сердце друг на друга.

И обратите внимание, этот глагол стоит в настоящем времени, что обозначает постоянное или повторяющееся действие. Буквально этот стих можно перевести так: «И давайте будем постоянно думать друг о друге…».

Так же, как мы должны всегда думать об Иисусе, мы должны всегда думать друг о друге. Важное применение, которое следует извлечь из этого термина и его употребления в нашем отрывке, заключается в том, что христианское общение — это, прежде всего, по своей сути внутренняя реальность. Наше общение не является географическим, социальным, организационным, институциональным или программным. Это внутреннее расположение нашего сердца к заботе, вниманию и состраданию друг ко другу, которое приводит к соответствующим словам, решениям и действиям, выражающим любовь Иисуса Христа, которую мы испытали и которую теперь проявляем к другим.

Апостол Иоанн в своём первом послании говорит такие слова:

Истинная христианская любовь не только приведёт тебя в собрание верующих и к формальному служению в общине, но и к молитве и заботе о нуждах, духовном росте и переживаниях твоих братьев и сестёр во Христе, даже если вы физически не вместе.

Понимаете, этот отрывок обличает некоторых верующих, которые нашли пару хитроватых способов самооправдания своего невовлечения или слабого присутствия в церковной общине. Вот пара иллюстраций.

1.1. «Ну, я же читаю христианские книги, смотрю христианские трансляции в YouTube, слушаю аудиопроповеди, общаюсь с некоторыми верующими из моих друзей или родных. Разве это не считается?».

Нет! Не поймите меня неправильно. Всё это является хорошим и полезным дополнением к тому, что вы получаете, будучи членом поместной церкви. Однако, если вы физически можете перемещаться и вполне можете внимать, то проверьте себя, не случилось ли у вас подмены — вместо богослужения и служения в вашей церкви на что-то дополнительное к этому? Потому что ваше общение с Богом никогда не должно быть эгоцентричным.

Неоднократно за период пандемии мне приходилось сталкиваться с такой реальностью: верующие не слушали трансляцию своей церкви, а слушали чужие. И не потому, что их церковь этого не делала. И не потому, что в чужой церкви интереснее и назидательнее. Что, в принципе будет правильно и разумно её потом посмотреть и послушать после трансляции своей церкви. Вся была причина в том, что люди просто пренебрегали своей общиной, ставили себя выше неё в своих глазах. Но ведь это было не что иное, как превозношение и пренебрежение своей общиной, своей духовной семьёй, своими братьями и сёстрами. В конце концов, надо быть там, где ваши непосредственные наставники. Как вы сможете служить и развиваться в общине, если вы не внимаете её болям, переживаниям и наставлениям? Уверен, что любой духовно здоровый пастор, которого вы слушаете, скажет вам о важности вашей поместной церкви, которую не может подменить ни один проповедник в YouTube. Они не конкуренты. Это просто дополнение к вашей церковной жизни.

В книге Притчей 18:1 сказано:

А в Первом послании коринфянам 10:24 мы читали следующее:

И наконец, Филиппийцам 2:4 повелевает нам:

1.2. Кто-то скажет: «Но я же член церкви!»

Мы не говорим сейчас про формальную принадлежность. Наш стих говорит про расположение. Это как в семье, муж на упрек своей жены, что его сердце не в семье, ответит ей: «Но я же ничего плохого не делаю, приношу зарплату, ночую дома, кушаю твои ужины и так далее». Но жене важно расположение и доброта, забота о семье, а не просто формальные действия или присутствие.

Или представьте себе, что муж скажет жене: «Жена, я выполнил свои обязанности по работе, по дому, теперь у меня свободное время. И поэтому я отправлюсь побыть с другой семьёй». Но разве он не должен, получив свободное время, проинвестировать его в своих домочадцев или вместе с ними, то есть со своей церковью, послужить другим.

2. Внешняя демонстрация такой общности

Но зачем нам дано повеление наблюдать друг за другом? Неужели, чтобы замечать ошибки другого?

Стих говорит нам предельно ясно: «Поощрять друг друга».

Поощрять к чему? Писание говорит: «К любви и добрым делам».

Церковь призвана быть известной своей любовью и добрыми делами. Однако, любовь и добрые дела не случаются автоматически в церковной жизни. Каждый христианин призван любить и творить добро. Но вы не можете исполнить это призвание в одиночку. Вам нужны другие, чтобы «возжигать» любовь и добрые дела в вас и через вас.

Само слово «поощрять» буквально переводится как возбуждать, поощрять, стимулировать. Но это очень интересное слово — у него широкая коннотация: от позитивного до негативного. В форме существительного оно означает:

  1. Поощрение, побуждение.
  2. Раздражение, ожесточение, озлобление.

На древнегреческом языке оно звучит как παροξυσμός (пароксисмос или пароксюсмос). И оно связано с французским paroxysme, и латинским paroxysmus (“severe illness, fit of agony, paroxysm”).

Данное слово относится к внезапной вспышке болезни, симптомам или спазмам. Обычно этот термин имеет негативный оттенок, означающий что-то вроде «раздражения» или «ожесточения». В Новом Завете он встречается ещё один раз и употребляется негативно, объясняя несогласие Павла и Варнавы по поводу того, брать ли Иоанна Марка в их второе миссионерское путешествие. Я говорю про текст из Деяний 15:39: «Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом».

Но в то время как Лука говорит, что из-за пароксисмоса Павел и Варнава разделились друг с другом, в нашем тексте сказано, что пароксисмос должен объединять христиан. Но негативные коннотации этого термина не должны нами игнорироваться для лучшего его понимания. Во свете этой коннотации можно даже так прочитать наш текст: «Мы должны раздражать друг друга, чтобы любить и творить добрые дела». В Притчах 27:17 мы читаем такие слова:

Нельзя наточить железо, обнимая, лаская или укутывая его в нежную ткань. Вы можете наточить металл, используя другой кусок металла, передвигая их в разных направлениях, не по шерсти, как говорят в нашем народе. Точно так же ваши настоящие друзья — это не те люди, которые всегда соглашаются с вами, оправдывают все ваши поступки или держатся от вас подальше. Ваши лучшие друзья — это те, кто делают вас лучше. Это означает, что когда-то они протянут руку помощи и подставят своё плечо поддержки, а когда-то прямо скажут вам в лицо или укажут на ваши недостатки, неверные поступки или неправильные слова. Нам всем нужно и утешение нежной любви, и обличение честной любви. И любовь не должна быть однобокой, что, к сожалению, всем нам свойственно. Другими словами, вы должны быть с братьями и сёстрами во Христе, которые думают о вас много, внимательно наблюдают, помышляют, как поддержать и помочь, чтобы побудить вас к любви и добрым делам. Нам всем нужна церковная община, а не избранная группа тех, кто нам ничего не скажет, закрывая глаза на наши ошибки и промахи.

Это повеление побуждать друг друга к любви и добрым делам помогает также преодолеть распространённую проблему, которая присутствует среди наших подростков, а потом перебирается к кидалтам, которые её просто умалчивают, и вообще уже давно прочно утвердилась в среднестатистическом верующем.

Церковь виртуальной реальности

Вы слышали фразу «в церкви скучно»? Может быть, мы и не говорим так вслух, как честно заявляют наши подростки, но мы так думаем, что подтверждают наши поступки и приоритеты, где церковь, родная поместная община, не занимает первых мест или ролей.

Иногда эта фраза может звучать так: «Наша церковь не очень...». И вы можете продолжить в чём она не очень: «На самом деле я мало или почти ничего не получаю». И чтобы усилить: «Она не отвечает моим нуждам». И чтобы добить: «Пасторы обо мне не заботятся».

И что тогда?

Если вы воспринимаете свою духовную жизнь, развитие, самодисциплину и прочее исключительно через призму личной выгоды, то вы извращаете суть христианской жизни, лишаете себя её истинной пользы, и Бог не радуется такому мышлению! Нам всем, и вам в частности, требуется совместное поклонение, служение, взаимодействие, участие.

Вы наверняка слышали, что футбол — это когда 22 человека бегают по полю, уже устали от физических упражнений и жаждут передохнуть, за которыми на трибунах наблюдают 30 тысяч человек, которым очень нужно бы заняться физическими упражнениями. Печальным фактом является то, что большинство церквей действуют именно так. Некоторые люди трудятся, а другие наблюдают, оценивают и критикуют.

Брат мой, твоя молодая супруга нуждается не в оценке, а в любви и помощи. Совместное богослужение не является местом встречи для зрителей, где просто появляешься, принимаешь служение других, делаешь пожертвование, если понравилось или тебе просто захотелось, приветствуешься с несколькими знакомыми и друзьями, и затем идёшь домой, оценивая, как сегодня эта церковь послужила твоим интересам, потребностям и ожиданиям, затронула ли твоё сердце и всколыхнула ли твои чувства, заставила задуматься твой разум, произвело ли впечатление на тебя собрание и оставило ли оно след в твоей душе. Богослужение — наше совместное поклонение — в действительности является трёхмерным. Бог благословляет нас, а мы благословляем Бога. Но на этом всё не останавливается. В церковном поклонении мы также благословляем друг друга, говоря и делая те вещи, которые побуждают нас к любви и добрым делам.

Источник — Яндекс Дзен

Опубликовано

Читайте также