Не секрет, что многие студенты, выросшие в церкви, уходят из неё, как только становятся самостоятельными. С другой стороны, у некоторых церквей хорошо получается сохранять и увеличивать эту группу. Вот что, как я заметил, удерживает молодых людей в церквях:
- Настоящие отношения. Во-первых, у них есть крепкая дружба со своими ровесниками. Во-вторых, у них есть молодёжный лидер, которого они уважают и у которого им хочется учиться. В-третьих — и это, наверное, самое главное — у них есть отношения со старшим поколением. Молодые люди тянутся ко взрослым наставникам и достойным примерам, так что церковь, способная предложить такие отношения, всегда будет притягивать молодёжь как магнит.
- Глубокое богословие. Этому поколению неинтересно слабое вероучение, разбавленное водой. Особенно ему неинтересны церкви, игнорирующие богословие. Ему больше хочется глубоко поразмышлять и обсудить вопросы веры с другими людьми, которые бы помогли им лучше осмыслить свои взгляды.
- Практические возможности. Христианское служение для этой категории людей означает что-то гораздо большее, чем просто регулярно приходить в церковь и класть деньги в сокровищницу; это значит служить таким образом, чтобы действительно влиять на чьи-то жизни. Если молодым людям здесь не дают «запачкать руки», неся Евангелие страдающим людям, то им и не хочется подниматься на борт.
- Осмысленная цель. Хотя это поколение может быть эгоистичным, но оно также может и сильнее интересоваться происходящими в мире бедами, чем предыдущие поколения. Идёт ли речь о бедности, торговле людьми, наркомании или ещё каких вещах, — молодым людям хочется решать более масштабные проблемы, чем только касающиеся их самих.
- Честные ответы. Сегодняшняя молодежь так просто уже не соглашается с богословием своей родной церкви. Они всё подвергают сомнению, но при этом, как правило, не без желания учиться. Они хотели бы в такую церковь, которая обращает внимание на их вопросы, понимает их трудности, предлагает хорошо продуманные ответы и честно говорит «не знаю», когда необходимо.
- «Приёмная» семья. Под этим я имею в виду, в частности, молодых людей, которые географически или эмоционально далеки от своих родных семей. Они ищут возможности быть членами семей: обедать вместе, знакомиться с их детьми, учиться любить мужа или жену и растить детей, иметь своё безопасное место, когда тяготы жизни начнут их прижимать.
- Пастырская поддержка. Мой опыт показывает, что в церквях, имеющих молодёжь, есть пасторы, которые уделяют им своё внимание и время. Там молодые люди видят в своём пасторе не просто «мужика, который проповедует», а друга, к которому можно обратиться, когда это нужно.
- Глобальная миссия. Миссионерское сердце во мне радуется, когда я наблюдаю такую тенденцию. Молодым людям нравится не только дух приключений во время путешествий, но также и вера, толкающая на риск идти туда, куда другие бы не пошли. Церкви, направляющие эту страсть в нужное русло, будут привлекать и удерживать у себя молодёжь.
А что бы вы могли добавить к этому списку?
Чак Лоулесс служит профессором по миссии и благовестию, а также деканом аспирантуры в Юговосточной семинарии (США).