Мир вам, братья и сёстры! В своих размышлениях я хотел бы сегодня поговорить с вами об одном вопросе, важном как с точки зрения толкования, так и с точки зрения церковной практики. Вопрос этот достаточно сложный, а потому и дискуссионный в христианстве. Речь идёт о власти церкви «связывать» и «развязывать» (Мф. 18:15-20).
Сказанные две тысячи лет назад, эти слова вызывают недоумение не только у людей нашего общества, но и порой у людей воцерковлённых. Поверхностное прочтение этого текста неизменно ставит нас в богословский тупик. Получается, что Христос «неосмотрительно» делегировал людям в церкви так много власти, что Сам стал «заложником» решений Своих последователей. Так, папа Климент VI (1342–1352) издал буллу, в которой «предписал» ангелам рая немедленно переправить освобождённых им преступников из ада в рай. Вот яркий образчик «интересного» толкования этого текста и основанной на нём церковной практики. Абсурд ситуации налицо: мы решаем, а Бог делает, мы законодатели, а Он исполнитель! Не может хвост крутить собакой!
А у нас разве нечто подобное не встречается? Разве мы не можем злоупотреблять данной Христом властью и переступать границы дозволенного? Не отлучали ли мы от церкви поспешно и необоснованно, не разобравшись толком? Не принимали ли мы в члены церкви невозрождённых людей? Очень хотелось бы, чтобы эти размышления были полезны для читателей и послужили благословением в процессе осуществления церковной власти и дисциплинирования.
Обозначенный нами текст из Евангелия от Матфея, устанавливающий полномочия церкви и её духовную власть на земле, обнаруживает два аспекта. Протекающие процессы разворачиваются как бы в двух планах. Первый — человеческий, видимый, социально организационный. Он связан с повседневной жизнью христиан: согрешением и реакцией церкви в виде трёхшаговой процедуры исправления. Второй показывает духовные процессы в церковном сообществе — действия Отца, Сына и Святого Духа и наше взаимодействие со Святой Троицей в процессе осуществления церковной власти и дисциплинирования.
Я не буду останавливаться на том, как церковь должна реагировать на грехи своих членов – об этом следует говорить отдельно. Просто обозначу, что Господь заповедал нам личную беседу (а на неё порой ой-как не хочется идти), разговор в присутствии двух-трёх свидетелей и объяснения со всей церковью, решение которой имеет очень серьёзные духовные последствия. Господь сказал об этом так: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:18).
Я хочу остановиться на втором, духовном аспекте, потому что именно от того, что происходит на нём, какие в нём протекают процессы, зависит духовная значимость принимаемого церковью решения, в том числе и по исправлению своих членов.
Наша ответственность — утвердить главенство Христа
Итак, представим, что брат не послушал ни личного обличения, ни увещания свидетелей. Вот он держит слово перед церковью, даёт ей отчёт о своём проступке. Что же мы, как церковь, должны сделать? Ответ один — утвердить главенство Иисуса Христа в Его церкви. Стих 20 говорит: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Матф. 18:20). Так описывается очень важный духовный процесс — утверждение главенства Христа. Иисус должен взять бразды правления в Свои руки, чтобы все решения были правильными.
Как это происходит? Когда мы собираемся во Имя Его. Не во имя своё, чтобы утвердить себя, а во Имя Его. На это важно обратить внимание, потому что мы слеплены из того же теста, что и строители Вавилонской башни, мечтавшие создать себе имя (Быт. 11:4). Наша греховная природа пока с нами и продолжает воевать с духом (Гал. 5:17), проявляя себя в различных видах эгоизма. А если учесть, что в общине собраны люди разных духовных возрастов, то картина становится ещё более сложной. Кто-то научился сразу видеть в себе проявления плоти и умерщвлять их духом, кто-то только делает первые шаги в этой борьбе, а кто-то, ослепнув в самодовольстве, и не замечает, что руководствуется не духом, а плотью.
Что же значит «собраны во имя Моё», и какое это имеет следствие? Братья и сёстры, мы тогда собираемся во имя Христа, а не во имя своё, когда ставим славу Христа, Его волю и Его цели на первое место и отодвигаем свои амбиции, своеволие и методы. Хочется спросить, а сколько раз мы сами брали слово в церкви и выслушивали (а порой и недослушивали) личные мнения христиан, никак не основанные на Слове Божьем? Вы наблюдали когда-нибудь, как ведут себя на членском собрании родители, дети которых замечены в каких-либо прегрешениях? Родственные и дружеские связи становятся порой, не побоюсь этого слова, непреодолимой стеной для Слова Божьего и истины. А враждебность, непрощение, старые обиды? Имеют ли они какую-нибудь совместимость с принципом «во имя Моё»?
Если всё же христиане находят в себе силы «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4:22) и ставят своим приоритетом славу Христа, Его цели и Его волю, то какое благословение ожидает их, как церковь! Господь обещал: «Я посреди них». Ясно, что Господь не будет там, где не признают Его господство. В одной христианской песне есть такие слова: «В христианской жизни Христос один занимать может сердца трон. И если Господь в ней не господин, значит вряд ли там будет Он». Не может быть, чтобы Христос в полной мере проявлял Себя там, где Его господство не признают на практике. О том, что церковь может вытеснить Христа из своей жизни, мы читаем в Писании (Откр. 3:20). Поэтому особенно важную роль здесь играет церковное руководство, исполненное Духом и мудростью, способное повести словом и личным примером к послушанию Христу. Итак, наша ответственность — работая над своим сердцем и жизнью, утвердить главенство Христа в церкви своим смирением.
Единство и согласие через понимание воли Божьей
Когда Христос признаётся как высшая ценность и высший авторитет в церкви, Он начинает управлять, и церковь обретает водительство Христовым Духом. Таким образом, она получает понимание воли Божьей по конкретному вопросу. Святой Дух через Слово Божье либо через видения, откровения, сны, если того требуют обстоятельства, открывает волю Божью. Это первое благословение главенства Христа. Церковь понимает, как правильно. Почему я так мыслю? Потому что результат — «будет им от Отца Моего Небесного» — это отвеченная молитва. Мы ведь понимаем, что Господь — суверенный Владыка, и никакие наши согласия не убедят Его поступать вопреки Его природе и воле. Дух Святой пояснил, что просьбы, мотивированные греховными желаниями, останутся без ответа (Иак. 4:3). Напротив, «когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5:14; 1 Ин. 3:22; Ин. 15:7). Господь ответил на молитву, потому что она была по Его воле, а открыл последнюю Дух Божий в ответ на смирение христиан.
Вторым благословением, проистекающим из утверждения главенства Христа, является установление согласия или единства. Когда церковь понимает, как правильно, она обретает согласие (по-гречески «симфония») и начинает молиться по воле Божьей. «Как правильно» — исходит от Духа Божьего, а не от человека. Так и формируется единство. Очень важную роль здесь играет руководство церкви, люди, хорошо знающие Писание, пастыри и учителя, поставленные Духом Святым (Деян. 20:28). От них первых требуется понимать в Слове Божьем, «как правильно». И их же ключевая роль в утверждении главенства Христа в общине.
Божественная значимость как результат
И вот когда мы смирились перед Христом и утвердили Его главенство над нами (Мф. 18:20), когда Дух Святой — прежде всего, через Слово — дал понимание, как правильно решать тот или иной вопрос, и церковь молится по воле Божьей, желая эту волю исполнить (Мф. 18:19), тогда и появляется та самая духовная значимость в решении церкви: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Ощущается, что за людьми стоит Сам Бог, человеческое решение имеет божественный вес.
Заключение
Итак, подчеркну, что ключевым элементом механизма Божьего руководства является установление главенства Христа в общине, которое не приходит как данность. Оно достигается, и ответственность за это лежит не только на служителях, но и на всех членах церкви, потому что членское собрание выступает высшим органом управления церковью.
Исходя из всего сказанного ранее, я хочу всем нам, как бы находящимся на том церковном членском собрании, задать два взаимодополняющих вопроса. Первый: «Имею ли я смирение, чтобы оставить свои амбиции, своё понимание, свои методы решения вопросов?» И второй: «Ищу ли я славы Христа, Его воли и Его целей?»