3 вещи, которые нужно знать о покаянии на смертном одре

За последние пару недель я встретился с двумя мужчинами, которые уверовали незадолго до смерти, что и побудило меня к размышлениям об этом. Вот некоторые мысли, перечисленные в произвольном порядке.

1. Великая и милосердная Благая весть христианской веры заключается в том, что каждое истинное обращение к Богу, каким бы оно ни было поздним, приводит к вечному спасению. На самом деле, мало что настолько же ясно показывает чистую суть Евангелия благодати Бога к грешникам через Иисуса Христа. Мы спасены не тем, что мы когда-либо делали или могли бы сделать, но только тем, что Иисус сделал для нас. У того, кто покаялся на смертном одре, не осталось ни времени, ни сил, чтобы совершить добрые дела. Скорее всего, он не успеет стать членом церкви, креститься, принять Вечерю Господню, посетить хотя бы одно богослужение или молитвенное собрание. Он не может вложить ни гроша в служение Церкви. Конечно, он не поедет ни в какую миссию и не будет помогать в церковной кухне. И всё же отсутствие всего этого и многих других добрых дел никоим образом не ставит под угрозу его спасение. Почему нет? «Потому что вы спасены по благодати через веру, и это не ваша заслуга — это дар Божий. Не за дела, чтобы никто не хвалился тем, что он якобы заслужил спасение» (Ефесянам 2:8-9, Новый русский перевод). Покаяние грешника в последние часы жизни подчёркивает эту истину. Всё остальное уже в прошлом.

Пример разбойника на кресте (От Луки 23:39-43) решительно доказывает это нам. Вот человек, который, по всей видимости, был мятежником из банды Вараввы. Возможно, он был также и разбойником, но за разбой — даже жестокий — не приговаривали к смерти. Матфей и Марк описали его словом, которым часто называли борцов за политическую свободу.

Итак, это человек, чья жизнь была наполнена насилием и убийствами, его поглощали гнев и ненависть. Он причинил много боли и горя многим людям. Он осуждённый преступник, получивший по заслугам. Ему нечего предложить Богу — ничего отдалённо напоминающего доброе дело — ни капли праведности. Никакой надежды, что добро в его жизни перевесит зло.

И всё же он слышит из уст Иисуса Христа вернейшую гарантию, чем кто-либо получал во всей Библии: «Ныне же будешь со Мною в раю». Он полностью прощён, причём даром. Фактически, Иисус даёт ему добавочной уверенности словами: «Истинно говорю тебе...» — сомнениям уже нет места!

2. Конечно, всё это предполагает, что покаяние настоящее. Мало просто сказать напоследок какие-то определённые слова. Несомненно, многие люди получили ложную уверенность в конце своей жизни, когда им сказали, что всё, что им нужно сделать — это попросить прощения у Бога за свои грехи и попросить Иисуса спасти их. Чтобы обрести спасение, нужны важнейшие элементы истинного покаяния и веры.

Истинное покаяние состоит из трёх вещей:

  1. признание греха тем, чем он является — преступлением против Бога, заслуживающим вечного осуждения;
  2. сожаление о грехе — искренняя скорбь за грех как преступление против Бога;
  3. решимость измениться — отказ от греха и сопутствующее стремление к праведности.

Настоящая спасительная вера тоже включает в себя три вещи:

  1. понимание главных фактов Евангелия, необходимых для спасения;
  2. вера в то, что эти факты истинны;
  3. личная, безоговорочная надежда только на Иисуса Христа, который и спасает от греха, согласно этим фактам.

Из примера разбойника на кресте ясно, что, хотя его понимание было очень ограниченным, но он знал достаточно, чтобы спастись — было истинное покаяние и вера в Иисуса Христа. Если они настоящие, то спасение гарантирует Сам Бог:

3. Всегда есть опасность, что дьявол воспользуется возможностью обращения на смертном одре, чтобы усыпить людей ложным чувством безопасности, побуждая их не становиться христианами до самого последнего момента. Кто-то высказался так: «В Писании есть только одно обращение перед смертью, чтобы никто не отчаивался; но всего одно, чтобы никто не злоупотреблял». Или, как выразился Мэтью Генри: «Истинное покаяние никогда не случается слишком поздно; но позднее покаяние редко бывает истинным». Чаще всего те, кто самодовольно думают, что сначала насладятся жизнью, а потом в последнюю минуту попросят прощения, обнаруживают в конце жизни, что, если даже и осталось ещё время и способность ясно мыслить, но по-настоящему покаяться довериться Христу уже не так легко, как им всегда казалось.

И поэтому всех нас, кто сейчас это читает, Божье Слово предупреждает:

Автор — © / Gentle Reformation
Перевод — Михаил Шевцов для Баптисты Нижней Волги

Опубликовано

Читайте также