5 мифов о Святой Троице

Эта тема вызывает споры и непонимание у неверующих и приверженцев других религий. Можно написать целую книгу о Святой Троице, но так и не ответить на все вопросы убедительно. Сегодня мы рассмотрим только пять неверных представлений, связанных с Триединством Бога, которые встречаются даже у некоторых христиан.

Миф № 1: Это нужно только специалистам по богословию

Учение о Троице нужно всем спасённым во Христе. Или, если точнее, оно для всех, кого привлекла к Отцу через веру в Сына сила Святого Духа (см. 2 Кор. 13:13). Или, ещё раз — это для каждого, кто усыновлён Отцом, пославшим на землю Сына, чтобы искупить нас, и пославшим Святого Духа усыновления в наши сердца, чтобы мы обращались к Нему: «Авва, Отче!» (см. Гал. 4:4-6). Или, иначе говоря, это для каждого, кто имеет общение с остальными верующими благодаря нашему общему доступу к Отцу через Христа в Духе (см. Еф. 2:18).

Или, если быть ещё более точным, это для всех, кто хотел бы глубже разобраться, как совершается спасение, и что в Евангелии открыто нам о Боге, Который за ним стоит. А всё потому, что учение о Троице — это единственная точка зрения о Боге, в которой христианское спасение вообще имеет смысл. Именно поэтому Церковь крестит людей во имя Отца, Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19): такое право получают все рождённые свыше.

Конечно, существуют специалисты по учению о Троице, которые его глубоко разбирают во всех подробностях и пишут на эту тему научные работы. Но ведь и любой другой предмет можно рассматривать как по-простому, так и углубленно: по всем темам бывают эксперты, и их учёность ещё не значит, что это направление принадлежит теперь только им. Святая Троица слишком важна, чтобы оставлять её на докторов богословия.

Миф № 2: В Библии ничего об этом не сказано; на самом деле это учение ранней Церкви

Похоже, этот миф основан на наблюдении, что понятия, которые обычно используют в разговоре о Троице, не являются словами из Библии: даже само слово «Троица», например; а также «личность», «природа», «ипостась» и так далее. Но все эти слова — всего лишь обозначения, выбранные для краткости, которые мы добавляем к тому, что находим в Писании. Великая история о едином истинном Боге, исполняющем Свои обетования тем, что Он пребывает с нами в Сыне и Духе, посланными Отцом, — это обширная, занимающая два завета, суть Бога, Который открылся нам, совершив искупление. Вместо того, чтобы каждый раз пересказывать вот эту историю целиком, подразумевая Бога Евангелия, христиане ещё со времён ранних отцов Церкви предпочитают использовать более краткие и ёмкие слова. Но когда этими обозначениями стали пользоваться, отцы Церкви не хотели приписывать себе их авторство. Они настаивали, собор за собором, толкование за толкованием, катехизис за катехизисом, что они говорят только то, что говорит Писание.

Учение о Троице — это единственная точка зрения о Боге, в которой христианское спасение вообще имеет смысл.

У некоторых современных христиан встречается какая-то «фобия» — страх следовать в этом руководству отцов Церкви, и они предпочитают пользоваться только словами из самой Библии для обозначения истин из Библии. Они обязательно столкнутся с теми же проблемами, которые решала ранняя Церковь (находить еретиков в своих рядах, используя библейские слова с разными значениями, выяснять, как передать веру следующему поколению и т. д.), спустя две тысячи лет и со своими современными отклонениями, вкравшимися незаметно. Другие современные христиане слишком ревностно относятся к традиции и рады приписать отцам Церкви открытие учения, которое невозможно встретить в Библии. Таким отвечают сами отцы Церкви: «Нет уж, спасибо». Они никогда не хотели, чтобы мы уверовали в Троицу через их собственные свидетельства; они прикладывали все усилия, чтобы показать, что Бог открыл Свою троичность через Священное Писание.

Миф № 3: Это не влияет на нашу духовную жизнь

Поскольку Божье триединство тесно связано с Евангелием, оно является фундаментом духовной жизни каждого верующего. Чем больше вам понятно внутреннее устройство духовного мира, который вы познали во Христе и Духе, тем больше вам понятны и близки глубокие темы о Боге, важные для нас. Если вы думаете, что Троица не влияет на духовную жизнь для вас, как христианина, тогда, скорее всего, вы поверили «обману зрения», положившись на свой личный опыт. Вот что я имею в виду: вы могли уверовать во Христа, получить спасение и какое-то время пребывать в общении с Богом в Духе, прежде чем впервые задумались о Троице. Поскольку у вас, как христианина, всё шло хорошо до этого, вам может показаться, что Троица — какая-то ненужная доктрина, которую лучше запрятать где-нибудь на окраинах своего разума как некоторую истину, которая на жизнь не повлияет. Но на самом деле причина, по которой раньше всё шло хорошо, заключается в том, что вы были погружены в сущность Сына и Духа, который всё время активно и решительно вас вёл к любви Отца. Осознание этой реальности, лежащей в основе, должно быть приглашением для вас, чтобы проникнуть глубже в то, что уже начали испытывать в христианской жизни.

Кажется, всего в одном смысле можно говорить, что Троица не соотносится с духовной жизнью верующих. Вы могли бы назвать это учение не имеющим к нам отношения, имея в виду, что оно абсолютно не зависит от верующих: ведь это истина, нравится оно вам или нет. Бог всё равно был бы Отцом, Сыном и Святым Духом, даже если бы Отец никогда не посылал Сына и Святого Духа, или даже если бы Отец, Сын и Святой Дух никогда не сотворили ничего и никого, кто бы принял Их благословение или уверовал в Них. Но независимость Бога от всего, что не является Богом, оказывается для нас важным фактом, который мы должны признать. Другими словами, вам очень важно знать, что Бог был бы Богом даже без вас.

Миф № 4: Это нелогично

Мы часто пользуемся сокращениями для учения о Троице и говорим: «Наш Бог это три в одном», или: «Три и Один». Звучит противоречиво. Но если вы подставите соответствующие существительные, противоречие исчезнет: Бог — это три личности в одной сущности. Это может быть тайной для нас, но не обязательно противоречием. Проблема краткой фразы «три в одном» заключается в том, что она может означать «три Бога в одном Боге» или «три человека в одном человеке» или «три сущности в одной сущности». Краткая фраза берёт всё содержание Библии (что существует один Бог, и что этот Бог существует как Отец, Сын и Святой Дух) и, отбрасывая все существительные, сжимает его в форму, похожую на уравнение, при этом неудачное. Когда Бог открывается нам как Отец, Сын и Святой Дух, Он не требует от нас пожертвовать своим разумом. Он просит смиренной готовности учиться, и это как раз то, в чём мы нуждаемся, чтобы принимать всё, что Бог открывает.

Миф № 5: Аналогии очень важны и помогают лучше понять Троицу

На что похож Триединый Бог? На трёхлистный клевер? На воду в жидком, ледяном и газообразном состоянии? На солнце, излучающее лучи света и волны тепла? На скорлупу, желток и белок яйца? На разум, который помнит себя, знает себя и любит себя? На комитет из трёх человек с общим планом на всех? На человека с тремя работами? Нет, Триединый Бог совсем не похож ни на что из этого. Некоторые из этих аналогий совершенно ложные и никогда не должны применяться; другие немного полезны для абстрактного размышления о некоторых отдельных частях учения о Троице. Ни одна аналогия не важна, и ни одна из них не поднимет вас на новый уровень понимания того, что Библия подразумевает в своём откровении о Троице. Сама идея, что очень нужно найти хорошее сравнение для Троицы, обычно является признаком того, что мы подошли к учению не с той стороны. Бывает, люди отправляются на поиски ответов на вопросы, которые даже не стоило поднимать. Если у вас очень-очень невысокие ожидания, то некоторые аналогии Троицы могут заслуживать внимания.

Но важно то, что Бог передал истину об Отце, Сыне и Святом Духе, не приводя ни одного сравнения для Троицы во всей Библии. Что, если Бог действительно и так открыл всё, что нам нужно знать о Его предвечной сущности, и сделал это без упоминания трилистников или айсбергов? Что, если лучший способ понимания вечных отношений между Отцом, Сыном и Духом — это понять, что Отец послал на землю Сына и Духа? Что, если вечный Бог подобен Отцу, посылающему Сына и Духа при наступлении полноты времён, потому что от всей вечности Бог есть Отец, предвечно рождённый Сын и вечно пребывающий Дух? Это означает, что, когда мы рассказываем евангельскую историю, мы уже описываем характер Бога. Это означает, что Троица и Евангелие принадлежат друг другу как основа нашей веры, а также как начало нашего понимания.


Фред Сандерс (доктор, Аспирантский богословский союз) — профессор богословия в Институте имени Торри в Университете Биолы, является автором книги «Глубокие детали о Боге».

Автор — © / Crossway
Перевод — Михаил Шевцов для Баптисты Нижней Волги

Опубликовано

Читайте также