Некоторые тексты из Священного Писания уже настолько знакомы многим христианам, что стали похожи настарых друзей. Один из них — эпизод из Евангелия от Марка.
Смысл этого отрывка лежит на поверхности: это очередная встреча нашего Господа Иисуса Христа с одним из жителей земли. Иисус идёт на праздник Пасхи в Иерусалим и по дороге заходит в Иерихон — тот древний город, где во времена завоевания земли обетованной однажды рухнули мощные стены. На выходе из этого самого города и произошла встреча со слепым нищим по имени Вартимей.
Без шума обойтись не получится
Таких людей сегодня обходят стороной, потому что в этом лукавом и испорченном мире никогда не знаешь, кто на самом деле нуждается, а кто лишь играет роль нищего. Об этом несчастном известно совсем мало, но важно, что в Писании сохранилось его имя — Вартимей (что значит «сын Тимея») — и факт, что он был слепым. Евангелия также описывают многие случаи, когда Христа встречали люди с разными проблемами, и Он чудесно исцелял даже незрячих. В другом эпизоде Иисусу встретился человек, бывший слепым с рождения, но причины слепоты Вартимея остаются неизвестны.
В этой истории важную роль играют те, кто окружает Иисуса, а это, скорее всего, были ученики Христа. В наше время, когда VIP-персона появляется на публике, вокруг обычно суетятся люди: одни сопровождают как телохранители, другие хотят продемонстрировать свою причастность к этой значимой фигуре. Вдруг все слышат чей-то крик: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!»
Традиционные евангельские христиане делают особый упор на своё благоговейное поведение на богослужении. Как бы мы с вами отнеслись, если бы что-то подобное случилось в нашем собрании? Но обстоятельства вынудили того несчастного привлекать внимание Учителя криком. Нам трудно понять тех, в чьей шкуре мы ещё не бывали. Одно дело, когда всё хорошо и можно приходить к Иисусу легко и свободно, но совсем другое — когда нет шансов на аудиенцию с Ним, кроме как если прокричать громким голосом: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!»
Многие из нас когда-то впервые пришли ко Христу, потому что находились в нужде. Нам нужна была встреча с Тем, кто может помочь. Это тот самый случай, когда слепой Вартимей услышал об идущем мимо Иисусе и привлёк Его внимание воплем: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!»
Всё начинается с веры
На самом деле из этого возгласа ясно, что слепой Вартимей видел кое-что на много лучше зрячих. Многие вокруг воспринимали Иисуса как учителя из Назарета, для других Он был прежде всего человеком, творящим чудеса, а ещё больше людей ходили за Ним из-за того, что ели при Нём хлеб и насытились. Но этот сидящий у дороги Вартимей своим криком показал пришедшую к нему в критическом состоянии глубину понимания и веры в Иисуса, как Сына Давида. Мы изумляемся этой проницательности слепого бедняка, ведь даже самые близкие ученики Христа на Его вопрос: «За кого вы почитаете Меня», — смущённо молчали, и только Петр, по данной ему благодати, ответил: «Ты Христос». По сути Пётр этим провозгласил то же самое: Иисус — Сын Давида.
Пришествие Мессии в Израиле представляли совсем не таким образом, как оно случилось на самом деле. Среди прочего ожидали, что Он откроет очи слепым, когда придёт. Когда Он придёт, хромые начнут ходить. Когда Мессия явится, нищие будут благовествовать по предсказанию пророка Исайи. Иисус пришёл, чтобы связать сильного врага, чтобы отпустить измученных на свободу. Но Вартимей не мог знать, что это время настало, как не знали этого и многие зрячие. Даже самые близкие ученики Иисуса не могли вместить эту мысль. Иисус уже направлялся в Иерусалим в окружении толпы, объятой переживаниями о том, что будет с ними, когда сбудется то, о чём Он рассказал. Ему предстояло попасть в руки грешников, быть оплёванным и убитым, а ученикам это всё ещё трудно понять, и им хочется поделить свои «портфели» в будущем Царстве и сесть по правую или левую сторону от Господа.
У Вартимея появился редкий шанс, и он повёл себя нескромно — стал привлекать к себе внимание так, что окружающие заставляли его молчать. И вот, когда Иисус остановился и велел его позвать, те, кто только что заставляли его замолчать, желая угодить Учителю, зовут этого несчастного: «Не бойся, вставай, зовёт тебя».
Открытость к Спасителю
Очень символично, что при этом Вартимей, сидевший у пыльной израильской дороги, сначала сбросил с себя верхнюю одежду, а потом такой как был пришёл на голос Спасителя. Обычная верхняя одежда в то время называлась «гиматий» и носилась подобно плащу поверх хитона. Гиматий представлял собой длинный кусок ткани, который перебрасывали через левое плечо и укрепляли над правым.
Многие из нас пришли к Иисусу в трудный час, потому что у нас тоже была нужда, которую невозможно отложить. Что интересно: иногда в церквях передают такие записки с просьбой, чтобы помолились Иисусу заочно, а самим не хватает смелости прийти к Иисусу Христу. Мы часто пользуемся знакомством с верующими, которые могут помолиться о нас или даже «за нас» (то есть вместо нас). Мы пользуемся Иисусом, потому что Он может уладить наши проблемы? Или же Он может радикально изменить мою и твою жизнь?
Во времена кризисов на улице оказывается больше нуждающихся людей. Порой трудно разобрать, кто есть кто на самом деле, и тогда нас посещает чувство недоверия. Когда нам хочется оказать милость, мы забываем задавать один важный вопрос — тот самый, который Иисус задал этому несчастному. Он мог бы показаться даже излишним, ведь что может ответить слепой человек на вопрос: «Чего ты хочешь от Меня»?
Вопрос желаемой высоты
Всё-таки это совсем не праздный вопрос. Если бы мы каждый раз задавали этот вопрос, прежде чем окажем милость какому-нибудь несчастному! В самом деле, мой друг, чего ты хочешь? Как далеко простираются твои желания? Насколько высоко ты способен мечтать?! Часто мечты оказываются такими приземлёнными — чтобы не утруждать Учителя напрасно, мы прибегаем к Нему с какой-то своей сиюминутной, ограниченной нуждой... Что за этим скрывается? Это говорит о том, что мы подпускаем к себе Иисуса настолько близко, насколько сильного Его влияния хотим на свою жизнь и на обстоятельства. Бывает как в том эпизоде, когда к Иисусу пришёл один человек с просьбой: «Господи, одну минуточку удели мне: скажи, пожалуйста, моему брату, чтобы мы тут разделили наследство».
Чаще всего люди нуждаются в Спасителе и Избавителе только на расстоянии, чтобы решить свои проблемы и не приближаться к Нему слишком близко. Мы хотим сохранить за собой право быть такими, какими были до сих пор. Мы хотим, чтобы Он улучшил наше положение или материальное состояние, но не хотим менять свою жизнь радикально — чтобы в неё вошёл Иисус, и нам больше не пришлось сидеть у дороги. Так что на вопрос «Чего ты хочешь от Меня?» мог бы прозвучать ответ: «Господь, подай на пропитание!» — потому что Вартимей привык каждый день слышать звон падающих медяков, и это было всё, что он знал.
Чего мы хотим, если Иисус проходит рядом по дороге жизни? Насколько высоко мы можем мечтать и желать? Писание учит нас быть откровенными с Богом и открывать свои желания перед Ним. Но когда мы пытаемся найти ответ на вопрос «Чего ты хочешь?», мы должны понимать, что очень многое зависит от нашего желания. Либо мы готовы встать и пойти за Иисусом по дороге жизни, либо мы так и останемся на расстоянии от Него. Мы всё равно сможем рассказывать о Христе — но о Христе, Которого оставили на расстоянии, с Которым мы так и не встретились и не посмотрели в глаза, Который никогда не задавал нам вопроса «Чего же ты на самом деле хочешь?» Самые радикальные последствия Но Вартимей, уставший долгие годы сидеть в придорожной пыли, сказал, что было у него на сердце: «Господи, хочу прозреть, хочу видеть». Эта его пламенная молитва «Сын Давидов, помилуй меня» достойна подражания, потому что в ней нет претензий к Богу вроде вопросов «Почему, Господи?» Вартимей просто вопиёт к Богу: «Господи, я знаю, что не заслужил этого, но я нуждаюсь в Твоей милости! Помилуй меня». «Чего ты хочешь?» — «Хочу прозреть».
История заканчивается тем, что Иисус говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя». Удивительный механизм веры — Господь отвечает на наши молитвы! Смотрите, что Он говорит Вартимею: «Теперь иди». Когда мы получаем нечто от Иисуса Христа, мы также слышим от Него и разрешение «идти». Здесь каждый оказывается перед выбором, в какую сторону идти. И это жизненное направление свидетельствует о том, верно ли мы услышали голос Иисуса или нет. Потому что многие, что-то получив от Иисуса, больше никогда к Нему не вернулись. Десять прокажённых кричат: «Помилуй нас!» Он помиловал, но лишь один последовал за Иисусом по дороге жизни. Слепой Вартимей вопиёт: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» И вот свидетельство его благодарного сердца: он оставил одежду, чтобы пойти за Иисусом по дороге жизни. Так ли это со мной или с тобой? Так ли это с нами, когда мы что-то получаем от Иисуса? Когда Он проявляет внимание ко мне и тебе, чем мы платим Ему? Остаётся ли Он странником, которого мы держим на расстоянии, или же мы, встав, идём за Ним?
Мы должны понимать, что встреча с Иисусом имеет самое радикальное последствие, потому что она не только восполняет нашу нужду, но и изменяет нас самих. Она делает нас новым творением во Христе Иисусе, она делает нас Его последователями.