Почему нужно учиться проповедовать

Хотя форма и содержание богослужений и проповедей менялись в течении истории, у евангельских христиан библейская проповедь остаётся самой важной частью воскресного богослужения. Мы часто делаем вывод о состоянии церкви по проповеди.

Христос проповедовал Слово Божье, Сам был этим живым Словом Бога. Все апостолы проповедовали Слово Божье, это стало их смыслом жизни. Павел повелевает Тимофею продолжать это Божье дело: «Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово».

Обязанностью любого слуги Бога является передача Божьих слов в понятном и неискаженном виде слушателю. Моисей не был бы Моисеем, если бы не так точно и понятно передавал слова Бога людям. Евр. 3:5: «И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить». Служение Словом — одно из самых важных служений для Бога.

Служение проповеди в современной церкви

Какое же состояние проповеди в современных церквях в наше время? Самое разное! Как состояние церквей очень разное, так и проповедь очень разная. Здесь можно вспомнить историю заснувшего слушателя, к соседу которого обращается проповедник со словами: «Видишь, твой сосед заснул во время проповеди, разбуди же его». На это он получает справедливый ответ: «Ты его усыпил, ты его и разбуди». В противовес вспоминаются яркие и простые проповеди, которые повлияли на нас и которые мы запомнили на всю жизнь. Вспоминаю одну такую проповедь, сквозь помехи услышанную на плохо улавливающемся радиосигнале ещё в последние годы прошлого тысячелетия. Суть проповеди была в том, что человек сам выбирает либо идти путем дьявола, который себя возвысил и будет унижен, либо путём Христа, Который Себя унизил и будет возвышен. Состояние мое было такое, как будто я нашел драгоценнейший алмаз, копаясь в этой невзрачной и непривлекательной, мутной среде радиоволн и радиопомех.

Отчего же проповедь проповеди рознь? Факторов очень много, и я коснусь некоторых, перечислив несколько моих субъективных наблюдений за последние 22 года.

10 ошибок проповедНИКОВ

1. Проповедник не использует библейский текст как основу для проповеди

Есть понятие экзегетики и эйзегетики. Экзегетика — раздел богословия, занимающийся истолкованием смысла текста Священного Писания. Экзегетика находит, какой смысл был заложен автором в текст. Эйзегетика — когда человек вносит свой смысл в текст Писания. Когда человек читает Библию и видит то, что сам хочет, а не тот смысл, который автор вложил.

2. Проповедник читает слишком много мест Писания

При этом он иногда даёт ошибочные ссылки или вообще о них забывает, и слушатель не успевает за ним. Тогда пропадает желание слушать.

3. Проповедник говорит монотонно, чем усыпляет слушающих

Как сказал один учитель: «Монотонность погубит даже самую хорошую проповедь». Я приходил в ужас, когда слушал записи своих первых проповедей, но ужас наступал после пробуждения от сна, так как все мои ранние проповеди были настолько монотонными, что при их прослушивании я всегда засыпал. Что же мог я ожидать от других слушателей?

4. Вывод и призыв, сделанные проповедником, как минимум странные

Это происходит, когда проповедник находится в определенном культурном контексте, не имеет достаточного общения с другими служителями, не читает комментарии и книги, не шлифует свои «откровения». Вспоминается третья проповедь на молитвенном служении среди недели в одной из обычных церквей, когда ничего не предвещало никакой бури. В такие дни среди недели на собрании обычно бывает немного людей, и все проходит тихо, мирно. Так и было с первыми двумя проповедниками, я был уставший, поудобнее расселся и даже немного расслабился в теплом зале. Я подумал даже, что придётся бороться со сном, и тут началось… «Месседж» третьей проповеди был взят, видимо, не из Библии, а из конституции СССР. «Бизнес — это плохо», «истинный христианин никогда не будет заниматься бизнесом». Эти «220 вольт» по «бизнес-спекулянтам» продолжались минут 40, естественно, что я не выдержал и покинул зал. По милости Божьей я уже немного знал Библию, где и Авраам и многие другие святые занимались как «бизнесом», так и непосредственно торговлей, и Бог за это их не осуждал. Бог осуждал неверные гири и неверную меру, неисполнение своих обещаний, — но не саму торговлю. Также я знал и английский язык, с которого слово бизнес переводится как «работа». Я перевел слова проповедника на английский, и получилось: «работа — это плохо», «истинный христианин никогда не будет заниматься работой».

5. Проповедник не использует иллюстрации и не делает ничего, чтобы его проповедь запомнилась

Екклесиаст пишет: «Слова мудрых — как иглы и как вбитые гвозди». Человек мыслит образами, и яркие образы запоминаются. Поэтому наш Господь использовал притчи. 

6. Проповедник использует непонятные и неправильно подобранные слова для этой целевой аудитории

В одной из моих самых первых проповедей я произнес примерно следующее: «Проанализировал жизнь двух знакомых женщин в возрасте, которым за сорок, и которые живут в сериалах и книгах, а не в реальности». После служения ко мне подошла одна сестра, вся в эмоциях, и произнесла: «Вот это ты сказал! Женщина за 40 — значит уже в возрасте?» Я понял, что суть моей проповеди не была услышана как минимум половиной аудитории из-за неправильно подобранных слов. После другой моей проповеди про инициативность, целью которой было побудить христиан к активному труду для Господа, ко мне подошел брат и рассказал про бабушку, которая пожаловалась ему: «Сынок, а что это за такое слово „инициативность“ он повторял всю свою проповедь? Я таких слов даже и не знаю». 

7. Проповедник проглатывает окончания слов, говорит с ошибками или невнятно

Один брат проповедовал про фессалоникскую церковь и каждый раз при упоминании этого города переставлял согласные «с» и «л». Получалось «феласоникийцам», «феласоникийцы». Я не мог сосредоточиться на смысле проповеди из-за этой неточности. 

8. Проповедник не смотрит на лица слушателей, и нет контакта слушателя с ним

Интересная практика — наблюдать за залом во время проповеди, своей или чужой. По реакции слушателей можно делать выводы, насколько они заинтересованы услышанным словом. Практика показывает, что немногие проповедники обращают внимание на реакцию слушателей, а ведь стоило бы. Но они будто «на своей волне» и не с вами разговаривают. Однажды я слушал проповедь очень интересного проповедника, но он не смотрел в мою часть зала. Две трети зала он охватывал взглядом, а в мою сторону ни разу не посмотрел. Чувство было такое, что в моей стороне сидели «не избранные», а проповедь предназначалась для кого-то другого, но не для меня. После собрания я высказал брату свои впечатления и немного огорчил его этим.

9. Проповедник не сообщает ничего нового или интересного слушателю, не призывает к конкретным действиям, нет практического применения

Сперджен говорил: «Там, где начинается практическое применение, там начинается проповедь». По Сперджену, такой проповедник фактически ничего и не проповедовал, хотя мог полчаса с кафедры производить колебания воздуха святыми библейскими словами. 

10. У проповедника есть факторы, которые отвлекают слушателя от слова

Это может быть странная одежда, звонок телефона, почесывание головы, ковыряние в носу, шмыгание носом, использование слов-паразитов, мычание (когда при паузах звучит звук [э]), угрожающий или осуждающий тон. В таком случае обычно слушатель «закрывается» и не воспринимает проповедника. Вспоминаю, когда я опоздал в одну церковь, зашел и услышал Иоанна 1:1-3, одно из моих любимейших мест в Библии, но интонация проповедника была какой-то искусственно-театрально-показной, я не смог долго это слушать и вышел. Это заметил не я один. Естественно, что после проповеди запомнилась и обсуждалась интонация проповедника, а не суть проповеди. Либо другой случай, когда проповедник в микрофон орал о любви Божьей к человеку. Тогда я делал первые шаги к Богу, но уже смутно понимал, что есть диссонанс. Позже, вспоминая этого проповедника, я задался вопросом: «Интересно, с какой интонацией он говорит своей жене и детям, что любит их?» Интонация — это, фактически, мини-музыка, которую мы используем в повседневной жизни, интонация выдает нас. Если я говорю жене или детям слова любви, но при этом звучит «военный марш», то они больше улавливают нотки марша, а не мои слова.

11. Проповедник не уделяет достаточно внимания качеству проповеди

Мы живем в век интернета. До появления интернета как-то можно было не совсем качественно проповедовать, и это могло бы остаться малозаметным, или даже такие проповеди могли принести какое-то назидание людям. Во времена интернета, когда за 10 секунд человек может найти тысячу проповедей на интересующую его тему, — какой ему резон тратить время и средства, приходить в церковь, если там проповедь будет не на должном уровне? Или как будет чувствовать себя проповедник, если его некачественную, с вышеперечисленными и другими ошибками проповедь кто-то выложит в «сеть» или будет транслировать? Что это принесет Богу: славу или бесславие? Ведь Бог сказал однажды Илию: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены». Качественная библейская проповедь приносит славу Богу и назидание слушателям, а неподготовленная, неграмотная, с ошибками проповедь бесславит Христа и расстраивает слушателей. 

Может показаться странным, что для музыкального служения мы обучаем людей или берем профессионалов, а для проповеди считаем, что можно и не учиться. Бывает, что за музыкальную часть служения в церкви не стыдно, но за проповедь стыдно. Каждый проповедник сам решает для себя, хочет ли он остаться на том же уровне или хочет возрастать в даре проповеди.

Где научиться проповедовать

В интернет-пространстве можно найти множество различных программ по подготовке к проповеди. Одна из лучших, на мой взгляд, — «7 законов учащегося» Брюса Вилкинсона. 

В нашем братстве для жаждущих повышать качество своей проповеди периодически проводятся обучающие курсы для проповедников, и есть даже разработанные учебники. Все желающие ознакомиться с курсом «Библейская проповедь», который недавно начался в Центральной церкви, могут обратиться к Петру Валентиновичу Воробьёву. 

Будем возрастать в служении Словом для славы Божией!

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано

Читайте также