Скоро мне сорок три, и всю свою жизнь я посещаю церковь. По простому подсчёту получается, что я прослушал уже где-то 4000 проповедей (что, конечно же, должно весьма улучшить моё знание Библии и сделать меня святее!). За последние 10–15 лет я и сам немного проповедовал. Не так давно я начал для собственного развития задумываться о тех вещах, из-за которых проповедь становится тяжело воспринимать. Набросав их себе в список, я решил поделиться этим и с вами.
Нет ясной структуры. Большинство людей сегодня не привыкли слушать длинные пространные рассуждения. Проповедники должны помочь людям слушать и понимать их проповеди с помощью некоторой структуры, схемы. Хотя и нет нужды в сложных литературных конструкциях, но собранию легче слушать проповедника, когда оно хотя бы знает, как будет разворачиваться «сюжет» проповеди. Четкая структура поможет слушателям «вернуться» к проповеди, если их мысли начнут где-то блуждать. Если слушатель «витает в облаках», и в голове его уже возникла настоящая каша, из этого состояния может вывести такая фраза проповедника, как: «Это подводит нас ко второй важной истине этого отрывка». (Полагаю, лучше избегать слова «пункт» — например, «следующий пункт моей проповеди…». Старайтесь более творчески выражать структуру).
Слишком много изучения слов. Проповедь редко становится эффективнее после слов пастора: «На греческом это слово означает…». По-моему, только в некоторых случаях упоминание и объяснение греческого или древнееврейского термина может помочь лучше понять текст, но это бывает довольно редко. Гораздо чаще изучение слов должно быть процессом, которым пастору следует заниматься в своём кабинете, «не вынося на церковь». Проповедник должен так подготовиться, чтобы общине было видно: он провёл глубокий анализ текста и приложил все усилия для максимально точного его понимания. Но не всегда нужно демонстрировать сам этот анализ. (Кстати, все мы уже знаем, что слово «динамит» происходит от греческого термина «дунамис» — что значит «сила»).
Слишком много цитат из разных комментариев. Комментарии весьма важны для правильного понимания текста. Проповедники правильно делают, что тратят значительное время своей подготовки на ознакомление с мнениями экспертов из различных комментариев. Но бывает не так уж много случаев, когда стоит этих экспертов цитировать. Когда проповедник зачитывает цитату учёного-библеиста — особенно какой-нибудь подробный анализ — сразу меняется тон его голоса: он становится более лекционным, учительным. Сразу же резко меняется форма коммуникации: вместо устной проповеди — чтение книги. Собранию тяжело перестроиться на новый лад и не менее тяжело понять суть прочитанной цитаты. В большинстве случаев намного лучше будет просто передать своими словами суть выбранной цитаты.
Использование ссылок. В колледжах и семинариях чрезвычайно важно правильно использовать источники цитат и ссылки. Если вы пользуетесь не своей идеей, а чужой, вам нужно чётко на это указать. Но в проповедях это не так уж важно. Если вы собираетесь приводить длинную цитату, или ваша проповедь во многом опирается на книгу какого-нибудь автора (чего, скорее всего, вы делать не должны), тогда, возможно, есть смысл указать ссылку. В остальных случаях оставляйте список источников для себя и не считайте, что в проповеди вы обязаны указывать ссылки на академическом уровне. Проповедь — не диссертация. И церковь — не семинария. Опять же, обычно намного лучше будет кратко передать суть цитаты, нежели прямо её цитировать, да ещё и с указанием источника.
Использование всевозможных взглядов и мнений. Библия содержит многие отрывки, которые открыты к различным обоснованным интерпретациям. Идёт ли речь в Рим. 7 о возрождённых или невозрождённых? Означает ли написанное в Иак. 5:14 конкретное повеление использовать елей, или Иаков просто говорит о важности молитвы над больными (и елей необязателен)? Говорит ли Кол. 3:16 о трёх различных видах христианского пения или текст просто призывает к разнообразию в песнопении? Хотя иногда проповеднику полезно ознакомиться с различными взглядами и мнениями, но чаще всего самым эффективным решением будет выбрать самому что-нибудь одно и сконцентрировать внимание слушателей именно на нём. Вооружитесь этим важным принципом: не отвечайте на те вопросы, которые слушатели не задают. Не тратьте много времени на обсуждение тех взглядов, которые ваши слушатели никогда бы не рассматривали. (Иногда сам проповедник не уверен, мнение кого из толкователей ему принять. Поэтому он может просто выбрать одно толкование и предложить его церкви. Это позволительно.)
Долгие рассуждения без иллюстраций. Иллюстрации — великая сила. Они не только позволяют преподнести ту же самую истину другим, более иллюстративным языком, но и позволяют слушателям закрепить материал, а также чуть отдохнуть, когда «закипают мозги». Разумеется, иллюстрации могут быть удачными и неудачными. Обычно краткие иллюстрации эффективнее пространных. Наилучшие из них — самые лаконичные. Это, по сути, сравнения со словами «как» или «подобно» выраженные одним предложением. Наихудшие иллюстрации — длинные примеры; особенно если они взяты из фильмов, книг или из поп-культуры, с которой верующие не так хорошо знакомы. Вы, скорее всего, знаете: плоха та иллюстрация, которая сама нуждается в объяснении! (Маленький совет: если мы что-то объясняем детям, это сразу же привлекает внимание и взрослых. Поэтому в своих иллюстрациях ориентируйтесь на детей — и взрослым тоже будет интересно.)
Монотонное изложение. Главное — содержание проповеди. Но сама презентация проповеди также весьма важна. Восприятие и понимание проповеди во многом зависит от тона и громкости голоса проповедника. Когда мы думаем о монотонности, то обычно представляем проповедника, который говорит слишком спокойно, невыразительно, всё время на одной высоте тона — ни выше, ни ниже, — из-за чего проповедь слушается тяжело. Но монотонность также имеет место и тогда, когда спикер кричит в полную силу — и кричит слишком долго. Или когда переходит на драматический шёпот и шепчет до бесконечности. Точно так же, как проповедник должен делать всё возможное для правильного понимания библейского и текста и максимально точной передачи его смысла людям, он должен прилагать все усилия и к тому, чтобы произнести проповедь максимально эффективно. Он должен знать, где повысить голос, а где понизить. Где сделать акцент и создать напряжение, а где снять это напряжение. Резкое усиление громкости голоса и переход на шёпот, увеличение скорости речи или её замедление — всё это может усилить воздействие проповеди. Но может и отвлекать от содержания проповеди.
Конечно, на эту тему можно ещё многое сказать… В конце своих размышлений о проповеди я вдруг глубоко осознал поразительную вещь: для передачи Своей могущественный истины Бог избрал таких немощных людей, как мы, — с ограниченными способностями и навыками. Не бывает совершенных проповедей и совершенных проповедников. Но есть совершенное, неизменное и непогрешимое Послание, которое и в наше время сияет своим величием через наши слабые проповеди.
Тим Чаллис — пастор церкви Grace Fellowship в Торонто, Канада. Он автор пяти книг, издатель и обозреватель литературы.