Даст ли Бог моему будущему супругу такое же призвание, какое Он дал мне? Стоит ли ожидать, что в браке будут сочетаться наши профессиональные предпочтения?
Здравствуйте, пастор Джон! Пока я с нетерпением жду брака, если Господь благословит, я задаюсь вопросом, будет ли у партнёра, которого мне готовит Бог — у моего будущего мужа — такое же призвание на конкретные Божьи цели. Например, даст ли Он моему мужу такую же, как у меня, степень желания служить в миссии? Брак вообще задумывался Богом как союз вокруг общей цели? Или это наивная мысль? Состоит ли брак скорее из мужа и жены, которые находятся на своём личном, индивидуальном пути с уникальным и отличающимся призванием? Из вашего пасторского опыта, как это бывает устроено?
Вопрос от слушательницы по имени Ариэль
Наверное, мне стоит начать с такого предложения: брак — это, по сути, вовсе не соединение рук в стремлении к единому призванию. И вот один из вариантов, как понять, почему это так. Когда вы вступаете в брак, у вас нет никакой уверенности в том, что с человеком, на котором вы женитесь, не произойдут глубокие изменения. Ваш супруг может стать неверующим через десять лет. Он или она может полностью изменить своё представление о том, какому призванию хочет следовать.
Они могут переживать глубокую депрессию. Они могут попасть в аварию, стать инвалидами и больше никогда в жизни не смогут работать. Они могут пристраститься к выпивке или наркотикам, могут сидеть перед телевизором каждый вечер или просто стать ленивыми бездельниками, ничего не делая. Когда вы женитесь, вы идёте на огромный риск, и нет никакого способа предсказать наверняка, чем это обернётся.
Храните верность своему завету
Поэтому Иисус — в отличие от нашей культуры, и даже от нашей церковной культуры, как это ни печально, — сказал, что развод не будет христианским ответом на такие непредвиденные перемены. «Кто разведётся с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» (От Матфея 19:9).
Тогда ученики отвечают на это утверждение с типичным мужецентричным сомнением: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10). Другими словами: «Если нет выхода из брака, ведущего к более удачному браку — второму или третьему браку, — тогда это неожиданное разочарование, в которое я могу попасть, не стоит того, чтобы в него входить. Я не пойду ко входу, если не существует выхода к следующему браку».
Тогда ответ Иисуса на такое скептическое, мужецентричное возражение «я никогда на это не пойду» в Мф. 19:11–12 звучал, перефразируя, примерно так: «Безбрачие — это достойный выбор. Не все могут принять Мои стандарты брака. Но если сможешь полагаться в этом на Меня, то Моей помощи тебе будет достаточно, чтобы хранить свой завет несмотря ни на какие перемены».
Итак, я стою на том, что брак — это в первую очередь верность обещанию жить как муж и жена, пока смерть не разлучит вас — даже если произойдут совершенно неожиданные перемены в плане понимания призвания или инвалидности или возможностей для работы, как и в сотне других вещей, которые способны поменять вашу жизнь. Брак по своей основе — это не соединение рук в согласованном профессиональном направлении. Главное в нём — соблюдение брачного завета во славу Христа, пока смерть не разлучит вас, несмотря ни на что.
Мужья, руководите в своём доме
Теперь, чтобы ответить на вопрос Ариэль, мне нужно описать некоторые славные библейские реалии о ролях — о том, как мужья и жёны в браке должны относиться друг к другу. К примеру, в книге Бытие 2 Бог сначала сотворил мужчину, а затем женщину, и Павел говорит, что порядок имеет значение для руководства в семье (1 Коринфянам 11:8-9).
Затем Бог сказал в Бытие 2:18: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Затем в Новом Завете Бог говорит: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Ефесянам 5:22–23).
Итак, эти два текста, Бытие 2:18 и Ефесянам 5:22, не говоря ещё о нескольких других, указывают — и я думаю, что их сочетание делает этот пункт особенно сильным — на роль мужа в защите, обеспечении и руководстве для своей жены.
Иными словами, мужчина несёт уникальную ответственность за руководство и библейское функционирование семьи — не единственную ответственность, а уникальную, как глава. Реальность женщины как помощника в Бытие 2:18 и реальность главенства и подчинения в Ефесянам 5 указывают на отношения в браке, в которых жена следует за призванием своего мужа и находит собственное служение в рамках этой помощи и поддержки.
Полагайтесь на Бога
Итак, мой совет неженатому человеку — искать Божьего видения для своей жизни. Не будьте медузой, просто плывущей по течению. Смотрите на свою цель, стремитесь к ней во славу Божью, и когда женщина входит в вашу жизнь, и кажется, что Бог, возможно, связывает ваши сердца для брака, будьте уверены, что она предана вам — а не вашему и своему призванию. Спросите её: «Пойдёшь ли ты за мной, куда бы ни повёл меня Бог, если я не введу тебя ни в какой грех?»
Я бы не женился на женщине, которая бы сказала: «Я думаю, твоё призвание не должно нас направлять, а вот моё — должно. Либо нам нужно провести границу и всегда искать способ, чтобы я могла следовать своему призванию, а ты — своему». Я не думаю, что такой вид отношений между мужем и женой соответствует библейскому учению о том, как нам нужно относиться друг к другу.
А незамужней женщине я бы сказал вот что: Надейтесь на Бога в этом втором самом важном решении в вашей жизни — браке. Первое — это посвящение Христу. Полагайтесь на Бога во втором по значимости решении в своей жизни и определите, тот ли это человек, которого вы хотите видеть во главе своей жизни и брака.
Будьте благословением для мира
Теперь, когда с этой библейской основой разобрались, нужно сказать следующее: Бог не говорит, что кому-то из Его детей, будь то мужчине или женщине, не нужно иметь плодотворного, значимого служения — профессионального или любительского. Никто во Христе не должен плыть по течению. Никто в Царстве не болтается без дела. Никто не прожигает свою жизнь, уставившись в телевизор или играя со своими хобби.
Дом и дети — это одно из самых высоких призваний. И почти наверняка в жизни наступят долгие периоды, когда детей не будет дома — их нет, они ушли. Бывают времена, когда детям не требуется всё ваше внимание. Бог всегда поручал Своим дочерям трудиться тысячью способов, которые благословляют Церковь и мир.
Я утверждаю, что Бог любит делать это в рамках брака, где жена с удовольствием поддерживает своего мужчину — поддерживает, помогает, следует за ним — и находит в этой сцене Христа и Церкви то служение (профессиональное или любительское), которое благословляет мир и прославляет Бога.
Джон Пайпер — основатель и преподаватель в служении Desiring God и ректор Бетлехэмского колледжа и семинарии. В течение 33 лет он служил пастором в баптистской церкви Бетлехэм, г. Миннеаполис, США. Является автором более 50 книг.