Должен ли муж чаще молиться вместе с женой?

Молитва мужа и жены

В подкасте пастора Джона Пайпера часто отвечают жёнам духовно апатичных мужей. Можно вспомнить выпуск «Мой муж пассивен — что я могу сделать?»(англ.). А вот вопрос от жены, которая уже более полувека в браке. И в данном случае муж не является духовно пассивным.

«Дорогой пастор Джон, я замужем за удивительно благочестивым человеком. У нас крепкий брак, который длится более пятидесяти лет. Муж ежедневно пребывает в чтении Писания и очень ценит Ваши книги. Мы вместе молимся перед едой, а также в случае какой-нибудь особенной нужды, но так, чтобы регулярно, по утрам или вечерам. Мы много раз это обсуждали. И мне бы этого хотелось.

Ему кажется, что молитва должна быть личной, а когда люди молятся вместе, они сосредоточены на том, что подумает другой, так что у них не получается обращаться к Богу. От разных проповедников и писателей я слышала, что паре нужно молиться вместе, чтобы их брак был крепким. И я могу представить много пользы от совместной молитвы: например, ощущать близость, лучше познавать сердца своего мужа и ободрять других тем, что они знают, что мы молимся за них вместе. Но муж говорит, что это всё не требует таких молитв. Он читает этот вопрос и тоже интересуется ответом. Вы можете нам помочь?»

Учитывая уникальность такой ситуации — а именно долгий брак благочестивых мужчины и женщины — я не буду вам доказывать, что вы должны вдвоём молиться вслух; я буду утверждать, что такому мужу этого должно хотеться. Вот моё утверждение. Я собираюсь библейски объяснить, что вам нужно этого желать — не быть обязанными, а именно желать — принимая во внимание и то, что Новый Завет говорит о молитве, и то, чего так сильно хочется вашей жене.

У меня есть десять причин. Понимаю, что это короткий подкаст, так что давайте быстро пройдёмся по ним. Вот десять причин, по которым я считаю, что вам должно этого хотеться, и будем переходить от самой общей к более частным.

1. Иисус учил нас молиться: «Отче наш».

Иисус учил нас молиться «Отче наш, сущий на небесах», а не просто «Отче Мой, сущий на небесах» (От Матфея 6:9). Видимо, Он исходил из того, что молитва должна быть как личной, тёплой встречей с Богом — ведь Он Сам уходил в ночь и молился один — так и коллективной встречей с Богом. По-моему, раз это верно для драгоценной церковной общины, которой мы служим, тогда насколько же больше это должно быть верно для драгоценных отношений мужа и жены?

2. Молитва — это не просто общение с Богом по вертикали.

Снова и снова Павел в своих посланиях молится вслух, так сказать, — он пишет вслух, — чтобы можно было читать в присутствии его друзей, чтобы они слышали и знали, о чём он молится за них. Павел не говорит просто: «Я молюсь за вас, ребята» — и точка. Он говорит: «Я молюсь за вас», — и сразу же делает это. Он делает это вслух, чтобы они могли прочитать, о чём он молится.

Это могло бы быть излишним или странным, если бы это не было так полезно для людей, которым мы служим. Молитва нам дана не только лишь для общения с Богом по вертикали. Позвольте повторить это ещё раз, потому что, по всей видимости, этот муж как бы хранит молитву в тайнике своей личной близости с Богом. Молитва нам дана не только лишь для общения с Богом по вертикали. Она также предназначена и для горизонтального контакта, иначе бы Павел и Иисус не говорили об этом.

3. Новый Завет призывает к общей молитве.

Павел иллюстрирует это на собраниях в Коринфе, призывая их молиться громко и внятно, чтобы люди могли сказать: «Аминь, аминь тому, что вы сейчас сказали» (см. 1-е Коринфянам 14:16). Другими словами, Павел развивает дух коллективной или общей молитвы как раз для того, чтобы другие слышали и слушали то, о чём вы молитесь, а затем присоединялись к вам со словами: «Аминь, да, я согласен с этим».

А Иисус сводит это до уровня двоих или троих в Матфея 18:19–20, не так ли? «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И я не могу себе представить никаких других людей, которые бы желали и походили для молитвы в согласии о чём-нибудь, чем те двое, что живут друг с другом вместе в самой близкой связи.

4. Женщины молятся и пророчествуют в церкви.

1-е Послание к Коринфянам 11:5 изображает женщин, молящихся и пророчествующих в церкви с соответствующими культуре знаками подчинения церковному руководству. Как же тогда для целого собрания может быть уместно и полезно слышать сердце этой женщины в молитве, в то время как её муж не слышит её молящееся сердце дома?

5. Псалмы призывают нас возвеличивать Бога вместе.

Большая часть псалмов — это молитвы, и они не являются личными. Они предназначены для того, чтобы остальные их услышали. Церковь всегда любит, когда Давид, Асаф и остальные приветствуют нас в своих молитвах.

Бог радуется, что у Его народа есть благодать и смирение, чтобы превозносить Его всем вместе. Поэтому я задаюсь вопросом, нет ли здесь проблемы с гордостью? Требуется смирение, чтобы открыть перед супругом самого себя, свою душу, свои стремления, свой сугубо личный способ говорить. Это требует смирения. Вам приходится быть уязвимым.

6. Коллективная благодарность прославляет Бога.

Я рад, что вы молитесь перед едой. Полагаю, что в молитве перед едой вы вместе благодарите Бога вслух, и думаю, что это правильно и прекрасно. Вы могли бы оставлять это в тайне. Вы оба могли бы молча склониться за столом над едой. Почему нет?

Потому что интуитивно и из псалмов вы знаете, что совместное благодарение Бога вслух — это один из способов, как Он желает быть прославлен.

Если это правильно среди народов, тогда насколько же это естественнее внутри семьи? И почему только перед едой?

7. Бог хочет, чтобы вы носили бремена друг друга.

Бог учит нас брать бремя друг у друга (см. Галатам 6:2). У мужей и жён много забот. Как можно сказать супруге: «Я несу твоё бремя Господу», но не позволить ей услышать, как вы несёте её бремя Господу?

В Послании Иакова 5:16 сказано: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться». Почему это должно быть драгоценным опытом исповедания вслух и ходатайства перед другими христианами, но не со своим супругом?

8. Наши отношения со Христом и своим супругом должны сливаться в тесную связь.

Поскольку муж и жена становятся одной плотью, они оказываются в самых близких человеческих отношениях, какие только бывают на земле. Есть ещё одна связь, более близкая, а именно — с Господом. Два этих вида отношений сравниваются друг с другом в 5-й главе Послания к Ефесянам. Ни одному из них не должно быть свойственно недоверие к другому. Когда они оба таковы, какими должны быть, они сливаются воедино.

Порочным признаком будет, если в одном из видов отношений — с Господом или с супругом — появятся тайны для другого. Поэтому здравый признак в том, что близкое общение с Господом и близкое общение с супругом объединяются в момент молитвы.

9. Муж оказывает честь своей жене, открывая своё сердце.

1-е Послание Петра 3:7 говорит, что мы, мужья, должны оказывать честь своим жёнам, как сонаследницам благодатной жизни. Не окажем ли мы ей честь, как сонаследнице, в том числе и через глубочайшее открытие своего сердца Господу, от Которого мы оба унаследуем вечную жизнь?

10. Муж должен быть подобен Христу для своей жены.

Сейчас я обращаюсь к вашему мужу. Спасибо, что выслушали и были достаточно любезны, чтобы позволить своей жене задать такой вопрос. Разве недостаточно, дорогой брат, что она просит об этом? Тысячи мужчин отдали бы правую руку за то, чтобы их жёны на самом деле захотели молиться вместе с ними. Тысячи мужчин отдали бы правую руку за то, чтобы их жёны сказали то, что говорит ваша жена: «Помолись со мной, пожалуйста».

«Старайтесь превзойти друг друга во взаимном уважении» (Римлянам 12:10, Современный русский перевод). Окажите ей честь таким подарком. Это подарок, о котором она просит. Вы для неё как бы Христос, а она для вас как бы Церковь. Что сказал бы Христос, если бы Церковь сказала: «Давай вместе поговорим с Отцом?»

Итак, дорогие друзья, все эти слова не для того, чтобы принудить вас к этому, но я считаю, что вам должно это хотеться.


Джон Пайпер — основатель и преподаватель в служении Desiring God и ректор Бетлехэмского колледжа и семинарии. В течение 33 лет он служил пастором в баптистской церкви Бетлехэм, г. Миннеаполис, США. Является автором более 50 книг.

Автор — © / Desiring God Foundation
Перевод — Михаил Шевцов для Баптисты Нижней Волги

Опубликовано

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: