Обучение детей: новые вызовы и решения для верующих родителей

Megan Soule / Unsplash

Редко сегодня встретишь родителей, полностью довольных школой своего ребёнка. Одни сетуют на неудачную программу и плохую подачу материала в учебниках, другие ставят под вопрос компетентность учителя, видя у ребёнка слабые знания, третьи огорчённо замечают, что сын или дочь незаметно переняли привычки, убеждения и образ мыслей неверующих одноклассников. Пандемия принесла нам новую проблему — дистанционное обучение. Мы не знаем, надолго ли оно с нами, но уже точно осознали: в образовании что-то происходит, и стоять в стороне, пуская всё на самотёк, нельзя.

Как быть? Многие слышали про семейное обучение, но не каждая семья имеет ресурс, чтобы его осуществить. На школу в плане обучения и воспитания надежды всё меньше. Возможно ли дать ребёнку прочный фундамент знаний, сохранив при этом его веру, а заодно — собственные нервы и семейный бюджет?

Мне часто задают этот вопрос, и, думаю, я могу взять на себя смелость ответить на него. Дело в том, что я побывала «по все стороны баррикад».

  • По образованию я учитель русского языка и литературы, окончила с отличием ВГСПУ.
  • На студенческой практике я несколько месяцев вела уроки в разных классах общеобразовательной школы, в полной мере ощутила все «удовольствия» преподавания в переполненных классах с большой долей неблагополучных детей и ворохом бумажной работы.
  • Прошла повышение квалификации по специальности «Специалист по коррекции нарушений учебных навыков» и узнала, почему современным детям так трудно учиться.
  • Работала репетитором и занималась с детьми индивидуально.
  • Со старшей дочерью выбрала 4 года назад путь семейного образования, она обучалась дома и успешно окончила начальную школу. Сейчас продолжает семейное обучение в пятом классе.
  • Чтобы объединить единомышленников, я создала клуб семейного обучения Волгограда, который сейчас насчитывает около 100 семей. На встречах и в личных беседах я услышала десятки историй и на их основании сделала многочисленные выводы.
  • В 2020 году меня пригласили работать в христианский репетиторский центр «Логос», который оказывает поддержку семьям, выбравшим семейное образование. Здесь мы полностью проходим с детьми школьную программу, поэтому нас можно назвать христианской школой. Я веду уроки у первого класса и английский язык у других классов.
  • Мой сын пошёл в первый класс в «Логос», так что я теперь ещё и мама школьника, который учится в христианской школе.

Как, где и чему учить? Эти вопросы я регулярно слышу и так же регулярно задаю их себе, чтобы убедиться, что я иду по правильному для нашей семьи пути. Казалось бы, когда за плечами такой большой и разносторонний опыт, я уже должна была найти ту единственно верную дорожку или «волшебную пилюлю», которая решит все вопросы. Плохая новость: её нет. Хорошая новость: если вы приложите усилия, то найдёте оптимальный путь именно для вашей семьи с учётом ваших целей и ресурсов. Теперь — о том, как это реализовать на практике.

Как создать образовательную среду для ребёнка

Главный выбор, который делают родители, — это выбор формы получения образования.

  1. Для себя я сделала вывод, что с точки зрения эффективности обучения семейная форма безусловно лидирует. Когда ребёнок и педагог (им может быть родитель или приглашённый специалист) работают один на один, то программа осваивается быстро и без пробелов. Не надо скучать, ожидая, когда остальные в классе доделают задание, и не надо бросать начатое, если ты, наоборот, не успел решить задачу вовремя. Экономятся время и силы, можно индивидуально подбирать программы, учебники, время и формат занятий. Но не каждый родитель чувствует в себе силы и желание учить ребёнка в семье. Кроме того, без здоровой конкуренции в коллективе у многих ребят падает мотивация.
  2. Христианские школы — отличный вариант для тех, кто хочет дать детям качественное образование и сохранить в классе ту же среду, которая окружает ребёнка дома и в церкви. В результате не возникает диссонанса между атмосферой и ценностями дома и в школе, обучение идёт параллельно с воспитанием. Однако христианская школа — это всё равно школа, и здесь не будет тех же преимуществ, что на семейном обучении.
  3. Светские частные школы выигрывают по сравнению с общеобразовательными, однако уровень знаний во многих из них несопоставим со стоимостью обучения, а нравы детей из обеспеченных семей способны удивить даже всякое повидавших. В эту лотерею можно сыграть, если цена «билета» для вас приемлема.
  4. Обычные школы, к сожалению, оставляют желать лучшего как в плане качества образования, так и в плане воспитания правильных ценностей. Однако именно по этому пути идут 90% верующих семей — кто-то осознанно, кто-то — за неимением лучших вариантов. О сохранении веры в детях-школьниках один сторонник семейного образования сказал так: «Ни одно государство не отправляет своих солдат обучаться в лагерь к врагам на несколько лет, ожидая, что эти солдаты потом будут сражаться за его ценности».

Но если бы школа означала гарантированный переход в лагерь «врага», в наших церквях не было бы детей верующих родителей. А мы видим их, причем не только на задних рядах, но и в служении. В чём секрет? Далее изложу несколько мыслей и советов.

Советы родителям

  1. Где и как бы ни учился ваш ребёнок, займите активную позицию. Проявляйте разумный интерес к тому, что происходит в школе, как проходит обучение, есть ли пробелы в знаниях, какие есть доступные для вас способы их восполнить. Точно так же принимайте активное участие в духовном становлении ребёнка. Не ждите, что, приведя чадо в первый класс, вы через 10 лет по умолчанию получите на выходе образованного человека. Также не стоит надеяться, что час в неделю на уроке воскресной школы сделает из ребёнка возрождённого духовного христианина. Писание возлагает эту ответственность не на учителей или служителей воскресной школы, а на родителей (Втор. 6:6-7). Поэтому, «что рука твоя может делать, по силам делай» (Еккл. 9:10).
  2. На детский ум влияет не столько среда, сколько значимые люди в окружении. Большое исследование о курении выявило, что большинство курильщиков начали постоянно практиковать пагубную привычку, потому в их окружении был кто-то значимый и авторитетный, кто не расставался с сигаретой. Это работает как в минус, так и в плюс. Если у ребёнка есть значимый для него взрослый (родитель, родственник, молодёжный лидер, просто духовно зрелый христианин из церкви), то этот человек сможет за 30 минут в день оказывать большее влияние, чем неверующее окружение — за весь день в школе. Если этот значимый взрослый горит чем-то, то он зажжёт и ребёнка. Конечно, на семейном обучении вместо минут будут часы, но если оно невозможно, то не упустите хотя бы эти 30 минут!
  3. Готовьтесь потрудиться. Странно не прилагать усилий и надеяться на отличный результат. Спросите себя — действительно ли вы искренне говорите «Господь усмотрит», а не оправдываете своё нежелание выходить из зоны комфорта? Когда хочется полежать на диване с телефоном, вставайте и идите общаться с ребёнком, играть, мастерить что-то. Когда рука тянется купить очередную вкусняшку, идите в другой отдел — туда, где продаются детские книги. Смотрите пустое развлекательное видео или листаете ленту соцсетей? Откройте вместо этого книги и семинары о детской психологии, о воспитании и обучении. Можно услышать: «Я читаю Писание, там всё есть». Но тот же человек, купив новую дорогую духовку, внимательно прочитает инструкцию от корки до корки. К детям тоже есть «инструкции», многие из них написаны педагогами-христианами. Изучайте всё, что доступно, принимайте то, что перекликается с вашим мировоззрением и Библией, и применяйте полученные знания. Если в семье все привыкли коротать вечера перед телевизором, кому-то надо собраться с силами и нажать кнопку на пульте. Время на занятия с детьми можно изыскать всегда, но в 90% случаев — за счёт времени наших «безобидных» и не самых полезных развлечений. А для этого нужно тренировать характер и взирать на Христа, который день и ночь находился с учениками (почти как мы — с детьми), никогда не упуская возможности учить их то словом, то притчей, а чаще всего — своим примером.

Пишу всё это для вас, дорогие родители, и понимаю, что хорошо бы мне самой обрести постоянство хотя бы в половине тех полезных практик, которые я озвучила. Все мы заняты работой, служением, бытом, миллионом срочных дел. Но как бы в этом круговороте не упустить то главное, что Бог доверил нам, — наших детей… Сил нам и Божьей помощи на этом непростом, но благословенном пути!

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано

Читайте также