Ленни был известен тем, что ему не хватало мягкости.
Один из главных героев повести Джона Стейнбека «О мышах и людях», Ленни был гигантским мужчиной, сильным как бык, но с лёгкой умственной отсталостью. У него были большие мускулы и большое сердце. Он любил гладить всё мягкое, но не соизмерял свою силу. Сначала он нечаянно убил мышь, которую гладил. Потом был щенок. В конце концов, он случайно сломал шею женщине.
Проблема Ленни была не в его силе. Сила — это дар. Другие получали пользу от физической силы Ленни, особенно его друг Джордж. Чего Ленни не хватало — так это не лишиться силы, а научиться направлять её в доброе русло. Чтобы использовать свои возможности для помощи людям и никому не навредить.
Сила в разных её формах — это добрый Божий дар для Его людей, чтобы они пользовались ею ради приближения Его Царства. И как все остальные добрые дары, сила становится опасной при неправильном её использовании. Отвечать на эти опасности силы нужно не отказом от неё, а приобретением христианской добродетели под названием кротость.
Давайте вернём себе кротость
В наше время кротость может быть самым непонятым из девяти плодов духа, перечисленных в Галатам 5:22-23: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Спустя два тысячелетия о кротости часто говорят, чтобы помягче назвать обычную слабость. Но в Библии кротость подчёркнуто показана не нехваткой сил, а благочестивым применением силы. Кротость говорит не о недостатке способностей, а о дополнительном умении направлять свою силу, чтобы она служила благим целям, дающим жизнь, а не злым, разрушающим её.
Возьмём, к примеру, дождь. Ураганный ливень разрушает жизнь, но мелкий дождь её дарует (см. Второзаконие 32:2). Неистовый дождь приносит вред, а не благо. Крестьянин молится не о моросящем дождике и не о засухе, а о мягком дожде. Тут важна подача. Мы нуждаемся в воде (живительной силе), поданной мягким, а не разрушительным способом. Кротко — не значит скудно или слабо, а значит подходящим образом, дарующим жизнь, а не отнимающим её.
Также ещё «кроткий язык — древо жизни» (Притчи 15:4). Кроткий значит не слабый, а в меру сильный, с щадящей сдержанностью отдающий что-то доброе как раз в нужной мере, а не будто заливая из пожарного шланга. Или представим парусный корабль. Мягко дующий ветер (как в Деян. 27:13) становится ответом на молитвы моряка, тогда как ураганный ветер приносит проблемы (Деян. 27:14,18).
Добродетель кротости лучше всего видна в самом Боге, который «грядёт с силой» (Исаия 40:10). Как Он пользуется Своей силой для Своего народа? «Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Исаия 40:11). Насилие — это разрушительное применение силы (см. Исаия 22:17). Кротость — её живительное использование.
Чего хотят наши дочери
Когда апостол Пётр сравнивает добрые силы со злыми, справедливых правителей с несправедливыми, он называет добрых господ «добрыми и кроткими» (1 Петра 2:18). Противоположность нечестивого хозяина не является слабым — никому же не нужна защита от слабого господина — а «добрый и кроткий». Нам хочется кротких лидеров, а не слабых. Мы хотим, чтобы лидеры имели силу и власть, но использовали их не во вред, а ради нашего блага, для помощи нам. Именно это делает образ пастуха настолько уместным и в Ветхом, и в Новом Завете. Овцы явно беспомощны и легко уязвимы. Они нуждаются в сильных, а не немощных пастухах. Им нужны добрые пастухи, у которых есть силы для заботы о них, а не мучений и использования.
Моя 4-летняя дочь не хотела бы себе слабенького папочку. Она хочет, чтобы я был сильным и пользовался силой, чтобы помогать ей, а не причинять боль. И больше всего ей нужно не то, чтобы я играл перед ней мышцами — ясное дело, что папа больше и сильнее. Ей нужно знать, что я нежен. Знать, что её папа не только достаточно силён для её защиты, но что мне можно доверять: я использую силу, чтобы благословлять её, а не обижать.
Слабые мужчины привыкли постоянно рассказывать и показывать, какие они сильные. По-настоящему сильные мужчины отдают свою энергию и внимание не на демонстрацию силы, а на проявление кротости. Они умеют правильно применять свою явную силу на благо других. Неуверенные мужчины постоянно на взводе и готовы защищаться. Мужчины, уверенные в своей силе и силе Господа — не боятся быть кроткими и не желают это скрывать (см. Филиппийцам 4:5).
Кроткие мужчины нужны Церкви
Неудивительно, что Христос требует такого от руководителей в Его Церкви: «Не бийца, ...но тих» (1 Тим. 3:3). Из пятнадцати подробных характеристик епископа в 1 Тим. 3:2-7 — четыре отрицательных: «Не пьяница, не бийца, не сварлив, ...не сребролюбив». Только одно из этих отрицаний имеет положительную пару: «Не бийца, но тих [кроток]». Возможно, Павел не назвал положительные добродетели для трёх других из-за того, что их не получилось точно описать всего одним словом. Да, пасторы должны быть всегда трезвыми, хранить мир и быть щедрыми, но ни одно из этих простых определений не охватывает всю суть желаемой благодетели, как «тих» (кроток).
Среди прочих выводов из слов «не бийца» — с их простой парой «тихий» (кроткий) — это подразумевает, что руководители церкви будут сильными. У них будет власть. Вопрос состоит не в том, сильны ли они, особенно если они служат вместе как одна команда, а в том, знают ли они, как пользоваться этой силой, чтобы не навредить другим, а помогать ею. Они должны уметь и показывать, как нужно управляться с благим даром силы от Господа со всей необходимой сдержанностью и самоконтролем. Всей команде и каждому в отдельности нужно быть кроткими.
Другие места в пасторских посланиях апостола Павла подтверждают, что при упоминании кротости он имел в виду именно это. Это не какой-то дополнительный элемент христианского руководства, а обязательная его часть. «Ты же, человек Божий, ...преуспевай в... кротости» (1 Тим. 6:11). Истинная кротость пасторов не только оживляет паству, но и служит ей примером, как она может давать жизнь миру: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть... тихими и оказывать всякую кротость ко всем людям» (Титу 3:1-2). И, пожалуй, самое важное для лидеров: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников...» (2 Тимофею 2:24-25). Даже наставление противников, для которого обычно может понадобиться сила, нужно совершать с кротостью.
Тот, кто был самой Кротостью
В конце концов, будь мы прихожане или пасторы, мужчины или женщины, мужья или жены, отцы или матери, начальники или подчинённые, — подлинной библейской кротостью нас наполняет только Сам Бог. Когда мы восхищаемся Божьей кротостью — а Он её образец — мы не считаем, что Он слаб. Скорее, как Его немощные овцы, мы наслаждаемся тем, что наш Пастырь не только бесконечно силён, но и, что ещё восхитительнее, умеет использовать Свою силу, чтобы дарить жизнь, а не передавить всех Своих возлюбленных.
Наш Бог не таков, как Ленни. Могучий и кроткий, Он пришёл не как властный и жестокий царь, а как добрый и мягкий Господь. «Я кроток и смирён сердцем», — сказал Он (Евангелие от Матфея 11:29). Он кротко сошёл в наш мир в Вифлееме, стал взрослым и мудрым в Назарете, проповедовал с твёрдостью и добротой в Галилее, въехал в Иерусалим «кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъярёмной» (Матф. 21:5), чтобы положить Свою жизнь за нас. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петра 2:23) — не потому, что был слаб и бессилен, а потому что был достаточно могуч, чтобы являться самой Кротостью.
Итак, мы, подобно апостолу Павлу, получаем и наполняемся «кротостью и снисхождением Христовым» (2 Кор. 10:1). Своей силой Он освободил нас от нужды доказывать свою силу и призвал нас жить так, чтобы кротость наша стала известна всем (Фил. 4:5). Он наделил Своих пастырей силой и властью, чтобы они служили пастве, а не порабощали её. Он делает Свой народ влиятельным, а его руководителям даёт власть, не держась за неё и не жалея её для людей.
Какое бы влияние мы ни оказывали, оно не принадлежит нам по праву, а дано по Божьей милости, чтобы нам использовать его для великих целей в мире — с кротостью.