Что такое деньги и зачем они нужны? Существует множество мнений, которые зависят от философии, которую исповедует человек, предлагающий своё представление о деньгах. Мы, как евангельские христиане, имеем взгляд на материальные ценности, исходящий из библейского учения. Однако это тоже порождает различные взгляды на эту тематику. Мы вместе с вами пройдём по этой теме так, чтобы увидеть пользу для себя.
О материальных ценностях Иисус говорит в Евангелиях больше, чем о святости и благочестии. Почему? Потому что через них человек лучше всего понимает то, что хочет донести Бог о строительстве Царства Божьего. Это понятные и доступные нам образы. Они связаны с нашей повседневностью и непосредственно влияют на нас. Притча о потерянной драхме, притча о ста овечках и об одной потерявшейся из этого стада — они говорят об отношении Бога к тем, кто возвратился к Нему. В притче о талантах, розданных рабам, Бог очень хорошо открывает нам Его отношение к тому, что человек делает с теми дарами, которые Он приносит в нашу жизнь. На основании этой притчи мы начнём понимать, зачем нужны деньги, как к ним относиться, и почему в жизни одних людей их много, а в жизни других — нет.
Зачем нужны деньги? Вернёмся в притчу о талантах. В ней Иисус рассказывает, что один господин, уезжая в другую страну, призвал трёх рабов и раздал им таланты — денежную единицу того времени. Одному — пять, второму — два, третьему — один. Первый из пяти сделал десять, увеличив капитал вдвое. Второй из двух сделал четыре. А вот третий ничего не сделал со своим талантом — он его просто закопал, и талант пролежал в земле без дела.
Как поступил господин с этими людьми? Первые два получили поощрение от него. Он назвал их добрыми и верными слугами и вознаградил. А вот третий подвергся наказанию из-за того, что он не только ничего не сделал, но ещё и обвинил своего господина в жестокости и корысти. За это господин отверг его от себя, потому что раб не хотел развивать то, что ему было поручено, а хотел жить так, как ему хочется.
Что эта притча должна донести нам?
- Каждому на земле даны определённые Богом дарования, способности и возможности.
- Каждый должен пустить их в дело и приумножить, чтобы получить награду.
- Если мы этим пренебрегаем, то будем наказаны. Думаю, это относится к тем, кто отрицает право Бога на нашу жизнь, приписывая себе возможность жить так, как сочтёт нужным.
«А причём тут деньги?» — скажете вы. Они — показатель нашего отношения к жизни. Если мы всё пускаем в дело развития, так как Он нам велит, то это показатель правильного развития нашей личности в Боге. Если живём только для себя и тратим деньги только на себя, то получается, что Он, по нашему пониманию, недостоин руководить нашей жизнью, а мы сами можем всем распоряжаться. Значит, и наша личность в Нём не растёт, а это не то, что Бог задумал для человека. Человек создан Богом, чтобы «управлять и владычествовать над землёю», и если мы неспособны это делать в рамках своей жизни, то как Он даст нам большее в вечности?
В своей книге «Зачем работать» Тим Келлер поднимает важный вопрос через историю о человеке, который купил поле, заросшее сорняком, и привёл его в порядок. Наслаждаясь результатами труда, он стоял на поле. Проходил мимо один благочестивый человек и сказал ему: «Славно потрудился Бог на этом поле!». На что этот труженик ответил: «Ты бы видел это поле, когда Бог владел им один!» Автор книги развивает правильную мысль: Бог на земле ничего не хочет делать без людей. И не потому, что не может, а потому, что не хочет. Мы сотворены Им, чтобы разделить с Ним земной труд в Его творении. И в этом есть наше предназначение и Его замысел.
Деньги играют здесь непосредственную роль. Через них мы напрямую учимся распоряжаться теми ресурсами, которыми он наделяет нас.
Вывод: Бог даёт и приумножает средства у тех, кто может правильно распоряжаться всем, что Он дал нам в управление. Деньги нейтральны, не хороши и не плохи, но они таковыми становятся для тех, кто их имеет.