У меня есть друг, который говорит, что хочет быть богатым, чтобы больше отдавать денег. Опасна ли цель стать богатым? Это ловушка? Должны ли мы стремиться стать богатыми?
Как экономист и член правления успешной некоммерческой организации, я ценю огромную пользу, которую могут принести деньги. Многим служениям денег нужно гораздо больше! Так должны ли христиане желать богатства, чтобы делать добро, чтобы больше жертвовать? Или это ловушка?
Конечным желанием христианина является желание наступления царства Божьего. Мы желаем, чтобы Бог снарядил всех людей согласно Его целям. Если Бог делает нас «руками или глазами» в теле, да будет так. Павел говорит нам, что милосердие — это духовный дар, но он не говорит: «Усердно желайте иметь богатство, чтобы проявлять милосердие». Если бы христианам следовало желать богатства для того, чтобы делать добро, Павел наверняка бы прямо сказал об этом в 12–14 главах 1-го Послания коринфянам.
Если вы талантливы и одарены для исполнения хорошо оплачиваемой работы, стремитесь быть верными в имеющемся у вас богатстве. Но знайте: умение хорошо зарабатывать не обязательно делает вас хорошими жертвователями. Требуются огромные усилия, чтобы выяснить, куда стоит пожертвовать значительные суммы — поле «эффективного альтруизма» существует именно потому, что быть филантропом нелегко.
Тем не менее, многие из нас хотят быть теми, кто жертвует средства. Это огромная опасность. Действительно, есть по меньшей мере две богословские причины сомневаться в наших собственных мотивах, когда мы желаем богатства ради того, чтобы делать добро.
Цена возможности
Во-первых, когда Иисус встретил богатого молодого юношу, Он не сказал: «Следуй за мной, раздавая свои деньги». Он сказал: «Раздай имение своё, а потом следуй за мной». Его последующая беседа с учениками показывает, что этот порядок является правилом, а не исключением.
Потому что практически для всех нас зарабатывать деньги, чтобы потом отдать их, — это не лучшее, что мы можем предложить другим. Иисус готовит нас к служению в Его Царстве тем, что делает что-то доброе непосредственно через нашу работу (не только косвенно через наши даяния) и непосредственно через использование нашего времени (не только косвенно через то, как оно оплачивается).
Помните, что всегда есть цена возможности. Выбор между двумя работами — той, где платят больше, и той, где меньше, — почти всегда включает в себя обмен чего-то хорошего на деньги. За редким исключением, служение Богу через больший заработок означает что-то делать вместо того, чтобы делать другие хорошие вещи, которые мы могли бы делать, работая на другой менее загруженной работе, с меньшим стрессом, большим пространством для творчества или более непосредственным служением другим.
Библия и вся история свидетельствует, что Бог, как правило, (даже часто), не продвигает Своё Царство через филантропию. У Него есть странная привычка выбирать бедных и глупых. Ему по нраву этот дивный способ «расточать» сосуды с миром на поклонение вместо того, чтобы кормить бедных. Он почему-то любит игнорировать фундаментальные законы экономики и ограниченность ресурсов, переворачивая мир вверх дном.
Сокровище вашего сердца
Вторая причина заключается в словах Иисуса о том, что там, где наше сокровище, будут и наши сердца. Порядок имеет значение. Если мы не будем бодрствовать в том, чтобы отдавать наши материальные ценности до их накопления, то мы научимся копить, а не отдавать. Мы можем научиться любить обладание богатством прежде, чем научимся любить его отдавать.
Но когда мы отдаём своё богатство, наши сердца будут с теми, кому мы его отдаём. Наша любовь будет переориентирована с желания богатеть, чтобы делать добро, на желание непосредственного блага тем людям, которых мы финансово поддерживаем.
Мне это очень знакомо. У меня была одна из тех самых прибыльных работ. Но великий наставник, Том Шарп, преподал мне ценный урок и показал, что быть верным в своих средствах означает отдавать их. Моё сердце прилепилось к моему сокровищу, и мне не потребовалось много времени, чтобы задаться вопросом, действительно ли лучший способ служить Богу это оставаться на прибыльной работе, которой я не соответствовал внутренне, даже если и жертвовал из своих доходов. И поскольку я последовал совету Тома, я стал лучше видеть различные способы, которыми Бог снарядил меня на служение Его Царству.
Все было бы по-другому, если бы наш мир не был столь ужасающе грешен. Но деньги в нашем мире подобны кольцу Саурона из книги «Властелин колец». Когда Гэндальфу было предложено взять кольцо, он ответил: «Не искушай меня!… Путь кольца к моему сердцу лежит через сострадание слабости и желание иметь силу творить добро. Не искушай меня! Я не осмеливаюсь взять его… желание обладать им было бы слишком велико для моей силы».
Христиане, исполненные Святым Духом, могут обладать властью над своими деньгами. Но пока мы ещё не совершенны, любое желание богатства — даже желание творить добро посредством его — может обладать силой, слишком великой и ужасной, чтобы её можно было вообразить.