Чтобы понять основной смысл протестантской Реформации, не закапываясь в толстые книги по истории, лучше всего взглянуть на её результаты в христианском богословии. Особого внимания заслуживают пять самых важных доктрин Библии, которые скрывались от народа средневековой версией того, что теперь известно как Римско-Католическая церковь. Между прочим, Рим до сих пор либо открыто выступает против этих доктрин, либо серьёзно искажает их. На латыни их названия звучат так:
1. Sola Scriptura (Только Писание)
Реформаторы были едины в своей вере, что только Библия учит всему, что необходимо для спасения и христианской жизни (ср. 2 Петра 1:1–4). Они считали Слово Божье единственным мерилом, которым может быть связана человеческая совесть. Рим, с другой стороны, тогда и сейчас отрицает Sola Scriptura, возвышая папские декреты и церковное предание настолько, что заявляют, что по авторитету они равны (хотя на деле превосходят) Библии. Там, где значение Библии отличается от мнения папы или официального учения (как это очень часто бывает), Слово Божье играет немую вторую скрипку.
2. Sola Gratia (Только благодатью)
Реформаторы понимали, что спасение — это не совместное действие, совершаемое Богом и человеком как бы в сотрудничестве. Грешников спасает от Божьего гнева только Его благодать (ср. Титу 3:3–7). Божья благодать — это Его собственная инициатива и незаслуженная человеком милость, дарованная духовно мёртвому и беспомощному грешнику через возрождающую работу Святого Духа. Бог милостиво освобождает тех, кого Он спасает, от их своевольного рабства греху и таким образом даёт им возможность покаяться и уверовать (ср. Ин. 3:3; 6:44; Рим. 8:6-8; 9:16). Интересно, что этот пункт учения оспаривается сегодня не только Римом, но и некоторыми протестантскими деноминациями.
3. Sola Fide (Только верой)
«Оправдание» — это библейское понятие, которое описывает человека как прощённого, невиновного и совершенно праведного в глазах Бога. Согласно Писанию, оправдание даётся грешнику только благодатью, только верой, «не по делам, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9; ср. Гал. 2:16). Согласно официальной римско-католической догме, однако, использование слова «только» перед словом «вера» приведёт вас к преданию анафеме (официальному проклятию). Рим фактически запрещает вам верить или повторять то, что ясно сказано в Библии! Они настаивают на том, что, хотя оправдание начинается с веры, оно может быть завершено только личным усилием грешника. В римско-католическом богословии нельзя говорить: «Итак, оправдавшись верою» или «будучи оправданы кровию Его» (точная цитата апостола Павла из Римлянам 5:1,5:9). Согласно Риму, человек может верить только в то, что он оправдывается верой плюс делами.
4. Solus Christus (Только Христос)
Реформаторы понимали, что спасение народа Божьего было заслугой только Иисуса Христа. Его смерть стала достаточной и действенной жертвой за грех (ср. Евр. 9:12, 26, 28; 10:12, 14). Он — единственный посредник между Богом и людьми (ср. 1 Тим. 2:5). Только праведность Христа (а не личная праведность грешника) приносит оправдание уверовавшему грешнику (2 Кор. 5:21). А Рим, со своей стороны, повелевает совершать семь главных добрых дел (таинств), чтобы оправдаться. Рим также настаивает на том, что Мария (а не Иисус) является распространителем благодати. Хотя Рим отрицает, что праведность Христа может быть вменена верующему грешнику, Мария, как говорят, имеет огромную праведность с избытком, которая может быть вменена грешникам. Эта форма кощунства против Сына Божьего и так достаточно плоха, но она достигает своей кульминации в кощунстве против Бога Отца — идолопоклонстве Марии. Марию прославляют как «со-искупительницу» и «со-посредницу» со Христом. Рим даже называет её в некоторых местах «спасительницей» человечества — той, которая повелевает Богу спасать кого пожелает.
5. Soli Deo gloria (Только Богу слава)
Очевидно, что в римско-католическом богословии Мария получает равную (если не большую) честь за спасение грешников в сравнении с Богом. Рим её открыто прославляет. Кроме того, у Бога крадут Его славу, делая грешника тем, кто в конце концов может заслужить (через таинства) или выстрадать (через чистилище) свой собственный путь на небеса. Но Библия настаивает, и реформаторы признают, что Бог спасает грешников Сам. Поэтому Он один должен получать всю хвалу и славу. А библейский Бог — это Бог ревнитель (ср. Исх. 20:5), Он не станет делиться Своей славой с другими (ср. Исаия 42:8; 48:11).
Итак, что же было реформировано (или восстановлено) во время протестантской Реформации? В конечном счете, это было Евангелие Божьей благодати. И «церковь», похитившая Евангелие в первый раз, с радостью сделает это снова, если христиане повсюду не воспримут всерьёз заповедь «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуды 3).
Дэрил Вингерд — пастор Вестонской церкви в г. Канзас-Сити, США.