В Ветхом Завете ни разу не упоминается Назарет.
Вспомните все эти родословные и исторические подробности с таким необычным, по нашим меркам, вниманием к географии, территориям и местам. Столько всяких названий — и ни одного упоминания этого сельского поселения, затерявшегося в области, известной своей безызвестностью.
Назарет был никому не знакомым, забытым городком, в глуши, даже для Галилеи. Когда простодушный Нафанаил спросил друга об Иисусе, Он выразил обычное отношение евреев в первом веке: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (От Иоанна 1:46)
Но здесь, в этом сонном городке, началась история Его отца и матери, а затем сюда же вернулась. Они были Назарянами. И было только вопросом времени, когда это станет прозвищем, которое Его враги, включая бесов, будут использовать, чтобы отбросить тень на Его авторитет.
«Иисус из Назарета».
Тридцать лет в безызвестности
Его родители пришли в Вифлеем, будучи обязаны явиться для переписи. Он родился в славном Вифлееме, но они не остались там жить. Мария и Иосиф вернулись в свой родной город (От Матфея 2:23). И после того, как они принесли своего Младенца в Иерусалим для посвящения, «возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (От Луки 2:39).
Также Лука рассказывает, что после Своего памятного посещения храма в возрасте 12 лет Иисус спустился из Иерусалима вместе с родителями. Так и было. Покинуть Иерусалим означало «спуститься» — не только географически, но и в обществе. Это как бы отблеск от самоуничижения Своего воплощения: Сын Божий «сошёл с ними и пришёл в Назарет» (От Луки 2:51, перевод с греческого).
Не считая упоминаний в Новом Завете, о древнем Назарете известно очень мало, если вообще известно что-нибудь достоверное, — из-за такой его неприметности. Видные деятели первого века мало что знали или говорили о нём, по крайней мере, в таких важных документах, которые могли бы сохраниться.
Тем не менее, в Божьем премудром и посрамляющем мир плане для Своего Сына частью Его жизни в смирении и послушании родителям был выход из гудящего храма большого города, самого сердца забот и волнений народа, и «сошествие» в маленький городок Назарет, чтобы тридцать лет прожить в безызвестности. Здесь Он оставался до взятия под стражу Иоанна Крестителя (От Матфея 4:13). Назарет означал не только более глухую, захолустную и даже застойную жизнь по сравнению с «вершиной» в Иерусалиме, но ещё слово «Назарянин» должно было стать пятном, которое Он пронесёт до конца жизни.
Из Назарета может ли быть что доброе?
«Они пришли в Назарет»
Среди евреев Назарет имел довольно жалкую репутацию, а за пределами Израиля город вообще был неизвестен. Вот почему каждый из евангелистов вынужден был пояснять, что Назарет это город в Галилее, когда писал о нём в первый раз (От Матфея 2:23; От Марка 1:9; От Луки 1:26).
Сегодня мы поём гимн «О, малый город Вифлеем», но, хоть и скромный по сравнению с Иерусалимом, он имел такое имя, которое затмевало Назарет. Вифлеем был городом с историей, к тому же «городом Давидовым». А Назарет? Из Назарета может ли быть что доброе?
Во время Своей земной жизни, насколько нам известно, Иисус никогда не называл Себя «Иисусом из Назарета». Лишь изредка Его так называли последователи (От Иоанна 1:45). Как правило, это были толпы народа, который Его плохо знал (От Матфея 21:11; Мф. 26:71; От Марка 10:47; От Луки 18:37). Или же противники: бесы (От Марка 1:24; От Луки 4:34), лжесвидетели (Деяния 6:14) и воины, которые пришли с предателем, чтобы Его арестовать (От Иоанна 18:5,7). Хотя многие Его презирали из-за родного города, но даже земляки-назаряне вскоре отвергли Его, выгнав из города и угрожая сбросить со скалы (От Луки 4:28-30).
Где бы нам не встретилось Его имя на устах врагов, которые хотят придать Ему уничижительный оттенок, ждите, что Его назовут «Иисусом Назарянином». И если мало было комментария Нафанаила и желчи клеветников и бесов, то Пилат написал это на Его орудии пытки: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (От Иоанна 19:19). Он смирил Себя до смерти, даже смерти крестной и даже как Назарянин.
Слава Назарета
Но история Назарета не закончилась бесславно. Его Отец счёл нужным не только искупить падшее человечество, но и позорное прозвище, когда воскресил Назарянина из мёртвых. Теперь воскресший Христос действительно «Иисус Назарянин» — не в позоре, а в несравненной славе.
Впервые это услышали от ангела в гробнице: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь» (От Марка 16:6). Больше тридцати лет «Назарянин» испытывал горькое предвкушение Своего распятия. Теперь ситуация изменилась. Теперь Он чувствовал сладость славы.
Вскоре Дух изменил вкус Петру, и эта фраза прочно закрепилась в его служении. Распятый и воскресший Господь всей вселенной был никем иным, как «Иисусом Назореем» (Деяния 2:22). Пётр исцелил хромого «во имя Иисуса Христа Назорея» (Деяния 3:6) и провозглашал это имя всем, кто его слушал (Деяния 4:10). Даже в Кесарию он пришёл и проповедовал язычникам помазанного Богом «Иисуса из Назарета» (Деяния 10:38).
Затем откровение пришло к Павлу из Тарса, который признался: «Я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея» (Деяния 26:9). Даже сам Иисус — в единственной записи, где Он связывает Себя с Назаретом — принял почётный титул, когда явился на дороге в Дамаск. «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь» (Деяния 22:8).
Бог вырос в Назарете
Сам Бог вырос в забытом галилейском городке. Он сошёл из Иерусалима, и сошёл в смирении, и сошёл во гроб, а потом взял Назарет с Собой в Своё торжество. А как многие из нас сегодня, в ребяческой незрелости, тихо презирают свои назареты и самонадеянно думают, что уже достигли великих высот по сравнению со своим скромным происхождением? О, что же может Бог совершить в наших назаретах, и как Он может искупить те дни и десятилетия, что кажутся нам прожитыми впустую?
Как замечательно, что наш Господь, будучи полностью Богом и совершенным человеком, не поселился в большом городе и не стремился находиться в гуще событий. Наоборот, Он отдал почти всю Свою жизнь и общественное служение, не хватаясь за Иерусалим, но смиряя Себя в Галилее — забытом людьми городе под названием Назарет.
Ответ на вопрос Нафанаила — решительное «да». И не просто доброе, а величайшее. Поскольку наш Бог любит трудиться больше всего там, где мы меньше всего ждём, то наверно нам не стоит так удивляться, когда наши забытые места в биографии Он обращает в Свои избранные пути ради великого блага.