Этот вопрос в той или иной формулировке наверняка слышал каждый верующий. И практически все христиане задавали этот вопрос сами себе. Мы знаем, что Бог любит нас. Но как тогда примирить идею вечного наказания с любовью Бога? Возникает вопрос: если Бог знал, что какая-то часть его творения попадёт в ад, то зачем Он вообще творил этот мир? Размышления на подобные темы принято называть «теодицея», что дословно означает «оправдание Бога».
Зачем оправдывать Бога
Бог силён сам себя защитить. Тогда кто мы такие, чтобы говорить за Бога, оправдывать Его? Ответ на этот вопрос прост. Нападки на веру и Библию идут, не переставая. В ответ на них можно образно «стукнуть грешника Библией по голове» и призвать его не забивать себе голову такими вопросами. Но после этого человек, ищущий ответы на свои вопросы, вряд ли снова заговорит с вами о Боге.
Кинематографисты создают фильмы на подобную проблематику. Их сюжеты похожи: группу людей заставляют принять участие в смертельной игре, за которой наблюдает публика или организатор-безумец. Есть положительные игроки, которые помогают слабым, есть отрицательные, кто ради выигрыша идёт по головам. Но не они становятся главным объектом зрительской ненависти, а тот, кто организовал кровавое зрелище. К сожалению, некоторые люди видят Бога именно таким «организатором шоу».
Итак, чтобы знать, что отвечать неверующим, давайте попробуем разобраться в этом непростом вопросе.
Два неполных ответа
Вот два наиболее частых ответа, которые я слышу от братьев и сестёр.
- «Бог никого не наказывает — люди сами себя наказывают». Эта идея с новой силой замаячила на горизонте благодаря нашумевшему бестселлеру «Хижина». Но сторонники этой идеи путают последствия греха и наказание за грех. Их идея противоречит Божьему Слову, которое говорит: «…в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2-е Фессалоникийцам 1:7–9). Есть и другие места Библии, говорящие, что именно Бог наказывает грешников, хотя часть их проблем — это, конечно же, следствие их греха.
- «Бог отправляет людей в ад, но они сами виноваты в этом». Это так — каждый человек выбирает жизнь или смерть, веру или неверие. Но ведь вопрос не в этом, а в том, зачем Бог в принципе «придумал» такие правила, которые допускают вечное наказание.
Если вас, как и меня, не устраивают такие ответы, то давайте попробуем найти истину.
Справедливый Бог и несправедливый мир
Никто не любит человека так, как любит его Бог. Ведь Он послал Сына своего на смерть ради тех, кто Его и убил. И если мне жалко грешников, идущих в ад, то тем более их жалко Богу. Значит, Бог, отдавший Сына на смерть ради нас, очевидно наказывает людей не по какому-то жестокосердию или безразличию. Очевидно, что это единственный справедливый путь.
Ведь и Сын Его просил в Гефсимании: «Если возможно, да минует Меня чаша сия…» Но увы, спасти нас по-другому было невозможно. И если смерть Сына была обязательной, то лично я уверен, что и слова «бросьте его во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов» Бог должен произнести, хотя Его родительское сердце при этом разрывается на части.
Почему бы тогда Господу не создать мир, где грешника можно было бы легко простить и отправить в рай на вечное блаженство? Ответ, на мой взгляд, в том, что этот мир сотворён в соответствии с Божьим характером.
Бог справедлив, а значит, и в сотворённом Им мире должно быть справедливое наказание за грех.
Справедливый Бог не может сотворить несправедливый мир, где можно грешить, оставаясь безнаказанным. Поэтому Бог создал мир, где грешники получают возмездие в аду, потому что того требует справедливость.
Бесконечная мука за конечные грехи — разве справедливо?
Но почему тогда грехи, сотворённые за короткую человеческую жизнь, имеют бесконечное наказание? Ведь это тоже кажется несправедливым. Ф. М. Достоевский сказал однажды: «Весь мир не стоит слезинки ребёнка». Так стоит ли этот мир, его история, план спасения и миллионы блаженствующих с Богом того, что бы хотя бы один упрямый грешник будет бесконечно страдать в аду?
Есть мнение, что поскольку Бог бесконечен, то и Его гнев на грех должен быть бесконечен. Я бы добавил к этой идее то, что, скорее всего, в вечности нет времени. Поэтому нельзя сказать, что грешник будет страдать миллионы лет в озере огненном. Нет миллионов лет — есть статичное состояние пребывания в гневе Божьем.
Время — это условное обозначение изменений в материальном мире. Например, сутки — это изменение положения планеты относительно Солнца.
И если в вечности мы и всё, что нас окружает, будет неизменяемо, то и времени там не будет.
Это тяжело представить, но если это так, то мы не можем сказать, как именно будут восприниматься страдание и блаженство в вечности. Следовательно, обвинение в том, что Бог значительно дольше наказывает человека за грехи, которые тот делал «семьдесят, при большей крепости восемьдесят лет», — не имеют достаточно оснований. Ведь слово «дольше» вне времени вообще не имеет смысла.
Вот что я могу сказать человеку, озабоченному этой моральной дилеммой. И думаю, этого вполне достаточно.