Евангельская церковь Сталинграда в послевоенное время

Церковь евангельских христиан-баптистов в Сталинграде (ул. Казахская, 3)

22 июня 1941 года Германия внезапно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. Все человеческие и материальные ресурсы были мобилизованы на то, чтобы остановить захватчиков. Вместе с народом ушли на фронт многие братья из Сталинградской церкви евангельских христиан-баптистов. Оставшиеся верующие также самоотверженно трудились в тылу на фабриках и заводах. Война принесла неизмеримые страдания нашему народу, и горе не обошло ни одну сталинградскую семью.

Как и по всей стране, верующие в Сталинграде, в своих семьях и наедине, усилили молитвы к Господу. Верующие, как могли, собирались вместе, молились, чтобы Господь простил и помиловал их. На молитвы сходились старушки и женщины средних лет. История сохранила некоторые из их имён. Сёстры О. Г. Карпова, И. А. Финагенова, А. С. Кострюкова и другие молитвенницы возносили молитвы к Богу о прекращении кровопролития.

В самом начале войны было закрыто общество воинствующих безбожников и их журнал «Безбожник». Сталин обратился к народу со знаменательными словами: «Братья и сёстры!» В центральной газете было напечатано обращение Сталина ко всем верующим, чтобы объединились силы земные и небесные, чтобы молились за победу. «Товарищи, граждане! Братья и сёстры! К вам обращаюсь я, друзья мои…» — так он начал. Так, вместе с главным обращением революции — «товарищ», — появилось христианcкое, из семинарской памяти возникшее «братья и сёстры».

Никита Яковлевич Шкадаков
Никита Яковлевич Шкадаков

После освобождения Сталинграда, пока война ещё продолжалась, вернувшиеся в Сталинград верующие сёстры молились о том, чтобы Господь послал для них брата, способного руководить их собранием. Господь услышал их молитвы, и первым пресвитером общины евангельских христиан-баптистов стал брат Никита Яковлевич Шкадаков, отец Матвея Никитовича Шкадакова, который впоследствии был пастором Волгоградской церкви.

Родился Никита Яковлевич в 1887 году, уверовал на первой империалистической войне и сразу после того, как вернулся с войны в село Романовка Сталинградской области, был крещён пастором из Дубовки. Вместе с семьёй он переехал в Сталинград в 1939 году, но на время бомбардировок Сталинграда в 1942 году был вынужден перебраться опять в Романовку. Часто, когда в село приходили похоронки, его приглашали помолиться, почитать Слово Божие, попеть духовные песни или сказать что-нибудь для утешения скорбящих. Осенью 1943 года вместе с семьёй он вновь вернулся в освобождённый и разрушенный Сталинград.

По рассказам дочери Никиты Яковлевича, Татьяны Никитичны, его в 1944 году вызвали в НКВД и спрашивают:

— Ты верующий?

— Верующий, — отвечает Никита Яковлевич.

— А кого ты знаешь в Сталинграде из верующих?

— Никого.

— Плохой ты верующий, раз никого не знаешь.

— Мы только что приехали, да и многие осуждены и посажены.

И тут вдруг офицер НКВД даёт адреса верующих и говорит:

— К нам пришло распоряжение и разрешение открыть церкви и молитвенные дома. Вот тебе адреса, иди и собирай двадцатку, регистрируй церковь, проводите служения. Евангелие у тебя есть?

— Нет, — отвечает Никита Яковлевич.

— Вот тебе Евангелие.

Хор Сталинградской церкви
Хор Сталинградской церкви. В центре руководитель: Ионова Антонина Степановна (фото колоризовано)

Это Евангелие сохранилось до сего дня и хранится дома у одного брата. Никита Яковлевич пошёл по одному адресу и слышит, что там несколько старушек молятся: «Господи, пошли нам какого-нибудь брата». Закончили они молиться, а он стоит на пороге и тоже начал молиться.

Матвей Степанович Понамарёв
Матвей Степанович Понамарёв

Они нашли других сестёр и братьев и набрали 20 человек для регистрации церкви. Встречи и богослужения стали проводиться в доме Рогожкиных по улице Лавровая Кировского района Сталинграда.

Когда стало тесно в доме Рогожкиных, верующие официально обратились к уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР по Сталинградской области Чудинову. 12 марта 1945 года от заместителя председателя совета по делам религиозных культов при СНК СССР Ю. Сотовского было получено разрешение открыть молитвенный дом для евангельских христиан-баптистов в посёлке Бекетовка Кировского района Сталинграда по улице Шекспира, дом 27. Помощником Никиты Яковлевича был брат Александр Михайлович Егоров, который впоследствии стал пресвитером Камышинской церкви. Камышин в то время был вторым по величине городом в Сталинградской области.

Радостным событием церкви было первое после войны водное крещение 12 мая 1946 года. Его принимали девять человек: Матвей Никитович Шкадаков (в то время ему было 17 лет), Надежда Александровна Лободина (в замужестве Лексункина), Анастасия Александровна Лободина (в замужестве Кривопустова), Иван Васильевич Сиволобов и другие.

Служители церкви ЕХБ в послевоенном Сталинграде
Служители церкви ЕХБ в послевоенном Сталинграде

В 1946 году было много обращённых, и в течение этого года было 5 крещений, вплоть до 6 октября, когда крестилась дочь пресвитера — Татьяна Никитична Шкадакова (в замужестве Воробьёва). Вскоре в молодой церкви города Сталинграда запел хор. Им управлял Михаил Андреевич Лышнов, а в конце 1950 года — Антонина Степановна Ионова.

Ермилов Василий Иванович
Ермилов Василий Иванович

В начале 1947 года сталинградская община насчитывала 150 членов. В это время в церкви был прекрасный брат-благовестник Матвей Степанович Пономарёв, который отсидел в общей сложности около 15 лет в тюрьмах за веру в Бога и за работу с молодёжью.

С 1948 года пастором Сталинградской церкви был Василий Иванович Ермилов. В 1950 году он был рукоположен как старший пресвитер по области и нёс это служение по 1956 год. Никита Яковлевич Шкадаков отошёл к Господу 21 июня 1954 года.

Собрания проходили в Кировском районе, в разных домах, но в 1954 году купили и зарегистрировали дом недалеко от Сельхозинститута по улице Казахской, 3, в Советском районе. В нём проводились собрания с 8 августа 1954 года по 25 декабря 1976 года. За это время церковь возросла численностью до 658 человек — членов церкви. Господь обильно благословлял Свой народ.

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано

Читайте также