Семья по Евангелию

Брак приносит в нашу жизнь самые непростые отношения, которые когда-либо были у нас. Да, он подарит нам свои радости и удовольствия, но он точно непростой. Брак — это самые сложные и в то же самое время наиболее удовлетворяющие человеческие отношения, которые у вас когда-либо будут.

Это подтверждает даже обычная статистика.

Главной ценностью россиян всех возрастов является семья (96–98%). Но вот идеалом семейной жизни свой брак считают чуть более половины опрошенных россиян (51%). И хотя семья и является главной ценностью, к сожалению, по данным демографического ежегодника ООН, Россия — первая среди стран с самым большим числом разводов. Далее идут Белоруссия, Украина, Молдова. На 5-м месте в мире — Каймановы острова, на 6-м — США. Вдумайтесь только в цифры — у нас 829 разводов на 1000 браков. Больше половины браков распадаются.

Суть проблемы

Творец не случайно сотворил нас мужчинами и женщинами. Он дал нам одну человеческую сущность, но она преломляется по-разному в мужчине и женщине. Бог создал нас по образу и подобию Своему, чтобы мы могли отразить Его совершенные отношения внутри Святой Троицы через наши семейные взаимоотношения. Создатель задумал, чтобы каждый из нас мог стать радостью и благословением для другого.

Но, по причине грехопадения Адама и Евы, отношения между мужчиной и женщиной стали источником конфликтов и напряжённостей. Поэтому не стоит наивно думать о браке как о безопасной гавани, защищающей от последствий грехопадения наших прародителей... Самая серьёзная борьба в нашей жизни будет происходить именно в семье, так как все наши земные отношения затронуты грехом как внутри нас, так и снаружи. Мы — грешники и живём не в святом мире. Всё, что мы делаем, всё, к чему притрагиваемся, повреждено грехом. Когда грех через Адама вошёл в этот мир, то он разрушил потенциал всех браков. Поэтому наши отношения с кем-либо и тем более отношения в нашем браке не такие, как бы нам хотелось. Когда два грешника сближаются так близко, обязательно возникнет греховная напряженность.

Сами по себе мы не в состоянии построить успешный брак. Сносный — да, терпимый — да, моментами приятный — да, но по-настоящему счастливый — нет. И всё потому, что наша греховная человеческая природа — эгоистичная и самолюбивая, вспыльчивая и капризная, доминирующая и манипулятивная, не позволит нам этого достичь. И мы не в состоянии этого исправить самостоятельно, какие бы усилия мы к этому ни прилагали. И наша проблема не в поведении или непросвещённости, не в обстоятельствах и не в других людях, наша проблема — в нашем сердце, в нашей испорченной грехом человеческой природе. Наша греховная природа не только ведёт нас к плохим поступкам, но и разделяет нас со Святым Богом и Его благодатью, которая могла бы нам помочь.

Три ответа

Апостол Павел в 5-й главе Послания к Ефесянам показывает, как Божия сила и благодать меняют наши отношения в браке, чтобы он становился таким, каким его изначально задумал наш Создатель.

Ответ первый: оставьте соперничество

Когда апостол Павел писал эти слова, то отношение в античном обществе к женщинам было весьма печальным, если не сказать даже больше — ужасным. Женщины воспринимались как низшие существа, и им была предоставлена очень небольшая свобода. Они не могли выступать в качестве свидетелей в суде, не могли усыновлять детей или заключать бизнес-контракты, а также не могли владеть имуществом или наследовать. Философ Аристотель и историк Иосиф Флавий говорили, что женщины во всех отношениях уступают мужчинам. Их считали менее умными, менее нравственными, источником греха и постоянных искушений.

Именно поэтому слова апостола Павла звучат так революционно. Он вводит женщин в формирование брачного завета как равноправных участников. Они не просто дополнительный, вынужденный элемент. Они не те, кто должны дать законное потомство, создать домашний уют и комфорт мужу, удовлетворить его сексуальные желания. Оба, муж и жена, призваны служить друг другу. Она — участница со своими правами и ответственностями, как и он.

«Подчиняйтесь друг другу из страха перед Христом. Вы, жены, подчиняйтесь вашим мужьям, как Господу» (стихи 21–22). Сперва Павел говорит: и муж, и жена — все подчинены Богу, и поэтому должны прислушиваться друг к другу. Затем он подчеркивает религиозную свободу жены, её свободу совести. Она имеет личные отношения с Богом. Не через мужа и не так, как муж сказал, а это её личный выбор! Ниже в этом отрывке отмечается их равенство в сексуальных отношениях.

Вообще, слова о повиновении жены мужу в 22-м стихе были по-настоящему шокирующими. Павел подчеркивает их равенство, как человеческих существ! Только равный может свободно повиноваться. Апостол показывает её добровольный и ответственный выбор. Он отмечает её святую привилегию быть послушной мужу по причине её покорности Богу, а не из-за страха или обязанности перед мужчиной или обществом.

Причём, если мы посмотрим ещё раз на весь этот текст, то увидим, что апостол говорит о послушании жены в контексте широких ответственностей мужа. В те времена брачные договоры были переполнены обязанностями жён, но совсем малым упоминанием обязанностей мужей. Здесь же совсем наоборот. Муж призван любить и служить своей жене, чтобы вполне законно и естественно ожидать от неё послушания и почтения.

Но обратите внимание: Павел не идет туда, куда уводит нас современный феминизм. Он не ставит женщину выше мужчины, но наравне в их достоинстве и ценности. Он не уничтожает различие их ролей и ответственностей, не искажает понятие равенства. Апостол показывает их как одну команду, где каждый дополняет друг друга, чтобы сформировалась гармония и красота человеческих отношений в семье. У каждого своя роль, у каждого свои преимущества, каждый приносит свои особенности в эти брачные отношения равных.

Ответ второй: служите жертвенно

Несмотря на равенство и свободу мужа и жены в браке, их роли различны: «Жёны, подчиняйтесь вашим мужьям, как Господу… А вы, мужья, любите ваших жён так, как Христос полюбил Свою Церковь» (ст. 22–28). Причина, по которой Апостол отмечает различие ролей мужчины и женщины в браке, заключается в том, что наша греховная природа преломляется по-особенному в мужчине и в женщине.

Когда Павел говорит о важности повиновения женщины в браке, он подчеркивает её склонность к независимости и манипулированию. Поэтому он показывает, что наличие власти мужа над ней поможет ей в этой борьбе, чтобы она насладилась полнотой радости и счастья жизни, чтобы она могла почитать Бога и стать благословением для своего окружения.

Когда Павел обращается к мужчине и говорит о важности жертвенной любви «агапэ» по отношению к жене, он указывает на его проблемы — склонность к пассивности и агрессии. Ему важно умирать для себя, чтобы быть мудрым и любящим руководителем, созидающим дом мира и любви, теплоты и заботы, где бы его жена и дети процветали и развивались!

Эти божественные повеления — повиноваться для жены и любить для мужа — служат важной помощью на пути их личного преображения и созидания счастливого брака. Такой замысел для мужчины и женщины в браке дан не для того, чтобы один уничижал или подавлял, или манипулировал другим, но чтобы каждый наилучшим образом послужил другому, сознавая свою ограниченность и нужду в Божьей благодати.

В этом и есть особая красота брака. Брак постоянно помогает мне избегать искушения поставить себя в центр Вселенной. Он выводит меня с мелководья моего эго на глубину настоящих взаимоотношений. Он напоминает мне, что я найду себя, когда потеряю себя ради другого. Брак помогает преодолевать мой эгоцентризм и призывает меня стремиться к чему-то более глубокому, более богатому, к чему-то несущему большее удовлетворение. Однажды Бог спросит с меня, как я любил мою жену, как я умирал для себя ради неё. Он спросит меня, насколько я служил ей, воспринимая её равной себе, насколько я показал ей любовь Христа через свою посвящённую и жертвенную заботу о ней, как она расцветала и развивалась в наших взаимоотношениях.

Ответ третий: помните о сути брака

«В этих словах скрыта великая истина, и я говорю вам, что они относятся к взаимоотношениям Христа и Церкви» (ст. 32). Наш брак — это не просто отношения между двумя людьми, мужчиной и женщиной. Наш брак — это прекрасное отражение Божьей любви.

Люди воспевают человеческую любовь. Но она ограниченная, недолговечная, хрупкая и не совершенная. Павел же показывает нам, что наши отношения друг с другом в браке — это отражение отношений, которые происходят внутри Вечной и Святой Троицы, это отражение отношений Христа и Его Церкви. Другими словами, брак — это не просто отношения двоих, это отражение божественной реальности.

Никакие другие отношения не отображают отношение Бога с нами и Его замысел для нас таким прекрасным образом, как это делает брак. Брачные отношения помогают нам лучше понять себя и поддерживать друг друга в личном духовном росте. Семья не принесёт нам счастья, если она не помогает нам расти в личной святости. Мы обретаем больше счастья и радости, когда растём духовно вместе перед Богом.

Когда мы вступаем в брак, у нас есть высокая честь и невероятная привилегия отразить удивительные и глубокие отношения, которые Иисус имеет со Своей Церковью. Любовь Христа меняет всё, включая наш брак. Семьи призваны к высшей форме отношений — подражанию Божьей любви. Сам Бог приглашает вас вступить в священный брак, вступить на Его святую территорию!

Я не знаю никого из людей, кто соответствовал бы тому, что говорится в этом библейском отрывке. Но я знаю, Кто это исполняет совершенно! Это — Господь Иисус Христос. Он совершенно послушен Отцу Небесному и Он совершенно любит Свою Церковь. Он и пример для нас, и своевременная помощь на нашем пути подражания Ему!

Ободритесь

Если у вас есть семья, то, может быть, вы уже попробовали многое: и книги, и семейных консультантов, и психологов, и подруг с друзьями, и наркотики с алкоголем, и новые техники секса — но вы всё ещё не ощущаете полноты счастья и радости в ваших взаимоотношениях. Обратитесь же к Божьей программе построения семьи: от соперничества к сотрудничеству, от эгоцентризма к служению, от человеческой модели к божественной.

Просыпаясь утром под одной крышей, вы будете посвящать себя высокому божественному призванию — строить самые близкие человеческие отношения на земле. Просыпаясь каждое утро, вы будете готовы прощать своего супруга или супругу, подчиняться и любить, как Христос и Церковь показывают нам это. Просыпаться каждое утро и искать благодати и помощи от Совершенного Мужа — Христа и у безукоризненно послушного Сына Божьего, чтобы нам строить семьи, где процветает святость и чистота, радость и счастье, мир и свобода. Это непросто, но это того стоит! Это то, в чём Сам Бог будет нам помогать.

Источник — Ekklesia

Опубликовано

Читайте также