Откладывать на потом — это привычка не очень разумных людей. Известная пословица гласит: «Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра». С сожалением я должен сказать, что в вопросе благовестия христиане не следуют этой пословице. Откуда-то к ним приходят мысли, что теперь не время, или это не то место, где я могу говорить об Иисусе...
Такое положение дел было и во времена Иисуса Христа с Его учениками и Он старался их всеми силами вразумить. Вот что однажды произошло в Самарии:
31 Между тем ученики просили Его, говоря: «Равви́! Ешь». 32 Но Он сказал им: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». 33 Поэтому ученики говорили между собою: «Разве кто принёс Ему есть?» 34 Иисус говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. 35 Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. 36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 37 ибо в этом случае справедливо изречение: „Один сеет, а другой жнёт“. 38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их».
1. Ученики не понимают Иисуса
Иисус вместе с учениками шёл из Иудеи в Галилею. Этот путь правоверные иудеи проделывали, обходя Самарию, но Библия говорит, что Иисусу надлежало проходить Самарию. Утрудившись, Иисус сел около колодца Иаковлева, а ученики пошли в город купить пищи. Вернувшись, они предлагают Ему кушанье, а Он говорит, что у Него уже есть пища.
Ученики удивляются, откуда у Него есть пища, и думают, что кто-то принёс Ему её. Может быть, самарянка? Но как Он мог из рук её есть и пить, ведь это было противно всем иудейским канонам? Христос вносит ясность в их диалог, говоря, что Его пищей является творить волю Пославшего Его и совершить дело Божье.
Пища — это то, чего человек желает несколько раз в день. Без пищи люди не могут жить. Вот так Христос не мог жить без исполнения воли Божьей.
2. В чём заключается воля Божья?
Христос отвечает на вопрос, в чём состоит воля Божия:
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Бог хочет, чтобы люди были спасены! Бог хочет, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную. В этом великом устремлении и была пища Христа. Он ежедневно об этом думал, к этому стремился и это делал.
Ученики пошли в город и не сказали ни одному человеку о Христе, что Он Спаситель. Христос же, находясь вне города, беседует с одной женщиной, не взирая на то, что нарушает обычаи иудейские, приводит её к вере и покаянию, и через неё многие люди уверовали. Затем Христос идёт в город самарийский, останавливается там на два дня для благовестия. Можно себе представить реакцию Петра, Иакова и Иоанна, а также других учеников: «Учитель! Ты решил идти в этот нечистый город? Там жить два дня, из их рук есть и пить, спать в их жилищах?». Это было выше понимания учеников, но авторитет Иисуса был высок, и они повиновались. Впоследствии люди в самарийском городе говорят, обращаясь к самарянке: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (От Иоанна 4:42).
«Пищей» Иисуса Христа было спасение жителей Самарии. Он об этом думал, молился, но не только! Он пошёл в Самарию, нарушив определённые человеческие традиции и обычаи. Он увидел уверовавших и спасённых людей! А как обстоит дело с нами, Его учениками? Что является нашей пищей?
3. Когда наступит жатва?
Христос, обращаясь к ученикам, свидетельствует: «Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». (От Иоанна 4:35). Ученики понимали, что жатва наступит только через четыре месяца, а Господь обращает их внимание на другую жатву, которая уже наступила.
Люди постоянно откладывают Божье дело на будущее, на завтра. Здесь уместно вспомнить стихотворение на эту тему:
Нам кажется, завтра мы будем прилежней
И лучше, полезней, добрей.
Сегодня мы грубы, но завтра мы нежны,
Ведь завтра мы будем мудрей.Мы завтра проведаем старого друга,
И завтра напишем родным.
И завтра кому-то окажем услугу
Не только своим, но чужим.Мы завтра друг друга простим без упрёков,
И завтра друг друга поймём,
И завтра весь опыт духовных уроков
Применим и в жизнь проведём!Мы завтра покаемся в жизни бесплодной
В последнем, предсмертном бреду.
Оденем раздетых, накормим голодных,
Разделим чужую нужду.Мы завтра поймём, что такое спасенье,
И завтра пойдём за Христом.
И завтра преклоним пред Богом колени,
Не ныне. А завтра, потом…Так в планах на завтра, что скрыто в тумане
За годом уносится год…
А что, если завтра возьмёт и обманет?
Что, если совсем не придёт?Вера Кушнир, «Завтра»
«Завтра» — это обманчивое слово. Евреи в своё время тоже говорили, что ещё не время строить храм, на что Бог реагирует следующими словами:
2 Так сказал Господь Саваоф: «Народ этот говорит: „Не пришло ещё время, не время строить дом Господень“». 3 И было слово Господне через Аггея пророка: 4 «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом этот в запустении?» 5 Поэтому ныне так говорит Господь Саваоф:
«Обратите сердце ваше на пути ваши.
6 Вы сеете много, а собираете мало;
едите, но не в сытость;
пьёте, но не напиваетесь;
одеваетесь, а не согреваетесь;
зарабатывающий плату
зарабатывает для дырявого кошелька».
Нет воли Божьей на то, чтобы Его дело откладывать на завтра. Но часто случается так, что человек отдаёт предпочтение земному, временному, суетному. Жизнь, целью которой не является исполнение воли Божьей, — это пустая жизнь для дырявого кошелька.
Бог дал человеку не завтра, а сегодня, поэтому Он призывает делать самое важное не завтра, а сегодня. Апостол Павел говорит: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2-е Коринфянам 6:2).
4. Христос призывает учеников: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве!»
Человек всё время прикован к земному, временному, преходящему. У него нет времени для того, чтобы посмотреть вверх. Земное его угнетает, его дух находится в томлении. Те люди, которые находят в себе силы поднять свой взор вверх, по-другому в дальнейшем смогут смотреть на все вещи и жизнь свою могут тратить по-другому.
Псалмопевец говорит: «Возвожу очи мои к горам, откуда придёт помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Псалом 120:1–2). Заметьте, от Кого приходит помощь! Это вам не друг, брат или влиятельный человек! Это Сотворивший небо и землю! Если Он создал небо и землю, то что для Него значит послать нам помощь?
Но в данном случае Иисус Христос говорит, чтобы ученики оторвали свой взор от земли и увидели что-то другое. Оказывается, что не надо ждать четыре месяца! «Посмотрите как нивы поспели и готовы к жатве!» Поспевший урожай, если вовремя не собирается, погибает. Воля Божья в том, чтобы никто не погиб! Не надо откладывать, выходи на ниву этого мира и подбирай колосья для житницы Божьей!
Что это за нивы, которые поспели и готовы к жатве? Это люди! Это самаряне, галилеяне, иудеи! Это белорусы, поляки, русские, украинцы и другие народности, которые живут рядом с нами. Ежедневно в мире умирает почти 120 тысяч человек. Это целый город средних размеров! Сколько из этих людей идут к Господу? Сколько из них спасены?
Сердце Христа было преисполнено любовью и жалостью к погибающим: «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много» (От Марка 6:34).
На прошлой неделе в самолёте я встретился с человеком по имени Юрий. Бывший военный, разведён, два сына, есть внуки… Живёт в полном одиночестве. Ни на день рождения, ни на Новый год его родные не поздравляют его, не звонят… Он совершенно не знал, для чего Христос пришёл в этот мир, хотя считает себя христианином. Сердце болит за таковых…
Братья и сёстры, а что мы говорим и делаем сегодня? Может быть, мы думаем, что не время проповедовать Слово Божье? Не время молиться? Не время проводить массовые евангелизации… Не то время? Может быть, через четыре месяца… Но апостол Павел говорит Тимофею:
Итак, заклинаю тебя перед Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
Правда, далее он предупреждает, что будет время, когда здравого учения принимать не будут… Но сегодня ещё люди слушают, ищут. Сегодня время благоприятное!
Прошло лето, и нам нужно подвести итог, какой же духовный урожай мы получили:
- Сколько новых членов церкви добавилось?
- Сколько новых хористов появилось в хорах?
- Сколько новых миссионеров мы послали в новые миссионерские точки?
- Сколько евангелизационных служений провели и сколько людей на них обратилось к Богу?
Подумай, дорогой брат и сестра, сколько людей узнали лично от тебя за этот год, о Боге, о жизни вечной со Христом? Ты пожал урожай на своём поле около дома, на даче. А какой урожай на твоём духовном поле?
Христос постоянно ходил, проповедуя Евангелие, Он знал, что если люди не покаются, то все погибнут. Он оплакивал Иерусалим, Он томился в Гефсимании, наконец, пошёл на страшные муки и страдания и, в конечном счёте, на смерть ради спасения людей. Что сделал ты в своей жизни, чтобы люди были спасены? Порой в собрании во время пожертвования ты ищешь самую мелкую купюру, чтобы её отдать на дело Божье… А Христос пожертвовал всем!
В Беларуси примерно до 3 тысяч человек заканчивает жизнь самоубийством ежегодно, в одном только Минске примерно 200 тысяч хронических алкоголиков. Жатва гибнет на наших глазах… Как реагируешь ты на всё это? Молишься ли ты о погибающих, свидетельствуешь ли им о Христе, жертвуешь ли средства для того, чтобы миссионеры и евангелисты могли достичь их евангельской вестью?
5. Награда сеющему и жнущему
Далее Христос говорит ученикам: «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (От Иоанна 4:36). Если человек не посеял и не вырастил урожай, его ожидает трудное время. Библия говорит: «Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный» (Притчи 10:5).
Придёт время и Господь скажет сеющему и жнущему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (От Матфея 25:21). Это будет радость не на год, два или три! Это будет вечная радость! Это совершенная радость и торжество, которые приносят душе настоящее удовлетворение и счастье!
Во время нашего путешествия по Израилю в нашей группе было несколько не покаявшихся людей. В храме, где по преданию было умножение хлеба, брат из Винницы сказал краткое слово и пригласил тех, кто ещё не отдал сердце Иисусу, подобно мальчику, который отдал свой хлеб и рыбки, отдать его сейчас Христу. Мужчина по имени Дмитрий сделал это. Мы все от радости не могли сдержать слёзы и пели песню «Ангелы в небе Господа славят». Одна женщина из Мексики, католичка, когда мы уже выходили из храма, остановила нас и сказала, что ей показалось, что это ангельское пение. Она не поняла ни одного слова из нашей песни, но духом почувствовала нашу радость. Это вечная, непреходящая радость. Она сказала, что такое пение будет на небесах!
Но будет и другой род людей — ленивых, нечестных, не работающих во время благоприятное, и им Господь скажет: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью… А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (От Матфея 25:26-30).
К сожалению, есть христиане, которые ничего не делают ради Господа и остаются спокойны. Они тешат себя ложной надеждой, что всё обойдётся, ведь Христос умер за их грехи. Но если мы искуплены Христом, если мы стали Его детьми, живыми духовно, то мы по умолчанию что-то делаем для Него и не можем иначе. Только мёртвый человек ничего не делает!
Человек, который считает себя христианином и не покоряется Богу, не исповедует Иисуса Христа перед людьми, не свидетельствует им о благодати Христовой, вероятно, обманывает сам себя или же смертельно болен.
6. Каким рабом или работником на ниве Божьей являешься ты?
Если ты сеешь Слово Божье и жнёшь урожай человеческих душ, несмотря на проблемы, неудачи и трудное время, значит ты добрый и верный раб. Но если ты прикован только к земному, суетному и совершенно не думаешь о небесном, значит ты лукавый и ленивый раб. И ты хорошо знаешь, какая участь ожидает того и другого раба.
Да сохранит Господь тебя и меня от участи ленивого раба и даст нам силы трудиться не покладая рук для славы Божьей!
Итак, нивы поспели и готовы к жатве. Не теряй времени, но трудись на ниве Божьей во время благоприятное!