Преображение Господне

История, произошедшая на горе Преображения, остаётся актуальной и по сей день для каждого верующего. Всматриваясь в события тех далеких дней, мы можем черпать драгоценные истины для своей духовной жизни. Давайте же вместе внимательно прочтём тексты евангелистов, повествующих о той удивительной ночи.

Время

Прежде всего бросается в глаза то, что Иисус взял с Собой на гору для молитвы трёх апостолов: Петра, Иоанна и Иакова. В Новом Завете не так много случаев, когда упоминаются эти трое из учеников Иисуса. Именно их Господь взял на молитву при воскрешении дочери Иаира, им предложил разделить Свои гефсиманские борения, и они же оказались участниками той памятной ночи, когда самые влиятельные святые Ветхого Завета вошли в собеседование с Иисусом.

Очевидно, что Иисус брал этих троих в определённых случаях, когда нуждался в особой поддержке. Первый раз мы видим этих учеников на воскрешении дочери Иаира. Это было первое чудо воскрешения. И как всё первое бывает трудным, так и это. Да, потом были и воскрешённый сын вдовы из Наина, и Лазарь, но на первом сражении со смертью Иисус пожелал иметь поддержку Своих учеников.

В Гефсимании, за несколько часов до ареста, сознавая все предстоящие мучения, Иисус также просит провести с Ним это время Петра, Иакова и Иоанна. Но чем же знаменателен момент, связанный с событиями на горе Преображения? Какая духовная ситуация сложилась в предшествующие дни? И если Ему здесь требовалась поддержка, как и в тех двух случаях, то в чём?

Читая строки Писания, мы видим, что время, в которое совершилось всё, о чем мы рассуждаем, не было для Иисуса простым. Все три синоптических евангелиста — Матфей, Лука и Марк — непосредственно перед описанием событий Преображения располагают материал об исповедании Петра, когда он признаёт Иисуса Божьим Сыном и посланным Мессией. «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах!» — именно таким восклицанием отреагировал Иисус на долгожданное прозрение апостолов на Свою миссию (Мф. 16:17). Именно с этого знаменательного исповедания, как пишут евангелисты, Он «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк. 8:31).

Иисус словно дожидается этого признания от учеников, с этого момента начиная открывать им необходимость Своих будущих гонений, крестных мук и смерти. Говорить об этом ранее было бы неуместным, так как только сошедшее с небес откровение о мессианстве Иисуса открывало смысл предстоящих страданий. И очевидно, что время, когда Иисус «говорил о сём открыто» (Мк. 8:32), является непростым для Господа временем. То, что раньше лишь подразумевалось, лишь жило до сего момента в тайне Его сердца и озвучивалось только в сокровенном общении с Отцом, — теперь было обнародовано и вынесено во свет. И сами эти мысли, многократно озвучиваемые, как можно догадаться исходя из понимания человеческой природы Иисуса, были весьма тяжки для Него. Но теперь к этому прибавилась и возможность влиять на эти мысли со стороны тех, кто это слышал. И первая же стрела была незамедлительно пущена из уст апостола Петра, когда он, по-человечески сострадая Христу, стал для Него соблазном (см. Мф. 16:23). Можно только догадываться, на какие ещё ухищрения и уловки шёл дьявол, пытаясь угнетать Иисуса в это время манифестации предстоящей Голгофской жертвы. Тяжесть мыслей о смерти на этом начальном этапе, так же как и на финальном, в Гефсимании, могли явиться причиной Его нужды, во-первых, в усиленной молитве, а во-вторых, в поддержке со стороны этих трёх апостолов.

Итак, мы можем с большой долей вероятности предположить, что Иисус в те дни был тесним мыслями о смерти, о тех издевательствах, которые Ему предстояло испытать, о жестокости которых Он только догадывался, читая псалмы и писания пророков. Он нуждался в подкреплении от Своего Небесного Отца, в утешении с неба и в утешении с земли, в виде участия друзей.

Обстоятельства

Два евангелиста — Матфей и Марк — не открывают всех подробностей происшедшего, создавая ощущение того, что Иисус поднялся с апостолами на гору, незамедлительно преобразившись перед ними, при участии Моисея и Илии. Но благодаря Луке нам открывается более детальный взгляд на события, который позволяет увидеть происшедшее под несколько другим углом.

Лука сообщает о том, что апостолы «отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним» (Лк. 9:32). Вполне можно представить, что в начале у Иисуса была совместная молитва со своими учениками, пока у тех хватало сил продолжать молиться. Но как это случилось и в Гефсимании, дневная усталость стала сказываться на апостолах, и их постепенно клонило в сон. Иисус продолжает молиться один. Сколько? Очень трудно предположить. Возможно час, а возможно два или более. Он продолжает бороться до результата, ради которого Он и взошёл на эту гору. Он нуждается в поддержке, в утешении о предстоящих муках, в силах для дальнейшего служения. И он достигает всего этого!

Результат

Мне представляется, что всё происшедшее в результате этой молитвы было ответом Бога на нужду Иисуса. Читая этот текст в пору моего обращения, я всегда видел некое парадное шествие на гору, в ходе которого Иисус Сам запланировал преобразиться и показаться ученикам в Своём Божественном статусе. А Моисей и Илия только украшали своим присутствием миг преображения. Сейчас же, годы спустя, я смотрю на это иначе. Иисус, идя на гору, не планировал что-то кому-то показывать. Ему трудно, крест стал явным как никогда, и дьявольские стрелы, желающие отвратить от Голгофы, стали сыпаться в Его сторону одна за другой. Он нуждается в помощи Отца, нуждается в поддержке друзей. Глубокая ночь. Он молится, чувствуя поддержку Петра, Иоанна и Иакова. Но вот друзья засыпают один за другим. Иисус находится в борении и, возможно, как и в Гефсимании, старается молиться ещё усердней… До ответа от Отца… Пока не будет подано утешение с Неба…

И в какой-то момент этой борьбы является победа! И если в Гефсимании через поры Его кожи сочилась святая Кровь, то здесь, еще на первом шаге к Голгофе, каждая клеточка существа Иисуса просияла Его божественной природой! Палестинская ночь была разорвана этим ярким светом, потому что прежде ночь духовная была побеждена Его верой! Бог ответил Своему Сыну так, как Тот этого заслуживал. И два самых ярких праведника Ветхого Завета предстали Ему. Моисей – лучший из вождей и законодателей, и Илия — лучший из пророков. Обратите внимание на предмет разговора, концовку которого захватили пробудившиеся апостолы. Как сказано в Евангелии, «явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31) Именно этот тяжелый и кровавый исход с полной чашей скорбей за грехи человечества и был предметом Его молитвы. И мог ли Небесный Отец утешить Своего Сына лучше, чем послав Ему лучших из Своих слуг, чтобы они, явившись, укрепили Его, указывая Ему не только на предстоящие страдания, но и на последующую за ними славу. И сами они, некогда претерпевшие многие страдания и поругания от народа, предстоя пред Ним в ослепительной славе Небес, теперь являлись живым свидетельством победы Божьей верности в жизни тех, кто послушен Ему!

Вывод

Как часто мы, дорогие братья и сестры, подобно апостолам, сдаемся в наших искушениях и тревогах, не дожидаясь Божественного утешения и избавления! Достижение таких побед лежит в тех областях, за которыми уже не может простираться немощь нашей плоти, а только веление и влечение Духа. Многих чудесных ответов и утешений небесных мы не дождались, просто «проспав». Мы слишком рано сворачиваем нашу борьбу, делая поспешное заключение, что «на сегодня хватит»! У нас всегда есть на то оправдание: груз дневных забот, физическое утомление, немощи и болезни плоти. Потому так много поражений, падений и разочарований в нашей христианской жизни.

Так много «заменителей» Божьей поддержки приняли мы от мира. Развлекательные передачи отвлекают от печальных мыслей, околохристианская болтовня с друзьями подменяет усиленную молитву, а возможность забыться в отдыхе увела нас от подлинно Божьих побед. Такое ощущение, что мирской принцип «ляг, поспи, и все пройдет» на полном серьезе принят сегодня воинами Христовыми на вооружение. Но не так учит нас Божье Слово. А оно, как и две тысячи лет назад, продолжает утверждать прямо обратное: «Не ложись, не спи! Бодрствуй и молись, чтобы не впасть во искушение, и тогда увидишь Божью славу!». Так было у Иисуса на всей дистанции от горы Преображения до Голгофы, так будет и у нас, если не хотим услышать, как некогда услышали ученики: «Вы всё еще спите и почиваете?… Вот приблизился предающий!»

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано

Читайте также