Почему возникает духовное выгорание и что с ним делать

Pierre-Yves Burgi / Unsplash

Несколько лет назад я услышал признание одного успешного Божьего служителя: «Чем дальше я иду за Господом, тем глубже понимаю одну простую вещь — как я отчаянно нуждаюсь в искуплении Иисуса Христа!»

Погрузившись в церковную активность, мы можем упустить из виду эту важную истину. В активном водовороте служений есть риск потерять из фокуса самого Мессию и не заметить, как уже опираешься на ресурсы своего человеческого потенциала. Как правило, именно на этом этапе начинается «духовное выгорание». Каковы же его признаки?

Первый признак — потеря живого интереса к Священному Писанию и личности Иисуса Христа

Когда я испытываю внутри себя подобный симптом, самое время серьёзно этим обеспокоиться. В таком состоянии Библия из богодухновенного Слова превращается в богословский документ. Человек продолжает читать и исследовать Писание, но главным образом — для того, чтобы подготовить проповедь или тему для обсуждения в малой группе. Время, проведённое над страницами Библии, становится вынужденной необходимостью, а не потребностью. Моё служение обязывает меня быть в форме, и мне придётся скорее имитировать духовную жизнь, чем жить ею.

Такое состояние иссушает сердце и угнетает дух. Человек скатывается на уровень морали. Проповеди рождаются всё чаще в плоскости этики и нравственности. Церковная активность, добродетель и христианское поведение — сферы, которые медленно, но верно прячут от меня подлинный источник — моего Господа Иисуса Христа. Внешняя религиозная жизнь заменяет духовную. В таком состоянии я перестаю видеть, что прежде всех моих трудов и успехов в служении Господу важен я сам!

Второй признак — апатия, усталость и равнодушие к людям

Или наоборот, все вокруг начинают раздражать. Каждый служитель периодически проходит подобные пустыни. Всё вокруг кажется слишком испорченным и безнадежным. Игра не стоит свеч. Куда ни посмотришь — везде отступление, лицемерие, измена. Укрыться бы в одинокой келье монаха или запереться в глухом чулане. Никого не видеть и не слышать. Иногда так хочется найти кнопку, которая отключила бы все твои мысли. Сесть в свою «коробочку» и ни о чём не думать. А иной раз, наоборот, хочется взять бич побольше да покрепче и, как Иисус когда-то во дворе храма, навести кругом порядок.

Почему наступает духовное выгорание?

Причины такого состояния могут быть разными, но наиболее частые — фокус на себе, ослабление доверия к Богу, пренебрежение тихим временем с Ним, чрезмерная обеспокоенность земной жизнью и комфортом, суета.

Ещё одна причина такого состояния души может быть в её неверном наполнении. Один человек как-то поделился своими наблюдениями: «Мы видим в других лишь то, чем наполнены сами». Такой вывод находит подтверждение и в Писании: «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2:1). То, что волнует меня и заполняет все мои мысли, словно по команде невидимого регента, вдруг появляется в поле моего зрения и овладевает вниманием. Об этом говорят и учёные, исследователи человеческого мозга. Так работает в нас та часть мозга, которая называется ретикулярной формацией. Этот отдел мозга с колоссальной скоростью сортирует невероятные объёмы поступающей к нам информации и пропускает в область сознания лишь то, что соответствует нашим интересам.

И наконец, в интенсивном ритме современной жизни даже у зрелого и опытного христианина может «сбиться дыхание». Служителю нашего времени приходится сталкиваться с проблемами, с которыми далеко не всегда могли встречаться евангельские труженики прошлых поколений. Перед пасторами и лидерами в церквях сегодня встают вопросы, которые лет 15–20 назад даже не приходили в голову. И на эти вопросы, хотим мы или нет, придётся давать ответы. Например, бурно развивающиеся технологии и интернет плотно входят в жизнь людей. Это, в свою очередь, формирует совершенно новый тип мышления и новые привычки у народа, которых раньше не могло и быть. Душепопечительская беседа с пастором всё чаще находит альтернативу в виде самостоятельного просмотра в интернете различных бесед и проповедей, иногда очень сомнительного содержания. Вольнодумство в церквях, шаткость христианских браков, открытое несогласие и расколы в среде Божьего народа делают путь служителя сегодня особо тернистым. Неудивительно, что на такой дороге Божий человек может ослабеть или даже упасть.

Как преодолеть духовную пустыню

Все эти наши внутренние волнения указывают на утрату духовного равновесия и кризис надежды. Святой Дух через пророка Исаию говорит: «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся» (Ис. 40:30,31). Я за всю жизнь ещё ни разу не встречал человека, который не испытал бы утомление в служении. Но в надежде на Господа — наша сила. Бог говорит, что тот, кто надеется на Него, даже если упал — встанет. Господь силён обновить его. И это не фигура речи, а реальная библейская истина, которая безотказно работает в жизни тех, кто в это верит.

Благословенный Божий служитель прошлого столетия Фриц Бергер, автор книги «Об изобилующей благодати Божьей в моей жизни», писал: «Если бы я имел возможность, уходя с этой земли, увещевать весь христианский мир, то сказал бы всего лишь три слова: „Надейтесь на Господа!“»

Возлюбленные Господом братья и сёстры! Мы слабеем и падаем лишь потому, что боимся предоставить Христу абсолютное господство в своей жизни. Да поможет нам Бог, чтобы мы с детской верой и безграничной надеждой ухватились за нашего Иисуса. И увидели в Нём не только своего Спасителя, но главным образом — своего Господа. Господь — это тот, кто главный! Кто имеет безграничную власть в твоей и моей жизни. Кто ведёт нас тем путём, которым мы должны пройти.

Однажды Иисус сказал: «…Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Из этих слов следует, что верующий не может без Христа совершать богоугодное дело. Примечательно то, что эти слова принадлежат не нам, а Христу. Он, в отличие от человека, в полной мере осознаёт данную проблему. Иисус в совершенстве осведомлён об уязвимости нашей природы, о её неспособности к истинному богоугодному подвижничеству. Потому Он и спешит открыть нам тайну плодоносной жизни, используя образ единения Лозы и ветвей, Искупителя и искупленной Им души (Ин. 15:1–5).

Дух Святой всегда ведёт верующего к Спасителю. «Когда же придёт Утешитель…, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Подобно проводнику, Святой Дух из любого текста Писания способен вывести меня к Господу Иисусу Христу. Когда в фокусе Мессия, тогда удивительным образом загорается сердце. Ученики, пришедшие с Христом в Эммаус, впоследствии вспоминали: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лук. 24:32) Огонёк жизни, радость, искренняя вовлечённость, желание делиться этим светом с другими — вот что происходит, когда Бог начинает с нами разговаривать через Своё Слово и изъяснять нам Его. Священное Писание — не цель, а средство, связывающее меня с моим Источником, с моим дорогим Господом и Спасителем.

Дух Святой в Своей неустанной работе стремится по максимуму привязать нас к нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу. Когда Иисус Христос — мой Господь, тогда я успокоен надеждой на Него. Я твёрдо знаю, что ключи всех ситуаций, даже самых сложных и по-человечески безвыходных, в руках моего Господа. «…Всевышнего избрал ты прибежищем твоим» (Пс. 90:9). Меня не пугает неизвестность, ибо уповаю — впереди меня идёт мой Господь.

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: