Вскоре после того, как Иисус с помощью кнута очистил площадь перед Храмом, Он рассказал притчу о землевладельце, который посадил виноградник и оставил его на попечении работников-арендаторов (виноградарей). Когда пришел урожай, хозяин отправил группу слуг в виноградник, чтобы собрать плоды. Вместо того, чтобы передать урожай, виноградари решили избить и убить слуг, и когда хозяин отправил вторую группу слуг, и с ними поступили так же. Наконец, хозяин послал своего сына, которого виноградари убили из-за наследства.
Возможно, мы слишком привыкли к притчам, чтобы понять, насколько абсурдна эта история. Это безумие, что хозяин дома отправил своего сына после того, что произошло с двумя группами слуг. Еще более странно, что виноградари могли быть настолько глупы, чтобы убить сына богатого человека с большим количеством ресурсов. Ведь если хозяин дома был достаточно богат, чтобы иметь столько слуг, лучше не сомневаться, что он достаточно богат, чтобы нанять вооруженную стражу, которая бы решила вопрос с небольшой группой жестоких мятежников.
Но вот в чем дело: виноградари в этой притче убили сына не потому, что они не знали, кем он был. Они ненавидели его, потому что он бросил вызов тому, что они считали своей собственностью на поле (От Матфея 21:38).
К этому моменту в жизни Иисуса религиозные лидеры убедили себя в том, что Иисус опасен и его нужно убить. Рассказывая эту историю, Иисус открывает завесу их сердец и показывает, что, как и в случае с виноградарями, они отвергли Его не из-за неведения, но умышленно.
В Послании Римлянам Павел говорит, что многое из нашего поведения можно объяснить только эмоциональным и духовным подавлением — в основе всего, что мы подавляем больше всего, находится фундаментальная ненависть к самому Богу. Чем ближе Бог доходит к «нашему полю», тем сильнее мы реагируем внутренним духом территориального гнева.
В Послании к Римлянам 8:7 говорится, что наше греховное сердце имеет внутреннюю враждебность по отношению к Богу: «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Наш естественный ум не может подчиниться Богу. Он обладает глубокой враждебностью к Божьей власти и славе. Но есть выход. Когда мы раскаиваемся, мы признаем и исповедуем нашу враждебность, умоляя Бога изменить ее.
Кстати, именно так вы понимаете, что Святой Дух открывает вам глаза. Требуется присутствие Святого Духа, чтобы увидеть, что грех — это не просто нарушение правил, а полное отношение неприязни и неприятия требования Христа касательно вашей жизни. Знаком работы Святого Духа в вас будет то, что вы лично ощущаете грех между собой и Богом. Это не просто разочарование в том, что вы что-то сделали не так; это не просто чувство стыда из-за того, что вы не соблюдали правила. Грех разбивает сердце Бога, и когда Дух Божий находится в вас, грех также сильно огорчает и ваше сердце.
Когда знаменитого атеиста Ричарда Докинза спросили: «Существует ли что-то, что Бог мог бы сделать, чтобы вы поверили в Него?» Он ответил: «Нет. Если бы Сам Бог появился в комнате, я бы хотел узнать, какое есть психологическое или природное объяснение тому, что здесь происходит». С таким заявлением он перешел от атеизма к анти-теизму — отказу даже рассматривать доказательства. Павел сказал бы, что такой отказ исходит из ненависти к Богу.
Олдос Хаксли, философ и автор антиутопии «О дивный новый мир» (а также парень, который придумал термин «агностик»), сказал:
То, что отделяет Хаксли от большинства агностиков, — это его откровенность. Сегодня для многих людей причиной их неверия не является отсутствие доказательств. Проблема находится глубоко в сердце.
Иисус учил не только в этой притче, но и на протяжении всего Своего служения, что, если ваше сердце находится в правильном положении, тогда истина о Нем будет очевидна. Те же, кто предпочитает не верить, должны задать себе вопрос, действительно ли их неверие так уж интеллектуально, как они утверждают.