Можно было услышать, как упала булавка. Молитвенное молчание нашей церкви стало ещё глубже, когда я вознёс благодарность за одну чиновницу и её роль в поддержании безмятежной жизни церкви. Тогда я попросил Бога, чтобы она смогла прийти к вере, если ещё не познала Христа. Ещё я молился, чтобы она помнила, что в последний день ей предстоит давать отчёт не перед конституцией и законами страны, а перед законом Божьим.
После богослужения ко мне подошли несколько человек и приглушённым голосом сказали, что та чиновница была точно не спасённой. Оказывается, она открыто вела греховный образ жизни. Насколько я понял, по крайней мере одна семья, посещавшая церковь, перестала приходить к нам, потому что уверены, что я серьёзно согрешил, даже подумав, что она может быть спасена.
Публично молиться за власти бывает трудно. Помню, как в одно воскресенье я благодарил Бога за нашего нового мэра. Сказав «аминь», я поднял глаза и увидел, что её бывший противник только что занял место на соседней скамье.
У каждой публичной молитвы есть три аудитории: Бог, мы сами (Пс. 41:12) и наши слушатели — спасённые и неспасённые (Пс. 21:24), включая политических лидеров (Пс. 2:10, Пс. 81).
Тем не менее, почти каждое воскресенье в пасторской молитве я молюсь за самых разных политических деятелей всех уровней и ветвей власти. Из-за того, что такие молитвы чреваты возможностью оскорбить кого-нибудь, и из-за того, что я замечаю у себя искушения играть в пророка или быть слишком политизированным, я часто задаюсь вопросом: зачем утруждать себя публичной молитвой за власти? Есть столько причин не делать этого. Но они недостаточные. Почему? Проще говоря, потому что так велит Бог:
И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу, ибо при благосостоянии его и вам будет мир.
Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, ходатайства, благодарения за всех людей, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную, во всяком благочестии и чистоте…
Как Новый Завет (1 Пет. 2:11), так и Ветхий (1 Пар. 29:15, ср. Евр. 11:16) учат, что верующие — это странники и пришельцы на земле, выходцы из небесного Иерусалима. Мы должны молиться «о благосостоянии города», в котором мы находимся. Наше временное благополучие — и в некоторой степени наш духовный покой — зависят от политического и экономического порядка, в котором мы живём.
Безмятежная жизнь церкви
Апостол Павел не только повелел Тимофею молиться за политических лидеров, но и объяснил ему, зачем это делать: «Чтобы проводить нам жизнь тихую и безмятежную». Нам заповедано молиться о мирных условиях, которые позволят церкви собираться публично, а каждому христианину жить, не скрываясь, как последователю Иисуса. Эти условия создают то, что я отношу к «безмятежной жизни церкви».
Эта безмятежность может наступать в самые разные исторические и политические периоды. Её легко заметить в условиях, когда правительства признают религиозную свободу, но мы также должны молиться за неё — усиленно молиться за неё — в тех местах, где власти этого не делают и арестовывают христиан за веру. Молитва христиан за такую безмятежность не означает их посвящение себя каким-то политическим силам, партиям или кандидатам. Об этом нужно просто молиться.
Далее, мы должны «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей, за царей и за всех начальствующих». В прошениях, ходатайстве и благодарении мы видим важность для общего блага. Мы хотим молиться так, чтобы, если бы политик (или его оппонент) услышал нас, то осознал бы, какую пользу это приносит для всех (Еккл. 10:20). Мы видим общее благополучие в том числе и в том, как Бог использует земные власти нам на благо.
Поэтому апостол Павел смог похвалить царя Агриппу, знающего «все обычаи и спорные мнения иудеев» (Деян. 26:3). Мы также можем предположить, что у Павла была причина благодарить даже Нерона. Послужной список императора включал в себя матереубийство, инцест, однополый брак с хирургически переделанного в «женщину» Спорусом, манию величия, обесценивание валюты и даже претензия на свою божественность. Он также был неудачным эстрадным и спортивным деятелем. Нерон прямо или косвенно был ответственен за мученичество Павла. И всё же Павел поручил Тимофею благодарить даже за Нерона.
Верующие никогда не должны благодарить Бога за злодеяния. Скорее, нам нужно благодарить за Его благие планы, как Он контролирует и сдерживает грех в этом мире. Павел мог бы возблагодарить Бога, например, за то, что Нерон украсил Рим, ввёл нормы пожарной безопасности для зданий в столице, за поддержание мира в Риме, за благословение римского гражданства (см. Деяния 25:25) и за интернационализацию Империи, позволившую распространять Евангелие по всему миру (см. Кол. 1:6). И Пётр (1 Пет. 2:13-14), и Павел повелевают нам искать причины благодарить за всех политических лидеров.
Политическое благоразумие в молитве
В Ветхом Завете народ Божий был создан для жизни под системой правления, руководимой Словом Божьим, и в определённых географических границах. Народ Израиля не мог бы полностью исполнять закон за пределами Земли обетованной (Пс. 104:44-45). Однако устройство новозаветной церкви рассчитано для жизни при всех формах правления. Церковь может собираться и поклоняться почти при всех уровнях религиозной свободы.
Таким образом, при составлении пасторской молитвы за политических лидеров необходимо учитывать текущие политические условия. Безмятежная жизнь церкви в нашей стране позволяет мне молиться о спасении и обращении политиков, а также о реформе судебной системы и правоохранительных органов. Она позволяет мне ходатайствовать за всенародное пробуждение и за то, чтобы христиане голосовали в соответствии с библейскими принципами. Я могу благодарить за политиков, выступающих против абортов, за тех, кто поддерживает иудео-христианскую мораль, и за политиков, свидетельствующих о рождении свыше.
Эти свободы воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Они открыты не для всех христиан. В тех регионах мира, где безмятежность церкви более хрупка или вообще отсутствует, пасторам приходится осторожнее подходить к публичной молитве за власть имущих. Например, мы не знаем конкретных прошений, которые Ездра и его современники использовали, чтобы выполнить повеление царя Дария молиться «о жизни царя и сыновей его» (Ездра 6:10). Но скорее всего, царю или его информаторам содержание тех молитв не казалось угрожающим или политически дестабилизирующим.
Это не значит, что публичная молитва должна быть пропитана рабским страхом перед государством или одобрять такое правительство, которое бы ставило себя выше Христа или мешало распространению или ясности Евангелия, как это могут делать политические силы в некоторых странах.
Тем не менее, «такова воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2:15). Верующие должны публично творить добро, чтобы свергать ложные и негативные стереотипы о себе.
Практические рекомендации
Если ваша церковь ещё никогда не молилась за власти, то, наверно, лучше сначала обучить своих людей этой практике перед тем, как начать. В церквях, где я служил, бывало достаточно краткого слова из 2-й главы Первого послания Тимофею перед вашей первой молитвой. Включите хотя бы один этот отрывок в свою молитву: «Господь, Ты говоришь нам в Своём слове ходатайствовать за царей и всех, занимающих высокое положение, чтобы нам вести тихую и безмятежную жизнь. Поэтому мы молимся за мэра Джонса…»
В нашей стране есть административная система, состоящая из нескольких уровней: муниципального, районного, регионального и федерального. Лично я рассматриваю также избирателей как власть и перед выборами молюсь за них всех. На каждом уровне правительства есть как избираемые, так и неизбираемые чиновники, и обычно я молюсь за выборных должностных лиц по имени, а за остальных — по должности. Это позволяет мне молиться за учителей, силовиков, военных с их капелланами, госслужащих и судей. Может быть, вы сочтёте полезным составить себе список всех избираемых должностных лиц, за которых голосовали члены вашей церкви, и каждое воскресенье молиться за одного из них по очереди.
Молитва за власть может принести много блага вашей церкви. Прежде всего, она демонстрирует послушание Богу.
Она делает нас внимательными к тому, как Бог использует этих мужчин и женщин для Своих благих и мудрых целей.
Она позволяет пасторам проявлять заботу об общем благополучии церкви и государственных чиновников.
Она позволяет пасторам напоминать прихожанам об их гражданских обязанностях.
Она показывает людям пример, как молиться на сложные темы, что полезно как для семейного богослужения, так и для публичных молитвенных собраний.
Наконец, она предлагает вам прекрасный мост для благовестия при случае, если вы когда-нибудь встретитесь с теми, за кого вы молились. Вы можете рассказать им, сколько раз ваша община благодарила и ходатайствовала за них перед престолом Божьим. Как напоминает нам Павел, Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), и это относилось даже к Нерону.
Шейн Уокер — пастор Первой баптистской церкви города Уотертаун, штат Висконсин, США.