Можно ли христианам обращаться к психотерапевтам и принимать таблетки, которые прописали?

Это очень обширный вопрос. Для ответа на него потребуется, прежде всего, внести ясность в некоторые понятия. В языке существует несколько сложных слов, имеющих в своём корне часть «психо». Это психология, психотерапия, психиатрия. Постараюсь дать простой ответ, не вдаваясь в подробности.

Чем различаются психонауки

Психология представляет собой семейство теорий личности, которые разрабатывались разными авторами на протяжении некоторого времени. Одни теории объясняли поведение человека так, другие — иначе. Каждая из этих теорий имела свои предпосылки, аксиомы и взгляды на душу человека, а также свою наблюдательную, аналитическую и предписательную части. Подчас авторы этих теорий расходились во мнениях друг с другом очень радикально. Одни видели источник поведения человека в бессознательном, другие — в ошибках мышления, а третьи — в понимании роли индивида в обществе. Следовательно, говорить о психологии, как о чём-то однородном и цельном, вряд ли получится. Сегодня обученные психологи должны быть в курсе всего наследия в этой сфере и комбинировать в своей практике разные подходы, взяв у одного вида психологии одно, а у другого — другое. Задача психолога сводится к консультации, в ходе которой человеку показывают причины его поведения, о которых он, может, и не догадывался, и даются установки для преодоления проблем поведения. Или же при помощи вопросов клиента подводят к самостоятельному поиску решения для своей ситуации.

А теперь о психиатрии. Она уже является частью традиционной медицины. В её фокусе находится идея о человеке, который является биологическим существом и может наследовать некоторые проблемы от прошлых поколений. Центральная нервная система может иметь разные проблемы в силу различных факторов. Одни, как, например, длительный стресс, могут быть внешними. Другие, как, например, химический или гормональный дисбаланс, являются внутренними. Также считается, что в процессе жизнедеятельности организма могут вырабатываться или не вырабатываться некоторые вещества, избыток или недостаток которых может вызывать проблемы в восприятии, памяти, мышлении, работе органов чувств, эмоций и прочего. Психиатрия предполагает медикаментозное лечение разных расстройств личности. Часто это сводится к компенсации чего-то недостающего в человеке и выражается в снятии симптомов расстройств и поддержании его самочувствия.

Психотерапия же находится между психологией и психиатрией. Она представляют собой семейство по большей части немедикаментозных методов лечения и компенсации человека. Их множество. Сюда относятся расслабляющие практики, рисование и другое творчество, общение со специалистом лично и в группах, лечение через соприкосновение с животными, например лошадями, смехотерапия и танцы. В общем, много разных, сотни. Некоторые из них интересны с точки зрения христианина, например логотерапия, другие — наивны. Важно помнить, что в психотерапии роль лекарств минимальна. И психологи, и психиатры пользуют психотерапевтическими методами. Карл Юнг, в частности, относил любую религию к форме психотерапии.

Как же христианам относиться к психонаукам?

Ответ на это вопрос не так прост, как кажется. С одной стороны, нужно держать в уме тот факт, что исторически наука стала покидать лоно Церкви и вбирать в себя множество светских ценностей. В них роль Создателя в жизни не рассматривается как главное, и, как правило, отрицаются понятия греха и искупления. Верить не помешает, но кому во что — пусть решает каждый. Всё это, как вы знаете, радикально расходится с библейским взглядом на жизнь человека. Это внушает скептицизм верующему (и не только верующему) человеку относительно безоговорочного принятия всего наследия психонаук. Даже психиатры скажут вам, что были в этой науке и тёмные времена, такие, что инквизиция «нервно покуривает в сторонке», завидуя изощрённости способов «лечения» психиатрами.

С другой стороны, следует знать, что подлинно научный подход изучает созданный Богом мир и открывает заложенные Им в мироздании законы. Многие из них могут быть использованы на служение людям во благо. И в нашей теме учёные, объективно исследовавшие поведение человека, не могли не обнаружить того, что Бог сказал о человеке в Своём Слове. Ведь Господь говорит истину о всём. Но иногда исследователи поведения человека также могут увидеть истину — правда, не всю, а фрагменты. И тому немало примеров, о которых не получится развёрнуто поговорить в этой статье. В связи с этим некоторые сведения этих наук можно принять и возрождённым верующим. И, конечно, медицину в первую очередь. Это внушает верующему оптимизм в отношении психонаук.

Таким образом, получается, что отношение верующих к психонаукам предполагает определённую разборчивость, различение и принятие того, что соответствует истине и здравому смыслу. Скажете: «Легко сказать! А как разобраться?» Да, непросто! Кое в чём придется разобраться, почитать, поспрашивать. С моей точки зрения, отношение к психонаукам должно находиться в постоянном активном учёте двух часто конкурирующих мыслей. Первая звучит так: «Не впадайте в руки врачей и прочих лицензированных специалистов, у которых в кабинете на стене висит диплом или сертификат об успешном прохождении курса». А вторая: «Не все проблемы нужно объяснять духовно — грехами или атакой бесов. Тут лечиться надо». Вторую можно варьировать и так: «Консультация с специалистом в определённой области не помешает». Вторая бывает наиболее близка верующим, потому что многие из нас считают, что обращаться к кому-то, а не к Богу, — это предательство веры. Из-за этого многие рабы Божьи предстали перед Ним раньше времени, потому что были небрежны со своим здоровьем.

Здесь многое зависит от того, о какой, собственно, проблеме идёт речь. Кто что прописывает? Кто что советует? Кто что практикует? Здесь слова Павла «Всё, что продаётся на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1 Кор. 10:25) могут не подойти.

  • И вот тогда первый совет: узнайте о проблеме больше, проконсультируйтесь у разных специалистов. Если они все сходятся во мнении, то, скорее всего, так оно и есть.
  • Второй совет таков: если психиатр прописывает лечение, просите его разъяснить, как оно работает. Читайте о фармакологическом действии лекарств. В случае острых психозов советы психиатров обязательны к учёту. Но желательно поконсультироваться и у других специалистов области.

На вопрос, что делать, молиться или лечиться, порой нужно отвечать: «Сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано

Читайте также