На городском молодёжном общении в Волгограде был задан такой вопрос из зала. На него ответил епископ Виталий Сергеевич Мороз.
Вера не появляется по умолчанию и не покидает человека неожиданно. Вера, как и неверие, является результатом выбора человека. Апостол Павел говорит о том, что вера связана самым прямым образом со Словом Божьим: «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Римлянам 10:17). Вера не может уходить, пропадать или теряться, если вы держите Слово Божие у своих уст, то есть читаете его. Вера не может теряться, если вы принимаете волевое решение быть покорными Богу. Кстати, одна из форм покорности для несовершеннолетних людей — это покорность своим родителям. Бог предусмотрел этот механизм, чтобы человек, который начинает следовать за Ним с подросткового или молодёжного возраста, мог покоряться своим родителям.
Если говорить о неверии, то сомнение — это мало концентрированное неверие. Но я скажу, что сомнения бывают, наверное у каждого человека, по крайней мере, у думающих. Но когда мы не убиваем сомнения Божьей истиной, а наоборот взращиваем их, тогда сомнения обязательно трансформируется в неверие. И неверие обязательно сначала будет конкурировать с верой, а потом сделает вас неверующим человеком.
Как не потерять живую веру? Первое — это погружаться в Божье Слово. Второе — это быть послушным Богу. В деталях и мелочах делать буквально всё то, чего Бог ожидает. Третье — это духовные дисциплины. Знаете, иногда у нас возникает такое обостренное отношение к ним, когда есть какая-нибудь проблема. Например, ты в этом году поступаешь учиться и понимаешь, что тебе нужна Божья помощь, потому что с подготовкой к ЕГЭ такая грустная история, что если Бог не поможет, то всё пропало. И ты начинаешь обращаться: «Господи, помилуй, мне нужна помощь!» Но это спекулятивный способ отношения к духовным дисциплинам. Почему? Потому что Слово Божье говорит, что Бога нужно искать не тогда, когда у тебя проблемы, а тогда, когда у тебя большая любовь к Нему. Поститься нужно не тогда, когда тебе нужно сделать выбор, а тогда, когда ты хочешь быть ближе к Богу. И в Слово Божье погружаться нужно не тогда, когда ты согрешил, а тогда, когда ты хочешь не согрешить.
Для погружения в Божье Слово я советую вам всё-таки уходить от гаджетов. Потому что гаджет — штука, которая колоссально ворует время. И пока ты доберёшься в нём до Библии своим натренированным большим пальцем, ты пролистаешь там сначала все свои контакты, потом все свои сети потом сто пятьдесят три раза лайкнешь кому надо и кому не надо, потом откроешь Слово, но тебе позвонят, тебе лайкнут, — и вот ты уже сидишь и не можешь понять, что это у тебя за такое время. Я не говорю, что это грех или это плохо. Я говорю о том, что, если ты хочешь быть сфокусированным, не бойся выглядеть чудным или старомодным, но в тихое своё время бери свою Библию, бери карандаш, бери тетрадь для записей и размышляй о том, что Божье. Я делаю так уже не один десяток лет и уверяю вас, что нет ничего лучше. Особенно тогда, когда это является твоей духовной практикой, то есть когда ты сам себя не убеждаешь и не заставляешь.
Знаете, бывает проблема: «А что, если мне не хочется читать Библию?» Часто приходят с такими вопросами. Знаете, у меня есть дочка, которой почти два года. Как иногда нужно себя вести, чтобы она покушала, когда она не хочет есть, или ей что-то не нравится? Вот иногда но младенчество человека проявляется в том, что он говорит: «А я не хочу читать Библию», или: «Мне это неинтересно»... Ну, в таком случае у тебя никогда не будет крепкой веры. В таком случае ты никогда не услышишь голос Божий. Почему? Бог говорит через Писание. Вы удивитесь, но Дух Святой действует согласно Писанию. Поэтому, если ты хочешь быть близок к Богу и всерьёз думаешь, как посвятить свою жизнь Богу, то Слово Божье — это источник глубины твоей веры.