
Благодарность Богу за то, что все мы принадлежим к миссионерскому братству. Исторически благословение для нас заключается в том, что само зарождение церкви евангельских христиан-баптистов стало возможным после того, как наш регион стали посещать книгоноши. Несомненно, одним из самых известных являлся Яков Деляков — ассириец по национальности. Поэтому его иногда называют «миссионером из Ирана», который трудился в Российской Империи. С помощью одного брата Деляков купил себе лошадь и фургон для работы и благовестия и путешествовал по городам и деревням, продавая товары и проповедуя, до 1867 года.
Из его жизнеописания можно встретить упоминание о служении благовестия и в наших местах:
«После этого Яков Делякович Деляков приехал на Волгу в Дубовку, где и образовалась евангельская община „детокрещенцев“. Одной из первых последовательниц этой общины была вдова Жидкова с двумя детьми. Проповедник также посетил ряд городов и местечек вдоль Волги и Ахтубы (в том числе Саратов, Царицын, село Пришиб), где также из молокан образовались общины евангельского направления. Яков Делякович, который был до сих пор холостяком, решил жениться на вдове Жидковой, которая оказалась достойной его спутницей жизни. Их брак был заключён около 1875 года, причём Яков Деляков поставил условие своей жене, что он по роду деятельности будет часто находиться в поездках. У этой четы родился один сын, названный по примеру патриарха Иакова Иосифом. Когда Иосиф подрос, отец отдал его в немецкую школу, и он был некоторое время на воспитании у меннонитов».
Интересно вспомнить, что и уверование «первого русского баптиста» Никиты Исаевича Воронина и крещение 3 сентября 1876 года в реке Кура (Тбилиси) стало возможным через труд и благовестие Якова Делякова.
Конечно, есть много и других имён и судеб посвящённых Богу людей, в том числе уже в новейшей истории, — имена братьев и сестёр нашего братства, которых мы хорошо помним. Каждого из них Господь Бог использовал для созидания церкви, Его Царства. Возможно, иногда мы это недооцениваем, но евангельская церковь в Нижнем Поволжье имеет а) глубокие исторические корни, б) миссионерскую «генетику» и в) духовный образ и традицию устройства общины.
Очень хочется, чтобы мы осознавали, что будущее начинается не завтра — оно уже началось сегодня утром, когда мы проснулись и встали, чтобы прожить ещё один день. Это время, когда служение и усилия каждого из нас также являются вкладом в созидание будущего церкви евангельских христиан-баптистов нашего региона. Хочу сегодня вместе с вами молиться: «Господи, помоги нам не упустить ни одну из возможностей для развития!»
Я бы хотел подчеркнуть три главные причины, почему так важно сохранить «миссиологическую» идентичность наших церквей, как в отдельности, так и для всего братства. Почему сегодня нам не просто нужно думать о миссии или даже соглашаться с тем, что она важна, — но нужно участвовать в миссии Бога, которую Он сегодня делает. Принимаешь ли ты это приглашение от самого Иисуса Христа?
Первая причина для развития миссиологии — стратегическая
А) Очевидно, если мы заинтересованы в том, чтобы традиция баптистских церквей в нашем регионе развивалась, нам сегодня нужно целенаправленно заниматься организацией новых церквей и групп. Особенно там, где на карте области есть «белые пятна», но не только там. Для нас это должно быть не просто занятием в «свободное» время. По сути это главнейшая ответственность церквей — воспроизводить новые церкви.
Эта стратегия должна фокусировать нас на конкретных целях: где, когда и какие церкви мы хотели бы созидать? Каждый пресвитер, как служитель поместной церкви, должен быть более всего обеспокоен вопросом: как церковь, в которой Бог поместил меня как Своего служителя, участвует в миссии Бога, проповедуя и созидая новые общины?
Б) История показывает, что если поместная церковь теряет из виду эту задачу, то, скорее всего, в течение ближайших ста лет она будет поставлена на грань выживания, какого бы значительного размера она не была сейчас. Пример нашего региона: три крупные церкви начала XX века — Дубовка, Ленинск (в то время село Пришиб) и село Заплавное — все вместе имели больше 1500 членов церкви. Сегодня же они представляют собой маленькие общины с общей численностью менее 50 членов. Почему это так? Потому что в какой-то момент церковь оставила свой внешний курс по достижению грешников и стала заниматься сохранением себя и «самовыживанием». Благовестие и основание новых церквей перестали быть в приоритете.
Давайте остановимся и посмотрим на себя сегодня: что изменилось за последние сто лет? Ведь парадокс в том, что для собственного выживания как раз и необходимо активно заниматься основанием новых церквей.
В) Сегодня в Ленинск, Заплавное и Дубовку мы мобилизуем команды служителей (миссионеров), которые совершают труд и по силам участвуют в служении. Благодарность Богу за каждого из них и за их посвященность. Это добрый пример для церквей!
Однако, если мы думаем о завтрашнем дне, чтобы эта работа могла продолжаться, мы должны больше людей мотивировать и больше посылать на миссионерское обучение. В наших церквях есть братья и сёстры с даром и предназначением евангелистов, благовестников, миссионеров. Писание говорит: «Одних Он [Христос] поставил евангелистами…» (Еф. 4:11). Для чего? Какая у этого цель? Ответ Божьего Слова: «К совершенствованию святых на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). Оказывается, что Христос поставил служителей церкви, чтобы ученики Христа в каждой общине могли возрастать и реализовывать потенциал, заложенный Богом, получая поддержку служителей. Прийти к этому пониманию важно для формирования миссионального мировоззрения всякой церкви.
Миссионерская школа — это эффективный инструмент для развития служения миссии в нашем регионе. Она принимает тех, кого мы посылаем на обучение. Будущих евангелистов наших церквей, которые будут вдохновлены, научены и направлены на служение для созидания новых церквей. В этом наша ответственность, как служителей.
Вторая причина для развития миссиологии — преображающая сила Евангелия
Христос называет Своих учеников светом и солью (см. 5 главу от Матфея). Мы имеем отличие от окружающего мира не просто по внешним признакам или формам, но по внутреннему состоянию: по свету, который есть Христос внутри нас, и по силе Святого Духа, которая пребывает в нас по обетованию Христа. «Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца» (Ин. 15:26). Пребывая во Христе и руководствуясь Святым Духом, мы можем творить дела праведности, живя в абсолютно неправедном мире. Эти состояния и делают нас не просто отличными от других, но «светящими» и «осоляющими» наше окружение.
Когда мы знаем Истину, пребываем в Ней и являемся свидетелями о Господе, нам есть что сказать этому миру, указывая на жертву Христа. Заниматься миссией в этом ключе — означает влиять на современное окружение тем, как мы знаем Христа и стараемся жить в соответствии с Его волей. Мы практикуем истину, а не философствуем о ней!
Ведь миссионер, евангелист или благовестник не от себя говорит и не себя представляет. Он говорит о Христе и Его представляет, живя нравственностью Христа и ценностями Божьего Царства. Такой ученик Христа призван Им и является свидетелем о Нём для всего окружающего мира.
Третья причина для развития миссиологии — любовь Отца к падшему миру
Тема о безусловной Божьей любви сегодня в дефиците, особенно в евангельском значении. Падшему миру легче привыкнуть к мысли о неотвратимом наказании, ведь он его заслуживает по причине тотальной греховности, чем поверить во всеобъемлющую Божью любовь. Мысль о Божьей любви чужда этому миру, потому что сложно поверить в то, что очень Святой Бог, действительно возлюбил очень грешных людей. Даже до смерти единородного Божьего Сына!
Благовестнику сегодня очень важно определиться с посылом и тональностью той проповеди, которую он провозглашает. Сегодня это послание не Божьего гнева, а послание Отцовской любви. Слава любящему нас Богу!
Новый Завет показывает нам Отца, Который не просто ждёт покаяния грешников — нет, Он идёт и ищет грешников, как Добрый Пастырь идёт за заблудшей овцой. И, найдя её, прощает (Лук. 15:5–6). Образ Небесного Отца трогательно представлен в притче о блудном сыне. Небесный Отец слышит просьбы, отвечает на них, ждёт возвращения сына, прощает его и принимает вновь в Свою семью. По сути, это история больше о верном Отце, чем о заблудшем сыне (Лук. 15:20).
Причём всякий внимательный читатель замечает, что обе эти истории объединены состоянием радости Божьего сердца, когда Отец возвращает согрешившее творение во взаимоотношения любви с Собой. Так сказано и о Добром Пастыре, когда Он находит потерявшуюся овцу и радуется ей (Лук. 15:7–8). Также, когда Отец говорит старшему сыну, что и ему необходимо радоваться и веселиться о возвращении своего младшего брата (Лук. 15:32). Интересно, что это радость настолько великая, что даже ангелы на небесах имеют радость от покаяния грешников (Лук. 15:10).
Какой вывод мы можем сделать применительно к себе сегодня? Мы, как посланники от имени Христа, сегодня проповедуем не Божьи суды, а Божью любовь и радость. По свидетельству многих из обратившихся, именно отцовская любовь Бога не оставляет нас прежними. Как же важно благовестнику жить в этой любви, наполняться этой любовью и делиться ею с теми, кто нас окружает. Господи, научи нас этому!
Дорогие братья и сёстры, благовестники, евангелисты и миссионеры — те, которых сегодня призывает Господь на Своё служение — не тратьте времени напрасно! Посвятите себя Господу, чтобы через реализацию своего призвания вам принести вклад в созидание церкви Христа и развитие миссионерской идентичности братства. Будем же проповедовать Христа и основывать новые церкви, говоря о силе Евангелия и подтверждая это примером своей жизни — показывая любовь Отца!