Когда наступит пробуждение?

Matthew Landers/Unsplash

В христианской среде ходит одна очень грустная шутка: «Пётр сказал одну проповедь, и покаялось три тысячи человек. Мы говорим три тысячи проповедей, и кается один человек». Шутка, конечно, гиперболизирована, но она верно отражает проблему малой эффективности многих христианских служителей, которые искренне и самоотверженно совершают свой труд. Можно было бы просто принять это как данность, если бы в разное время в разных частях Земли не происходили события, при которых одна проповедь вновь приводит к покаянию тысячи человек. Это явление, по крайней мере у нас в России, принято называть пробуждением.

Конечно, пробуждается спящий христианин, а мёртвый грешник оживает. Но мы не будем отходить от традиции и оба этих явления будем называть пробуждением. Таким образом, пробуждение — это сверхъестественное проявление силы Духа Святого, выраженное в массовом покаянии и изменении поместной церкви и неверующих людей. Часто оно сопровождается более ярким проявлением даров Духа.

Итак, давайте рассмотрим два вопроса:

  1. Является ли учение о пробуждении библейским?

  2. Что необходимо делать для того, чтобы началось пробуждение?

История Церкви знает множество примеров пробуждения. Например, в 1794 году один пастор в местности, которую называли «пристанищем негодяев», стал молиться о пробуждении. Через 6 лет они установили евангелизационную палатку, три дня туда никто не заходил. На третий вечер они хотели было сворачиваться, но вдруг, во время молитвы, Бог чудесным образом стал действовать на них, они почувствовали Его присутствие и решили остаться ещё на один день. На следующий день пришло восемь тысяч человек! Это всё, конечно, здорово и интересно, но мы своё богословие строим не на практике, а на Библии.

Является ли учение о пробуждении библейским?

Есть ли в Библии учение о пробуждении? Книга Деяний описывает множество пробуждений начиная со дня Пятидесятницы. В принципе, одной этой книги достаточно, чтобы сказать, что идея пробуждения прямо и открыто изложена в Писании, пусть и не в виде учения, а в виде истории. Но напомню ещё о, пожалуй, ярчайшем пробуждении в Ветхом Завете. Это записано в книге Неемии, в восьмой главе. «Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принёс книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю» (Неем. 8:1). Обратите внимание, что не Ездра их собирал — они сами пришли. И только на следующий день узнали, что вообще-то они пришли в праздник, и что надо праздновать его особым образом: «На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона. И нашли написанное в законе, который Господь дал через Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах». Конечно, можно предположить, что они знали, что в этот день какой-то праздник кущ, но не знали, что надо жить в шалашах. Но это маловероятно. Ведь народ скорее запомнит какое-либо запоминающееся действие, чем учение, даты, цифры. Скорее всего, если они не знали про постройку шалашей, то тем более они не знали и о дате празднования.

А вот что сказано о «новом» Илии пророке: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5–6). Конечно же, мы все знаем, что Иоанн Креститель пришёл в духе Илии и исполнил это пророчество. Но ветхозаветные пророчества имеют двойное исполнение, и это так же. Ведь здесь упоминается день Господень, великий и страшный. А это уже относится ко Второму Пришествию Христа, а не к первому. Следовательно, этот отрывок говорит о большом пробуждении перед Вторым Пришествием. Думаю, оно состоится во времена служения двух пророков из книги Откровение.

Итак, Новый Завет, повествуя о начале и конце периода благодати, говорит о больших пробуждениях. Но, может быть, великие пробуждения характерны только для начала и конца истории Церкви? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит в принципе посмотреть на само понятие библейской жатвы. Жатва начиналась в день Пятидесятницы, т. е. собирания первых снопов, и оканчивалась праздником Жатвы, он же праздник Кущей. И если уж Бог выбрал этот аграрный образ для иллюстрации периода благодати, лета Господнего благоприятного, то стоит обратить внимание на то, что в течение этого времени созревали различные виды аграрных культур. Собрали клубнику, а тут и смородина поспела. Жатва была не прекращающейся. Зная историю Церкви, можно видеть, как созревали те или иные города или даже целые народы, и выходили жнецы и собирали обильные плоды. Да и разве только о первом столетии истории Церкви Христос сказал: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лук. 10:2)?

Что делать, чтобы началось пробуждение?

Итак, если мы видим и библейское учение о пробуждении, и конкретные примеры из истории Церкви, то что же делать, чтобы пробуждение пришло и к нам? Изучая этот вопрос, я наткнулся на книгу Чарльза Финнея «Как содействовать пробуждению». Он сам был участником Второго великого пробуждения в Америке и, будучи юристом, изучил опыт предыдущих пробуждений. Лично я не всё принимаю в его богословии, но, самостоятельно изучив истории дальнейших пробуждений, я увидел, что основные действия церкви, которые обычно предшествуют пробуждению (по мнению Финнея) повторялись и в последующих столетиях. Не всегда и не в полном объёме, но что-то, хотя бы одно, из списка Финнея, поместная церковь делает перед тем, как окружающий безбожный народ начинает отзываться на проповедь Евангелия.

Я не буду перечислять и подробно разбирать весь список и мои личные комментарии к нему. Укажу лишь на три пункта, которые встречаются, как я вижу, довольно часто.

1. Изменение молитвенной жизни церкви

Верующие начинают часто молиться и молиться о пробуждении. Как нам и заповедано: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву». Один миссионер участвовал в пробуждении среди индейцев. Я запомнил записи в его дневнике:

«Сегодня я молился всего 2 часа».

«Сегодня удалось помолиться полдня».

«Сегодня молился целый день».

«Сегодня молился мало — крестил 47 человек».

2. Публичное покаяние членов церкви. Прежде всего, служителей

Это то, что, пожалуй, больше всего вызывает сопротивление, причём под очень благовидным предлогом: как бы не подорвать авторитет служителя, не соблазнить и т. д. Но, во-первых, если у служителя есть настолько страшные грехи, о которых стыдно признаться публично, то такому человеку надо в принципе менять что-то или уходить со служения. А во-вторых, надо вспомнить Давида, который не побоялся испортить свой авторитет, написав покаянный псалом. И вспомнить Саула, который очень берёг свой статус руководителя... В качестве небиблейского примера приведу тот факт, что огромнейшее пробуждение на Гибридских островах, когда люди каялись прямо на улицах, началось в ту ночь, когда служители поместной церкви каялись и исповедовались на ночном бдении. Когда под утро они вышли из дома молитвы, то увидели, что город не спал. В окнах горели огни, люди собирались в группы прямо на улицах и, видимо, более-менее знающие Библию проповедовали собравшимся. Проезжавший по дороге автомобиль остановился, из него вышли люди и прямо на обочине стали молится молитвами покаяния.

Мало того, надо просить прощения за грехи народа, по примеру молитвы Ездры, которая предшествовала самостоятельному приходу народа в день Жатвы. Этот служитель Бога исповедовал перед Богом не свои грехи, а грехи народа: «Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которой я теперь день и ночь молюсь перед Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь в грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы перед Тобою, согрешили — и я, и дом отца моего» (Неем. 1:6). Благочестивый Ездра отождествлял себя с грешными израильтянами, потому что он сам был евреем — плоть от плоти. Как представитель этого народа, он просил у Бога прощения, и Бог простил народ и побудил их собраться в Иерусалиме. Так же и мы не должны отделять себя от того народа, в котором живём. Наоборот, мы должны пользоваться привилегией быть представителями народа перед лицом Бога, чтобы ходатайствовать за него.

3. Межконфессиональная молитва о пробуждении

Мы имеем разные взгляды с пятидесятниками, адвентистами и другими евангельскими направлениями христианства. Нам не надо увлекаться их богословием и, тем более, собираться для дебатов. Но совместная молитва о пробуждении подобна тому, как союзные войска разных государств объединяются для победы над общим врагом. Такой молитвой мы провозглашаем то, что все наши различия временны, что во Христе мы едины, или, как минимум, не враги друг другу, ибо царство, разделившееся само в себе, не устоит. Огромное пробуждение в городе Кали в Колумбии началось именно с совместной молитвы пастырей города. В этом городе в то время был самый крупный наркокартель Колумбии. Каждый день в городе происходило до пятнадцати убийств. А после совместной межцерковной молитвы впервые за несколько десятилетий выходные в Кали прошли совершенно без убийств. И это было только начало.


Как я говорил ранее, существуют и другие действия церкви, которые могут предшествовать пробуждению, но совершая их, необходимо помнить, что Бог не автомат по выдаче газировки. Поэтому, предпринимая те или иные шаги, необходимо помнить, что конечное решение за Богом. Мы подобны земледельцу, который со своей стороны делает всю необходимую работу, но ожидает урожая от Господа.

Впервые опубликовано на сайте «Баптисты Нижней Волги»


Опубликовано

Читайте также