«В церкви постоянно спрашивают, когда же я выйду замуж?» Ответ уставшим сёстрам

Daniel Spase / PxHere

Пастор Евгений Бахмутский исследует вопрос безбрачия со всех сторон в своей новой статье «Женщины, неудовлетворённые своим незамужним состоянием». В найденных им ответах нуждаются и сами незамужние сёстры, и люди вокруг них.

Оля — одна из многих-многих женщин, которые испытывали глубокие внутренние страдания от своего незамужнего состояния. Она точно не любила своё безбрачие. Ей уже было 38 лет, и она подошла за пасторской помощью, сознавая, что ей неприятно и трудно переносить её состояние. Она воспринимала, что это влияет на все сферы её жизни, и она не знала, как с этим справиться.

Внутри церкви ей казалось, что она не встречает ни принятия, ни ободрения. Но как будто бы всё и все давили на неё, чтобы она поскорее нашла мужа и тогда бы могла спокойно общаться с другими женщинами её возраста.

Она была готова искать мужа заграницей, через интернет, через каких-то случайных знакомых, потому что ей казалось, что её поезд уже уходит, и ей надо срочно выйти замуж. Её знакомые говорили пустые ободрения, давали невыполнимые обещания, рекомендации, колкие и глупые шутки. Всё это укрепляло её болезненное восприятие своего незамужнего состояния.

Проблема Оли была не в том, что она была не замужем, но в том, что она не испытывала удовлетворения в своём нынешнем состоянии.

Будучи пастором уже столько лет, я не раз замечал, что безбрачие воспринимается как нечто негативное или ущербное большинством церковных людей. Поэтому незамужние девушки нередко спрашивают сами себя: «А что со мной не так?», — а их подруги и друзья часто полагают, что обязательно есть какая-то скрытая проблема, почему они до сих не замужем.

1. Что не так в незамужнем состоянии?

Я обычно спрашиваю у сестёр, которые подошли за советом, что плохого в их нынешнем состоянии? Вот какие они обычно дают объяснения, которые показывают, почему они воспринимают себя неполноценными.

1.1. Неправильные представления на личном уровне

1. «Я не замужем, значит что-то со мной не так»

Церковное сообщество нередко рассматривает безбрачие как неполноценное, не цельное, несовершенное состояние. Такое восприятие нередко построено на Бытие 2:18, где сказано: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Но этот текст не говорит о том, что Адам был неполноценным человеком. Он говорит, что он не смог бы один исполнить всю волю Божью для человечества.

2. «Я не подхожу для развития отношений с людьми моего возраста»

Такое обычно услышишь от незамужних 30–40-летних женщин. Их подруги уже замужем, и они начинают замечать, что их приоритеты и заботы часто не совпадают.

3. «Я где-то пошла против воли Божьей. И Бог лишил меня брака в наказание за мой грех»

Так думают те женщины, которые считают, что Божье отношение к ним напрямую связано с их поведением. Бог будет любить их, если они поступают хорошо, и разлюбит, если будут поступать в чем-то неверно. Обычно это перфекционистки, которые полагают, что Бог не даст им Своих благословений, пока в их жизнях всё не станет правильным.

4. «Я чувствую себя ребёнком, потому что я всё ещё не замужем»

Такие женщины думают, что они ещё не выросли, потому что у них нет своей собственной семьи. Они чувствуют себя неловко. Им кажется, что взрослая жизнь так и не началась, потому что они так и не встретили своего мужчину.

5. «Наверное, я не создана для замужества»

Некоторые думают, что Бог не благословляет их браком, потому что Он знает, что они не смогут хорошо справиться с обязанностями семейной жизни.

6. «Я неудачница»

Такие женщины убеждают себя, что следующая ступенька в их развитии — замужество. И вот они никак не могут подняться выше, на следующий уровень. И поэтому чувствуют себя неудачницами, потому что брак — это общепринятая норма для каждого, а они никак не могут вступить в него.

7. «Моя жизнь проходит напрасно. Вот если бы я только была замужем, тогда…»

Такие женщины полагают, что настоящая жизнь начинается только с замужества. И замужество разрешит все их проблемы. И чем дольше они не замужем, тем дальше, как им кажется, отдаляется решение всех их проблем. Поэтому смыслом всей их теперешней жизни становится поскорее выйти замуж.

8. «Я сразу же духовно вырасту, как только выйду замуж, потому что мой муж будет меня наставлять»

Такие женщины возлагают ответственность за свой духовный рост на своего будущего мужа. И это показывает, как плохо они понимают суть отношений с Богом. И вообще плохо понимают суть отношений как таковых.

9. «Бог не такой, как Он сказал о Себе»

После сомнений и вопросов к себе, такие женщины начинают подвергать сомнению характер Самого Бога. Их сердце ожесточается по отношению к Богу, потому что им кажется, что Бог пренебрегает ими и не делает для них того, что им так нужно и важно для жизни.

В каждом из этих утверждений можно заметить нечто общее: цель таких женщин — выйти замуж. Они думают, что замужество разрешит их наиважнейшие нужды. Брак воспринимается как источник мира, радости, любви, утешения, силы, счастья, безопасности, уверенности, удовлетворения и т. д. Незамужняя женщина с неправильным восприятием будет надеяться получить от брака то, что только один Бог может дать. Замужество станет для неё Богом. Она будет жить ради него, служить ему и ожидать его. Бог называет это идолопоклонством.

Но нередко на мышление незамужней девушки в отношении брака оказывают влияние внешние силы.

1.2. Внешнее влияние

1. Родители

Для некоторых родителей замужество означает зрелость или то, что их ребёнок точно повзрослел. Если их ребёнок создал семью, то всё, их работа выполнена.

Для других родителей задача состоит в том, чтобы их дети остепенились, создали семьи и родили следующее поколение. Их цель — это внуки. Иногда родители страстно желают внуков — прямо как незамужняя женщина жаждет брака. У них также могут быть неверные ожидания и представления о том, что внуки могут им дать. Я не раз встречал сильнейшее давление со стороны родителей на своих дочерей, чтобы они поскорее вышли замуж и наградили их внуками. Нередко такое давление приводило к депрессии или поспешным решениям с печальными последствиями.

2. Подруги

Незамужняя может испытывать давление со стороны своих подруг внутри церкви, когда приходит на собрание и видит, что они уже все замужем. Её подруги рассуждают о детских поликлиниках, о детсадах или школах — у них много совсем других приоритетов и интересов, которые для неё не актуальны. Нередко дружба между ними может начать ухудшаться по причине разности их семейного статуса.

3. Церковь

Внутри церкви брак и семейная жизнь считается нормой. Церкви обычно ориентированы на семьи, что вполне естественно, потому что семья является Божьим замыслом. Сама Церковь — это Божья семья. Мы называем друг друга братьями и сёстрами во Христе. Мы все есть Тело Христа, где Христос — Глава. У каждого из нас есть важная роль в жизни этого церковного Тела, как и написано:

12 К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придём в единство веры и познания Сына Божьего, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16 из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

Послание ефесянам 4:12-16

Но нередко церкви настолько сфокусированы на семьях, что они пренебрегают своей ответственностью наставлять всех в церковном Теле: холостых, вдов, сирот и прочих, которые не имеют своих собственных семей, но являются частью большой церковной семьи. И это негативно влияет как на внутреннюю жизнь общины, так и на внешнее благовестие.

А ведь каждый из нас нуждается в духовном развитии (вне зависимости от семейного статуса). И если не наставлять безбрачных, то они начнут воспринимать ложные мирские идеи касательно и своего статуса, и даже семейной жизни. Они могут прийти к неверному выводу, что единственный путь, чтобы быть полноценно принятыми этой церковью — создать семью и родить детей. Но это ложь!

2. Библейский взгляд на безбрачие

Бог дал благодати сказать несколько проповедей на эту тему. Сегодня же я подчеркну некоторые ключевые моменты того, что Писание говорит о безбрачии или о незамужнем состоянии.

1. Безбрачие — это добрый дар

Откройте 1 Коринфянам 7:7. Здесь апостол Павел говорит, что безбрачие является дарованием или, буквально, «харизмой» от Бога, также как и брак. Они оба хороши. И прославлять Бога можно в каждом состоянии. Безбрачие не является чем-то негативным или ущербным, как бы это кому-нибудь ни казалось. Чтобы верно служить Богу, требуется не подходящий семейный статус, а доверие и зависимость от Христа.

2. Если я не замужем, то такова сегодняшняя воля Божья для меня. И, возможно, это — на всю жизнь

Незамужняя женщина имеет по Божьей благодати способность почитать Бога в своём нынешнем состоянии. Она может жить для славы Божьей прямо сейчас. Ведь мы все призваны почитать Бога всю свою жизнь, в каком бы семейном статусе мы ни находились.

И когда мы смотрим на 1 Кор. 7:17 («Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам»), то становится понятно, что Павел призывает своих читателей жить для Бога в том статусе, в котором они оказались сейчас — в браке или безбрачии, воспринимая свой статус как дар Божий для них на сегодняшний момент.

3. Моя идентичность находится во Христе, а не в замужестве

Женщина обретает понимание себя не через свою роль жены или матери в браке, а через отношения с Богом. Женщина, которая ищет свою идентичность в браке, огорчает Бога. Потому что безбрачие, как и брак, являются подарком Божьим. Писание говорит следующее:

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

Послание Иакова 1:17

Незамужняя женщина может положиться на Бога, что Он либо приведёт в её жизнь мужа, либо дарует ей внутренних сил, чтобы продолжать жить одной.

4. Моя удовлетворённость зависит не от обстоятельств, но от моих отношений с Иисусом Христом

Апостол Павел говорит достаточно определённо: наше удовлетворение приходит только через Христа! От Бога, а не от нашего семейного статуса.

В известном псалме мы читаем такие слова:

Господь — Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться.

Псалом 22:1

Давид не объясняет, как Господь-Пастырь удовлетворяет все его нужды, но он благодарен Богу за Его любящую заботу. И поэтому в его сердце мир и довольство, которые не зависят от его обстоятельств.

Наше понимание сущности и природы верной Божьей заботы о нас определяет и формирует в нашем сердце довольство и удовлетворение. Апостол Павел говорит верующим:

За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе.

Первое фессалоникийцам 5:18

5. Безбрачие позволяет иметь полную сосредоточенность на Господе

В Первом послании коринфянам Павел уверенно утверждает, что неженатые люди имеют несравненную привилегию быть полностью сосредоточенными на Боге без отвлечения внимания на семейные обязанности:

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужней и девицей: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. 35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

Первое коринфянам 7:32–35

6. Я совершенна во Христе

Незамужние часто слышат, что брак как бы сделал их подруг цельными, завершёнными. И теперь они думают, что они какие-то неполноценные до тех пор, пока не выйдут замуж. И если такое ещё проповедуется с кафедры, то люди будут пытаться всех поскорее поженить, а сами женщины-христианки, если они никак не выйдут замуж, могут впасть в глубокую депрессию.

Такое давление приводит к тому, что женщины порой выходят замуж по неверным причинам. Они выходят замуж ради того, чтобы что-то получить, а не для того, чтобы отдать и послужить!

В Послании колоссянам говорится, что мы совершенны во Христе:

Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти.

Послание колоссянам 2:8-9

Каждый верующий — совершенный и цельный во Христе. Благодаря служению Иисуса. Если безбрачие является хорошим даром от Бога, и Павел побуждает безбрачных и вдов оставаться в таком состоянии, то как мы можем тогда рассматривать неженатых мужчин и женщин незавершёнными или не цельными?!

Но кто-то может сказать: «Но те, кто остаются безбрачными, должны иметь дар безбрачия». Но что, если они желают создать семью? Является ли их нынешнее состояние также добрым даром от Бога или нет?

Во Втором послании Петра мы читаем:

Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славой и благостью, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них сделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью.

Второе послание Петра 1:2-4

Этот библейский текст ясно говорит, что у нас есть всё необходимое для благочестивой жизни. Бог даровал нам это, когда мы стали Его детьми.

Тем не менее, незамужняя девушка-христианка может неверно истолковать своё желание близости с Богом как желание обрести мужа, семью, ребёнка, что, как она считает, сделает её совершенной и приведёт к полному удовлетворению уже здесь на земле. Нам следует помнить, что Писание достаточно ясно говорит, что в нашем сердце будет тоска и жажда полного искупления то тех пор, пока мы не войдём в вечное присутствие пред лицо Божье, как и пишет Павел:

Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

Послание римлянам 8:22-23

3. Довольство и «дар безбрачия»

3.1. Божьи дары всегда добрые

Если кто-то вам подарит что-то, то неужели вы отдадите это обратно только потому, что вам это не понравилось? Или вы будете пытаться разобраться, с каким сердцем был сделан этот подарок, и только тогда вы примете его с благодарностью? Возможно, подарок был сделан тем, кто вас плохо знает, и ваши вкусы разнятся. Или может быть этот подарок вам не особенно-то и нужен, но человек слышал о какой-то вашей конкретной нужде и подумал, что это то, что вам точно необходимо.

Современная культура делает большое ударение не столько на намерениях дарителя, сколько на чувствах или восприятии получателя. Сегодня даже можно услышать такие слова: «Если вам этот подарок не понравится, то вы можете его обменять на что-то другое». Мы стали настолько эгоцентричны, что даже подарки рассматриваем через призму наших желаний. Мы также можем дарить подарки из нашего самолюбия и едва помышлять, почему этот подарок может быть полезен тому человеку. В отношениях дарителя и получателя всё чаще теряется любовь и благодарное сердце.

Для того, чтобы сделать подарок с любовью, необходимо хорошо знать получателя. Знает ли Бог нас хорошо? Он знает нас отлично, потому что Он сотворил нас! Он знает прекрасно, что нам действительно необходимо, чтобы наши сердца были направлены на развитие отношений с Ним, чтобы мы познали Его лучше и принесли Ему больше славы! Мы иногда забываем, что мы живём для Него, а не Он для нас. Мы были куплены драгоценной кровью Христа. Цена нашего спасения высока. Мы запечатлены Духом Святым, усыновлены в Божью семью, и теперь принадлежим Богу!

Почему мы с радостью принимаем бесплатный дар спасения, но подходим избирательно к другим Божьим дарам, даже отвергая некоторые из них? Думаю, что некоторые незамужние отвергают Божий дар безбрачия, потому что это не то, что они желали бы. Потому что присутствует негласное ожидание, что все выйдут замуж. Но наш библейский текст из 1 Коринфянам говорит ясно и определённо, что не все создадут семью.

Духовное довольство укоренено и основано на внутренних отношениях с Богом, а не на внешних обстоятельствах. Истинное довольство не означает, что мы получаем всё, что захотим. Но это подчинение Божьей воле и стремление желать того, что Он хочет. Только тогда мы обнаружим, что Его воля благая, угодная и совершенная.

Мы растём в удовлетворении по мере того, как мы растём в познании и любви к Богу. И мы обретаем благодарное сердце вне зависимости от наших текущих обстоятельств.

3.2. Размышление о даре безбрачия

Часто возникает вопрос: а как узнать, что у того или иного человека есть дар безбрачия?

Нередко «советчики» низводят всё до наличия у человека сексуального желания. Если оно есть — значит дара безбрачия нет, и наоборот.

Такое мнение основывается на поверхностном прочтении известного текста:

Ибо желаю, чтобы все люди были как и я; но каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

Первое коринфянам 7:7-9

Но они забывают о том, что уже в послании к Тимофею Павел пишет о молодых женщинах, вдовах, которые «впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру» (1 Тим. 5:11-12). Затем он говорит об их поведении, которое характеризует их как незрелых христианок. Они были праздны и ходили по домам, распространяя сплетни. Поэтому Павел говорит Тимофею:

Павел говорит здесь, что многие молодые и духовно незрелые вдовы были склонны фокусироваться не на Христе, а на своих сексуальных желаниях. Как незрелые христианки, они нередко попадали в сложности и передряги, живя бесплодной и, в сущности, греховной жизнью. Апостол желает, чтобы они росли в зрелости и были непорочны — неважно, останутся ли они безбрачными или выйдут замуж. Павел желает, чтобы они служили Христу своими жизнями.

Эти стихи хорошо согласуются с тем, что Павел пишет в Послании коринфянам. Он там говорит, что если вдова или незамужняя женщина борется с сексуальными желаниями до того, что уже начинает гореть (по причине слабого самоконтроля и духовной незрелости), то ей лучше выйти замуж, чем подвергнуть себя опасности попасть в ловушку сатаны. Но это не лучший путь. Павел говорит в стихе 8 следующее:

Я не думаю, что Павел здесь говорит, что все незамужние и вдовы, которые борются с сексуальным желанием, должны срочно выйти замуж. Борьба за свою сексуальную чистоту может быть особенным путём для нашего духовного роста: роста в зависимости от Бога, доверии Ему, более глубокого познания Его благодати и благости. Павел желает, чтобы вдовы росли в вере, и чтобы, если им предстоит выйти замуж вновь, то у них было бы более серьёзное и правильное основание служить своему супругу, нежели войти в брак ради своих желаний. Замужество с эгоистичными мотивами идёт против Божьего замысла о браке, который призывает супругов служить друг другу!

3.3. Желание и воля Божья

Некоторые говорят, что женщина может определить, есть ли у неё дар безбрачия, по силе желаний своего сердца. Например, если она страстно желает иметь детей, значит у неё, вероятно, дар брака, а если нет, то значит есть дар безбрачия.

Проблема такого взгляда состоит в том, что дарование женщины определяется ее собственными желаниями. Желание иметь детей внутри брачного союза хорошо. Тем не менее, женщина не должна позволять своим желаниям определять волю Божью. Божья воля должна приходить к ней через Божье Слово — Писание.

Я не раз слышал, что Бог бы не дал женщине желание выйти замуж и родить детей, если бы Он не желал бы обеспечить её супругом. Поэтому, если у тебя есть желание, значит ожидай восполнения твоих нужд. Но следует отметить, что Божье обещание восполнить наши нужды происходит так, как Он определит, а не как мы пожелаем. Он не обещал нам просто подать всё, что мы пожелаем и как пожелаем, уже здесь на земле.

Конечно, Бог может использовать наши желания, когда мы живём в послушании воле Божьей. Например, в известном псалме сказано:

Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

Псалом 36:4

Обратите внимание, что утешение Господом является центром этого стиха, а не желания нашего сердца. Если мы утешаемся или радуемся в Господе, ищем лица Его, то Он дарует нам желания, которые будут соответствовать Его намерениям для нас. Даже в какой-то момент Господь может дать нам несколько вариантов, например, для замужества, чтобы мы из них сами выбрали. Но все они будут к славе Божьей.

Давайте посмотрим на то, как мы молимся о том, что желаем. Должна ли женщина сказать Богу, что Он теперь должен дать ей мужа, раз у неё есть желание выйти замуж? Нет, она не должна требовать у Бога чего-либо, тем более того, что как ей кажется, она имеет право получить. Если она так будет думать или так поступать, то получается, что ее надежда находится не в Боге, а в ней самой. Получается, что её молитва будет не «Да будет твоя воля на земле, как на небе», а «Да будет моя воля на земле…». Ей, как христианке, стоит напомнить себе, что у неё уже есть всё потребное для жизни и благочестия (2 Петра 1:3).

Мы попадаем в ловушку, когда позволяем нашим желаниям вырасти настолько, что они начинают контролировать нас. Это уже похоть, когда наши естественные желания пересекают черту и становятся сверхжеланиями. Они становятся слишком большими. Наши мысли становятся навязчивыми, так что любого брата, которого теперь встретит эта сестра, она будет рассматривать как потенциального жениха. Со временем её служение брату станет совершаться не из любви, а через призму, что она сможет взять от него. И это становится идолопоклонством, огорчающим Господа!

Каковы основные характеристики довольной незамужней женщины?

  • Уверенная в истине Божьего Слово, в Божьей любви и Его замысле для неё.
  • Постоянная в своих отношениях с Богом и жизни с Ним.
  • Верно служащая в поместной церкви своими дарами.
  • Принимающая Божью волю для себя с благодарным сердцем при любых обстоятельствах.
  • Созидающая благочестивые отношения со своими братьями по вере во Христе ради Божьей славы и ради их блага. Она рассматривает неженатых мужчин как своих братьев, которым она может послужить (1 Тим. 5:1-2), а не как индивидуумов, которыми стоит поманипулировать, чтобы они послужили ей и взяли наконец-то замуж.

4. Искренние переживания и страхи

Церкви важно понимать конкретику и суть переживаний одиноких сестёр, чтобы лучше им служить. Когда я спрашиваю, какая самая большая проблема незамужних сестёр, то обычно говорят: «Одиночество». Но это переживание не является уникальным только для несемейных людей. Мне доводилось оказывать пасторскую помощь многих одиноким семейным людям.

Вот что стоит особенно отметить касательно страхов незамужних.

1. Утраченое материнство

Большинство из нас предполагают, что в определённое время создадут семью и у них появятся дети. Но по мере того, как наши биологические часы тикают, мы начинаем сознавать, что вероятно мы упускаем возможность испытать радости и стрессы беременности и появления на свет своего ребёнка. Женщина особо остро испытывает это.

Когда мы рассуждаем о том, как мы преодолеваем наши огорчения, то во свете Слова Божьего мы можем заметить, что нередко в нашем сердце может поселиться похоть, гнев, горечь. Некоторые из нас могут обнаружить, что их желание иметь детей порождено неверной мотивацией. Многим женщинам хочется чувствовать, что в них нуждаются. И наличие детей вроде как удовлетворяет эту потребность. Кто-то думает, что дети помогут им обрести статус матери и чувство материнства. Также ребёнок позволит изменить социальный статус и восприятие их обществом. Понимаете, дорогие, желание иметь детей может быть произведено сугубо эгоцентричными мотивами. Потому что женщина может думать, что ребёнок поможет ей почувствовать себе лучше, даст ей большее ощущение ценности и значимости.

Мы можем злиться на Бога, потому что Он нам не даёт того, что, как нам кажется, мы заслуживаем, и что мы должны получить от Него. Наш гнев может приводить к тому, что мы можем избегать общения с семейными людьми и завидовать им, и даже обижаться на них.

Нам всем следует помнить, что мы все — дети Божьи, часть Его семьи. Мы призваны помогать расти друг другу во Христе. Родители должны сознавать, что их дети не принадлежат им, но Богу. Господь доверил нам ребёнка на какое-то время, чтобы мы его воспитали в учении и наставлении Господнем. Если мы ищем ценности, значимости и удовлетворения в детях, то нас ждёт разочарование, потому что однажды они вырастут и оставят нас.

2. Финансовые переживания

Многие женщины переживают о том, как они встретят старость. Даже в финансовом плане. Смогут ли они накопить на пенсию. Ведь у них даже сейчас не получается хорошо планировать, мудро распоряжаться тем, что есть, умело зарабатывать и разумно тратить.

К этим переживаниям добавляются текущие тревоги: а вдруг потребуется ремонт машины, и он будет очень дорогим, или понадобится серьёзная медицинская помощь, или произойдёт что-нибудь ещё, где будут очень большие финансовые расходы.

Дорогие сестры, помните, что Господь есть суверенный Бог. В какой бы ситуации вы ни оказались, пусть Ваше сердце наполнится миром и утешением: Бог контролирует всё. Вспомните, как Он был верен вам в прошлом. Не позволяйте вашим обстоятельствам скрыть Божий лик от вас. Учитесь смотреть на ваши обстоятельства через Его глаза, фокусируйте на Нём, а не только на временных испытаниях.

3. Болезнь

Те, кто живут в одиночестве, переживают о потенциальных трудностях, если они заболеют или им потребуются дорогие лекарства. В случае крайней необходимости, кому можно позвонить? К кому обратиться? Конечно, если девушка живёт со своей подругой или с родственниками, то ей есть на кого положиться. Но если она просто арендует квартиру или комнату, и у неё нет никого близкого рядом?

Церкви необходимо развивать внутреннюю «койнонию», чтобы члены церкви могли быть уверены во взаимной поддержке, любви, принятии, корректирующей заботе и духовном попечении. Нам также требуется подотчётность, которая может начаться внутри малой группы. И эти же люди могут быть теми, кто придёт к нам на помощь и кто может положится на нас.

Нам всем стоит помогать друг другу смотреть на Христа. Ведь никому из нас нельзя стать настолько зависимым от человека, что мы забудем о нашей зависимости от Бога. Нам нельзя позволить появиться греховной зависимости, когда мы бежим за помощью к человеку при каждой трудности и забываем взирать на Бога, чтобы в фокусе нашего сердца были добрые люди, а не добрый Бог.

4. Дружеские отношения с противоположным полом

Обычно незамужние девушки не особо любят говорить на эту тему. Вы можете встретить широкую вариацию эмоциональных ответов — от огорчения до сарказма.

20-летние девушки обычно встречают парней во время своей учёбы в вузе, на работе или молодёжных церковных группах. Но по мере их взросления, у них становится всё меньше возможностей найти молодых людей, с кем можно было бы построить отношения, потому что вокруг них становится всё меньше холостых мужчин.

Но это вовсе не значит, что она не может построить дружеские отношения с мужчинами-христианами как своими братьями по вере. Ей не стоит думать, что добрые дружеские отношения с братом возможны только исключительно в браке. Да, особая форма близкой дружбы возможна только в браке. Но добрые отношения между христианами противоположного пола возможны как отношения братьев и сестёр. И это прекрасные отношения. И такой девушке стоит строить именно такие дружеские отношения, а не просто искать замужества. Именно через такие отношения, которые лучше всего строятся в совместном служении, может появиться и что-то другое, например, замужество. Если же Бог не будет центром таких отношений, такого совместного служения, то такие отношения принесут много огорчений и разочарований.

5. Отношения с неверующими мужчинами

Одно из серьёзных искушений, в которое может попасть незамужняя христианка — это встретить приятного неверующего мужчину. Строить рабочие отношения вполне возможно, но невозможно построить дружбу как брата и сестры, что возможно между христианами.

К сожалению, я не раз встречал, как некоторые девушки-христианки начинали строить отношения с неверующими парнями, которые, как им казалось, были очень близки к спасению. Ничем хорошим это обычно не заканчивалось. Такие «миссионерские свидания» весьма опасны и не соответствуют Писанию. Даже этот известный текст вполне подходит для этой ситуации, хотя он говорит не совсем о браке. Но в широком смысле — этот принцип очень применим:

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?

Второе коринфянам 6:14

В моём пасторском служении трудные и тяжёлые семейные консультирования обычно связаны с семьями, где одна из сторон — неверующая. Я видел много боли и скорби, когда два человека в сущности не имеют ничего общего, кроме детей. Одиночество и пустота являются неизменными спутниками такой христианки. Она жаждет близкого, интимного брака, но он ускользает от неё. Враждебность или апатия — вот, что чаще всего встречает христианин со стороны неверующего супруга. Неверующий муж никак не может понять, почему для его жены так важна её вера.

6. Неуместные ожидания от других

Вполне естественно со стороны других ожидать, что незамужние женщины имеют больше времени и сил, чтобы что-то сделать. Или что они более свободны, чем замужние женщины. Иногда это справедливо, а иногда нет. Поэтому можно и нужно смело сказать об этом другим. Но иногда и незамужняя может ждать, что другие должны сделать что-то для неё.

Вспомните 1 Коринфянам 6:19-20 — мы принадлежим Богу, даже нашими телами!

5. Как послужить незамужней сестре

Писание говорит в Послании евреям следующее:

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

Послание евреям 3:13

Библия переполнена текстами, которые описывают, как мы можем и призваны служить друг другу, будучи членами Тела Христова. Но вот несколько конкретных советов, как можно послужить незамужней женщине

1. Станьте наставником

Апостол Павел в послании к Титу даёт важное повеление для пожилых сестёр, чтобы они наставляли молодых (Титу 2:3-5). Я слышал, как многие молодые женщины высказывали своё сердечное желание иметь наставницу. Глубина и интенсивность такого наставничества, конечно, зависит от возможностей обеих сторон — наставницы и наставляемой. Женщины постарше могут оглянуться вокруг себя и найти женщину помоложе, для кого они могли бы стать наставницами, и начать строить отношения и узнавать их нужды и интересы. Лучший старт для построения таких отношений — начать молиться друг за друга. Если вы желаете стать наставницей для других, то лучший путь начать это — самой стать женщиной, живущей по Писанию. Необходимо научиться быть ответственной в своих мыслях, словах, поступках. И вы будете расти сами, когда будете помогать другим.

2. Сделайте частью вашей семьи незамужнюю женщину

Нередко незамужняя женщина может жить в городе совсем одна, когда никого из родных нет поблизости. Приглашайте её к себе домой на праздники, дни рождения, выходные, ужины или на особые семейные мероприятия. Это может стать настоящим благословением для вашей семьи и для неё. Если у вас есть дети, то она может подружиться с ними и оказать плодотворное влияние на них. Она может стать ещё одним взрослым человеком, который будет помогать им в благочестивом развитии. Иногда дети могут поговорить о важных вопросах не с родителями, но с другим взрослым, кому они доверяют.

И если возможно, при взаимном согласии, пусть она станет для вас как ещё одна дочь. Но если с её стороны нет такой открытости, то не отталкивайте её. И также, мои дорогие незамужние сестры, смело высказывайте свои пожелания и настроения, чтобы не было неверных ожиданий и огорчений.

Если вы замужняя женщина и желаете послужить незамужней, то прежде проконсультируйтесь со своим супругом, насколько он открыт для этого и понимает суть. Потому что для него может быть некомфортным, если эта девушка сможет прийти в ваш дом в любое время. Кроме того, если ваш брак не стабилен, то воздержитесь от начала таких отношений на уровне семьи. Это может даже усугубить ваши семейные проблемы и привести к опасным ситуациям.

Также молодая незамужняя девушка и ваш взрослый сын не должны оставаться в квартире одни на продолжительное время. Ведь нельзя позволить, чтобы ваш муж или сын попали в искушение.

3. Предложите свою помощь в критических ситуациях

Скажите вашей знакомой незамужней сестре по вере, что она может обратиться к вам за помощью или советом, если она окажется в трудной ситуации. Можете даже обсудить потенциальные ситуации, при которых она может вам позвонить. И честно скажите, на что она может рассчитывать.

4. Поищите незамужнюю женщину, которую вы будете разумно ободрять

Я добавил слово разумно, потому что нередко семейные люди делают много неразумного в отношении незамужней. Например, обещают, что найдут ей супруга. Пишите ей полезные сообщения, молитесь за её конкретные нужды, присылайте открытки или делайте подарки, пересылайте хорошие и полезные аудио- или видеоматериалы. Это наша ответственность, как церковной семьи — заботиться друг о друге.

5. Дружите с разными людьми, включая и незамужнюю

Не позволяйте возрасту, финансовому или семейному статусу определять, кто будет вашими друзьями. Семейные не должны проводить время только с семейными, вдовы — с вдовами, молодёжь — с молодёжью. Мы все обогащаемся, когда у нас есть друзья разных возрастов, социальных и семейных статусов.

Кстати, вот почему малая группа только для семейных (на постоянной основе) является весьма эгоистичной формой функционирования. И не стоит думать, что несемейные желают быть вместе только с несемейными. Кроме того, это даже опасно. Если девушка страстно желает выйти замуж, то она может думать только о том, где бы ей поискать неженатых мужчин. Но находясь в смешанных общениях и имея разных друзей, она сможет разглядеть идолов в своём сердце и научиться служить своим ближним в своём текущем статусе.

6. Попросите благочестивую незамужнюю девушку дружить с вашими подростками

Как я говорил раньше, такая девушка может стать классным помощником для родителей в воспитании их детей. Она может не только помогать, например, со школьной домашней работой, но и с духовным развитием. Она может стать даже посредником между родителями и детьми.

7. Выберите незамужнюю, за кого вы будете молиться в течение недели

Дайте ей знать о вашем желании и спросите у неё, о чем молиться. Если ей трудно её безбрачие, то попросите её проверить свои мотивы для замужества. Ведь наше сердце может быть весьма лукавым и может попытаться обмануть нас самих.

Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.

Иеремия 17:9-10

8. Помогите незамужней девушке лучше понять суть безбрачия в свете Писания

Важно, чтобы её идентичность была во Христе, чтобы её личные отношения с Богом были стабильными и росли, чтобы её познание Бога прогрессировало, а пребывание в Писании было постоянным.

9. Помогите незамужним развивать благочестивые братско-сестринские отношения с противоположным полом

Девушкам важно понимать, что неженатые мужчины — это не потенциальные женихи, а их братья по вере, которым они призваны помогать расти в Боге и их служении в Теле Христа. Писание даёт нам ясный формат отношений, например мы читаем:

Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших — как братьев; стариц — как матерей; молодых — как сестёр, со всякою чистотою.

Первое послание Тимофею 5:1-2

Изучите вместе с ними библейские тексты «друг друга» и подумайте вместе, как их применить в их жизни. Это может открыть новую главу в их отношениях с другими.

10. Помогите в финансовом планировании

Научите её, как лучше распоряжаться финансами, как составлять бюджет, как планировать и т. д.

11. Создайте продуманную систему внутренней церковной «койнонии»

Эта система должна быть понятна и известна незамужним, чтобы они могли лучше заботиться друг о друге. Это задача нашего дьяконского совета.

6. Какие фразы огорчают незамужних

1. «Как твоя личная жизнь?» (предполагается, что это нормальный вопрос)

Обычно это спрашивают женатые люди. Но если им задать такой же вопрос — готовы ли они будут поделиться своими интимными подробностями? Почему же они позволяют себе задать такой вопрос несемейным?

2. «Не переживай — ты встретишь кого-нибудь» (предполагается, что он где-то есть)

Незамужние слышали подобные утверждения очень много раз. Предполагается, что это утверждение должно дать им надежду. И оно нередко говорится из добрых побуждений. Но мы не можем утверждать, что это правдивое утверждение. Только Бог знает, насколько оно справедливо. И только Он знает, что Он приготовил для нас. Правильная надежда в нашем безбрачии — напомнить, что Бог верен, и Он даст нам необходимых сил, когда мы слабы, и укрепит, когда мы искушаемы в нашем незамужнем состоянии.

3. «Попросите Олю. У неё много времени, она же не замужем» (предполагается, что незамужние имеют больше времени)

Проходят годы, и я начинаю замечать, что нередко незамужние имеют меньше времени, чем замужние. Им порой трудно собраться. Всё расписано. Календарь забит под завязку. Им необходимо работать, заботиться о доме, о ремонте, врачах, покупках в магазине, церковном служении и т. д. Я не утверждаю, что у незамужних меньше времени в сутках, чем у семейных, но они не могут разделить свои задачи на двоих, как это могут сделать семейные.

Конечно, следует сказать, что и незамужняя, и замужняя женщина призваны быть разумными распорядителями своего времени. Но незамужняя имеет преимущество в том, что она может всецело посвятить себя Богу, чтобы угождать Ему, в отличии от замужней, которая должна угождать Богу, порой через угождение своему мужу, как мы и читали в 1 Кор. 7:32-35. Но и замужняя, и незамужняя призваны служить Господу подобающим образом, не отвлекаясь ни на что (стих 35). Поэтому незамужней стоит поработать над своим расписанием, чтобы график её жизни не стал препятствием для её служения Богу. В нашей современной культуре перегрузка календаря и заорганизованность могут стать препятствием для того, чтобы мы служили Богу всем сердцем без отвлечения.

4. «Тебе не одиноко?» (предполагается, что замужним — нет)

За время своего пасторского служения я встречал так много одиноких семейных людей. Эта проблема могла уже начаться прямо со свадебного путешествия и продолжаться и два, и пять, и десять лет брака. Даже в хороших браках супруги иногда чувствуют себя одиноко. И женатым людям порой трудно представить, как они могли бы жить без своей второй половины. Но одиночество убивается на кресте Голгофы и через наше служение друг другу.

5. «Когда же ты остепенишься, повзрослеешь и выйдешь замуж?» (предполагается, что незамужние не являются зрелыми, потому что они не создали семью)

Порой это очень обидные слова. Потому что по ним получается, что неважно, сколько тебе лет — если ты не замужем, то ты ещё не совсем взрослая.

6. «У меня есть муж для тебя!» (предполагается, что их выбор для вас хороший)

Такое обычно говорят с улыбкой, могут даже похлопать по плечу или по спине и сказать это в присутствии других людей так, что бедная девушка покраснеет от стыда. Со стороны это выглядит так, как будто бы эта девушка только и ждёт, когда же ей найдут жениха.

Кроме того, иногда женатые могут плохо знать и понимать эту незамужнюю девушку и предлагать ей всякие странные варианты.

7. «Почему ты не поедешь на миссию? Тебя же здесь ничего не держит!» (предполагается, что моя собственная семья может быть единственной связью для незамужней)

Одиноких девушек часто рассматривают как миссионерок. Кажется, что она такая самостоятельная, несвязанная и свободна легко собраться и уехать на миссию в дальнюю страну. Но незамужняя всё-таки имеет родственные узы, как и семейная. И не только их. Не стоит думать, что незамужней легче собраться и переехать на служение, чем семье из четырёх человек. В действительности, семье может оказаться даже легче перебраться, чем одинокой девушке.

8. «Чего ты ждёшь?» (предполагается, что ждать не должна)

Такие комментарии обычно говорятся в шутливой форме. Лучший ответ — у Бога Своё расписание! Я прочитал немало статей, где незамужних женщин призывают проявить инициативу и подойти к холостому мужчине, если он ей нравится. Обычно в пример приводится Руфь, благочестивая женщина, которая начала строить отношения с Воозом, и который в конечном итоге на ней женился. Но забывается, что в то время были определённые иудейские законы, по которым Вооз в целом даже должен был на ней жениться и позаботиться, потому что был ей сводным родственником. И поведение Руфи нельзя переносить в 21-й век, чтобы теперь девушка 21 века искала отношений с холостым мужчиной. Уверен, что Бог не желает, чтобы незамужняя бегала за каждым холостым братом и ходила на все встречи, где будут холостые братья. Бог способен Своей силой и Своим провидением привести в её жизнь соответствующего брата, если это в Его замысле.

У меня есть одна знакомая, которая вышла замуж за брата, только когда уехала в глубокую деревню к родителям, а он приехал из Англии, работая над своим проектом.

Незамужней следует сфокусироваться на том, как она может любить и служить Богу и другим, а Бог позаботится об остальном.

9. «У меня есть классный брат, который желает служить Богу, но ему требуется помощница»

Ехать на миссию или становиться женой служителя ради замужества — не очень хорошая причина. Она чревата серьёзными конфликтами и разочарованиями в будущем.

10. «Ты понимаешь, что не становишься моложе?» (предполагается, что что-то можно с этим сделать)

Нельзя оказывать давление. Замужество, если оно в Божьем плане, должно произойти по Божьему расписанию. Если, конечно, девушка совсем сторонится парней, то я бы ей дал совет так не поступать, но если она живёт для Бога и разумно общается с противоположным полом, то пусть не переживает и не суетится.

7. Правильный взгляд на своё безбрачие

В начале я привёл пример Ольги, незамужней девушки, с кем мне пришлось провести пасторскую беседу. Стало понятно, что её неудовлетворённость связана с тем, что она была не замужем. В какой-то момент нашей беседы она смогла задать себе весьма трудные вопросы о её мотивах, почему она хочет выйти замуж. Оказалось, что она пыталась угодить желаниям и видениям других людей, вместо того, чтобы быть такой, какой Бог желал её видеть. Со временем состояние её сердце изменилось — от жажды замужества к наслаждению своим безбрачием, она стала учиться быть довольной своим состоянием вне зависимости от обстоятельств. Она начала воспринимать своё безбрачие как благой дар Божий. Чем больше она сознавала принятие её Богом через труд Христа на кресте, Дух Святой работал в её сердце, и она начала расти в желании исполнения воли Божьей в своей жизни больше и больше.

Укореняясь в Божьей любви, Оля стала строить отношения с холостыми братьями совсем на другом основании и с другой мотивацией. Её довольство было связано с пониманием, что Божья любовь намного больше самого лучшего проявление человеческой любви, а её любовь к Богу проявляется через её послушание Божьему Слову и служение другим, кого Бог приводит на её жизненные пути.

Источник — bakhmutsky.ru

Опубликовано

Читайте также