Что такое христианское ученичество, и как им заниматься?

От слушателей подкаста пастора Джона Пайпера поступило много вопросов об ученичестве: что это такое, в чём его цель и как оно должно происходить. Пастор проясняет эту тему, а мы приводим его ответ на русском языке для подготовки к предстоящей региональной конференции служителей на тему ученичества и наставничества.

Делать учеников

Пара наблюдений о слове «ученичество». Это слово ни разу не встречается в Библии. В нашем языке это понятие неоднозначно. Оно может означать моё ученичество в том смысле, что я следую примеру Иисуса, уповаю на Него и учусь у Него. Это — моё ученичество. Можно понять так. Или это может значить, что я помогаю другим быть учениками, в смысле учиться у Христа и возрастать в Нём.

Для второго значения — помощи другим — есть глагол в новозаветном греческом языке: «μαΘητεύω» — делать учеников. Это может означать проповедовать Евангелие, чтобы люди обращались ко Христу и становились христианами, а значит учениками. Например, в Деяниях 14:21 говорится: «Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников [буквально: сделав достаточно учеников], они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию». Так что «делать учеников» — это одно греческое слово, и оно означает «обращать ко Христу». Вот что это значит.

Также это может означать весь процесс обращения, крещения и обучения людей пути Иисуса, как сказано в Матфея 28:19-20: «Итак идите, научите все народы». И вот что автор имеет в виду: «Крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам».

Это очень долгий процесс. Это процесс длиной в целую жизнь. Так что обращайте людей. Крестите их. А затем проведите всю жизнь, обучая их исполнять всё, что говорил Иисус. Именно это включает в себя глагол «делать учеников» в Новом Завете.

Христиане второго уровня?

Слово «ученик» в Новом Завете не означает христианина второго уровня. Бывают некоторые служения, которые основаны на этом различии, которое противоречит Библии: будто бы есть новообращённые, за ними следуют ученики, представляющие собой христиан второго уровня, обученных побольше, и затем уже идут делатели учеников.

Все эти классификации лингвистически чужды Новому Завету. Ученик в Новом Завете — это просто христианин: «И ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (Деяния 11:26). Каждый, кто обратился ко Христу, был учеником. Каждый, кто обратился ко Христу, был христианином.

Похоже, что со временем слово «ученик» стало не самым любимым названием у христиан. Павел никогда не использовал существительное «ученик» или глагол «делать учеников». Фактически, ни существительное «ученик», ни глагол «делать учеников» больше нигде в Новом Завете не встречаются, кроме Евангелий и книги Деяний.

Поэтому я думаю, что нам важна не терминология, а суть. Людям нужно стать христианами, и им нужно научиться мыслить, чувствовать и поступать по-христиански. То есть, как ученики, последователи Христа, принимающие Его как Господа, Спасителя и Драгоценность.

Как это делается

Где и как это должно происходить? Вот к чему, по-моему, сводятся все дискуссии об ученичестве. Интересно, как приводить людей ко Христу и взращивать их такими, какими они должны стать как христиане, как последователи Иисуса, как Его ученики. (Такими разными словами сейчас называют христиан.)

Так как же это происходит?

Что ж, обращение неверующих в верующих/христиан/учеников должно происходить во всех и каждой ситуации. Какой-то единственной стратегии нет. Нет пределов тому, каким образом можно доносить до людей Благую весть об Иисусе Христе. Поэтому «ученичество» в этом смысле столь же разнообразно, как много способов существует, чтобы рассказать Евангелие или жить Евангелием перед людьми, чтобы их достигать.

Что касается обучения христиан тому, как мыслить, чувствовать и поступать по-христиански — то есть ученичества в смысле достижения большей зрелости — то в Новом Завете оно проходило по-разному. Вот список возможных вариантов:

  • Титу 2:4 — старшим женщинам нужно обучать молодых.
  • 2 Тимофею 2:2 — Павел обучал Тимофея обучать других, чтобы они так же обучали других.
  • Ефесянам 6:4 — отцы должны наставлять своих детей.
  • От Матфея 28:20 — миссионеры должны научить народы всему, что повелел Иисус.
  • Евреям 3:13 — все христиане должны каждый день наставлять друг друга избегать греха, а также поощрять к любви и добрым делам (см. также Евреям 10:24-25).
  • 1 Петра 4:10 — каждый христианин должен использовать свои дары для служения другим.
  • Деяния 18:24-26 — Прискилла и Акила не упустили нужный момент, чтобы более точно объяснить Аполлосу путь Господень.

И можно было бы ещё продолжать и продолжать.

Каждый христианин должен помогать неверующим стать верующими, показывая им Христа. Это значит делать учеников. И каждый христианин должен помогать другим верующим становиться всё более и более зрелыми. Это значит делать учеников.

И каждый христианин должен искать помощи от остальных, чтобы продолжать расти самому. Это тоже является ученичеством. Каждая церковь должна задуматься о том, как все эти виды библейского ученичества выражаются в жизни этой общины.

Автор — © / Desiring God Foundation
Перевод — Михаил Шевцов для Баптисты Нижней Волги

Опубликовано

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: