Оживление церквей, оказавшихся в застое — это крайне актуально сегодня. Одна из причин, почему мы говорим на эту тему, заключается в том, что у церкви не получается делать учеников. Когда церковь проваливает процесс ученичества, как результат, мы видим младенцев в вере, которые никогда не вырастут (даже если они окажутся на лидерских позициях). В результате — застой, и нужно обновление и оживление. Итак, вот несколько путей, не ведущих к решению проблемы ученичества в церкви.
- Злиться на руководство церкви за то, что они не учились. Делать это легко. Разочароваться в людях в церкви и задаться вопросом, как они вообще достигли места, которое занимают. Ваше разочарование может быть справедливым, но главное вот в чём: возможно, та же проблема перешла и к вам. Кто-то поставил этих лидеров на их позиции, не интересуясь вопросом их ученичества. Поэтому они дошли до этой точки совершенно честно и заслуживают нашего наставления, а не недовольства.
- Фокусироваться только на передаче знаний. Если ученичество понимается только как заполнение рабочих тетрадей и проведение уроков, то члены церкви могут заниматься этим самостоятельно. Знание, хотя и крайне важно, но не может производить учеников. Ученичество требует информации + применения + подотчётности. Оно требует осознанного братства и дружбы от сердца к сердцу.
- По ходу дела пренебрегать благовестием. Это одно из моих переживаний за молодое поколение лидеров, которые признают эту проблему ученичества: они настолько зациклены на том, чтобы восполнить этот пробел, что рискуют упустить из виду благовестие. Если вы не благовествуете, пока церковь не придёт в порядок, вы никогда не будете благовествовать.
- Думать, что посещение домашней группы + посещение богослужений = ученичество. Действительно, не будет полноты ученичества вне общинного христианского назидания и проповеди Слова. Но все также знают людей, которые верны в этих двух делах, но на самом деле не следуют за Иисусом. Нам нужно больше сознательности: подотчётность через домашние группы, а наставничество — чтобы делать учеников.
- Основание новых церквей как средство избежать данной проблемы. Я боюсь, что слишком много молодых лидеров занимаются насаждением церквей для того, чтобы избежать проблем в уже созданной церкви. Они думают, что смогут вложить стратегию ученичества в их ДНК и никогда не столкнутся с собранием, проблемным в вопросе ученичества. Однако никогда не бывает так просто. Даже насаждение церквей сталкивается с борьбой в вопросе установления надёжной стратегии ученичества.
- Избегание наставничества, потому что это слишком сложно и медленно. Наставничество это труд. В нём может случаться беспорядок, потому что вы имеете дело с людьми. С другой стороны, мы можем видеть библейские примеры тех, кто использовал такой подход. Моисей и Иисус Навин. Иофор и Моисей. Ноеминь и Руфь. Илия и Елисей. Иисус и Его ученики. Павел и Тимофей. Даже явно наилучшие программы ученичества «хромают», если им недостает наставничества.
- Ожидать, что все остальные будут делать учеников. Если вы хотите, чтобы ваша церковь была церковью, делающей учеников, вы не должны просто стоять в стороне и приглашать других заниматься этим. Ваша церковь может стать сильнее в вопросе ученичества сегодня, если вы лично будете вкладываться в 2–3 других верующих.
- Фокусироваться только на росте других. Лидеры, которые сами остановились в росте, не сильно беспокоятся о вопросе ученичества. Те, кто не молится регулярно и не читает Библию, редко бросают вызов другим делать это. Те, кто больше не борются с грехом, не помогают и другим в их битве. Если честная оценка показывает, что вы не возрастаете во Христе, ваши попытки помочь другим долго не продлятся.
- Не обучать родителей тому, как быть делателями учеников. Первыми наставниками в доме должны быть родители. Наши церкви должны сплочаться, поддерживать и обучать их, но именно родители должны брать на себя ведущую роль. Если мы не будем бросать им вызов или обучать их этому, то наша стратегия ученичества не будет иметь полноты.
Очевидно, что эти «вредные советы» помогут увидеть некоторые полезные способы решения проблемы ученичества. Создавайте стратегию наставничества, малые группы и совместное поклонение. Добавьте организованную подотчётность. Обучайте знаниям, но также и создавайте дружеские отношения. Никогда не переставайте благовествовать. И, лидеры, продолжайте и сами расти в то время, как вкладываете в кого-то.