Что, если слезы не приходят? Как плакать с плачущими

Бог заповедал нам плакать

Правда, нельзя сказать, что это моя любимая заповедь. Хотя Божья заповедь в Послании к Римлянам 12:15 — «Плачьте с плачущими» — совершенно ясна, у многих из нас не очень хорошо получается это делать. Мы сталкиваемся с определёнными сложностями, потому что печаль заставляет нас испытывать неловкость. Или мы чувствуем, что не должны огорчаться, учитывая суверенитет Бога. Бывает, мы беспокоимся, что если мы будем плакать с кем-то, это побудит их оставаться в горечи. Или мы просто не имеем ни малейшего понятия, как войти в эмоциональный мир другого человека. Хотя возможно, что для нас актуально все вышеперечисленное.

Если то, что описано выше, имеет к вам отношение, у меня для вас хорошие новости. Простая истина о том, что мы является образом и подобием Бога, который понимает и разделяет нашу боль, имеет огромное значение в том, чтобы прислушиваться к призыву Бога разделить страдания других. Позвольте мне рассказать, почему.

Бог скорбит

Мы начинаем с размышления о том, что Бог сделал для нас. Воплощение Христа — это славная тайна. Сам Бог пришёл в наш мир, нашу жизнь, нашу плоть. Он решил стать мужем скорбей, которому знакомы страдания не только телом, но и духом (Иоанна 11:32–36). Он пережил все искушения, как и мы. Когда Отец отвернулся от Него, Он узнал, что такое долина смертной тени.

Иначе говоря, возлюбив нас, Он вошёл в глубины нашего жизнеощущения.

Его приход и отождествление Себя с нами не закончились с Его смертью или воскресением. Фактически, из-за присутствия Его Духа в нас Он теперь ещё больше связан с нами, чем когда-либо, даже до такой степени, что Он рассматривает атаки против нас как атаки против Себя (Деяния 9:1-5). Как удивительно, что Иисус не только радуется нашим победам веры, но и плачет с нами в наших слабостях или ранах!

Первый шаг любви в участии в скорбях других людей состоит в том, чтобы просто ценить тот потрясающий выбор, который Иисус Христос сделал, чтобы разделить наши печали и горести.

Войти в мир другого человека

Однако я прихожу к выводу, что даже когда мы всё видим и понимаем, мы всё ещё часто претыкаемся, потому что больше стремимся исправить людей, чем любить их. Есть такая старая пословица касательно служения, которая мне очень близка, и она гласит, что людям «не важно, как много ты знаешь, но им важно, как сильно ты о них заботишься». Ещё одна говорит, что вам нужно «построить мост отношений, прежде чем переправиться через него на грузовике истины». В то время, как такой подход мудро определяет нашу потребность продемонстрировать доброту, чуткость и искреннее сострадание, прежде чем ожидать, что люди прислушаются к нашему совету, он всё же упускает тот факт, что, когда вы показываете кому-то, что проявляете участие или налаживаете отношения, это не просто является подготовкой к «чему-то действительно хорошему», что ждёт их в будущем, когда вы, наконец-таки, обрушите на них всю правду.

Проявление участия, заботы и сострадания хороши уже сами по себе. Хорошо, если вы просто будете сидеть рядом с теми, кто страдает, разделяя их боль. Если вы входите в мир другого человека — это уже форма служения, ещё даже до того, как вы скажете хотя бы одно слово.

Для вас это тяжело?

Но что, если я нахожу всё это убедительным, но когда доходит до дела, у меня не получается плакать с теми, кто плачет?

  • Во-первых, стих из Послания Римлянам 12:15 написан не только для тех христиан, которые способны хорошо проявлять сочувствие. Этот стих написан для всех нас. А это значит, что мы все можем с уверенностью ожидать, что Господь ответит на наши просьбы о возрастании в этой области. Его помощь не заканчивается на слезливых и излишне эмоциональных людях в наших собраниях. Поэтому смело обращайтесь к Нему за помощью.
  • Во-вторых, вы не можете тратить слишком много времени на размышления о том, как Христос сделал это для вас. Он знает о вас всё — в каких неудобных, хрупких и уязвимых ситуациях Он продолжал любить вас? Помните, Он не удерживает вас на почтительной дистанции из-за вашей боли, скорее, она вызывает Его личное, особенное сострадание и любовь к вам.
  • В-третьих, попробуйте поставить себя на место других людей. Говоря это, я не имею в виду смотреть на чью-то ситуацию и говорить: «У меня в жизни никогда бы не было такого бардака. Сам виноват, так что теперь уж, прости, но сам и выкручивайся». Вместо этого задайте себе вопрос: «Что, если бы я смотрел на это как что-то абсолютно ошеломляющее и разрушительное, что разобьёт вдребезги главные надежды в моей жизни?» У вас может и хватает невозмутимости и самообладания, чтобы разбираться с натянутыми отношениями, небольшим ДТП или предстоящей серьёзной операцией, но другие могут ощущать это как настоящую катастрофу.

Часть сострадания — это сочувствие другим, даже если вы рассматриваете их кризис как незначительное неудобство или имеете готовое решение их проблем. В конце концов, Иисус плакал у гроба Лазаря, любя своего друга, Марию и Марфу, даже при том, что Он собирался воскресить Лазаря из мёртвых и «решить» проблему в течение следующих десяти минут. Решение проблем людей не является неправильным, но сначала сострадание должно войти в их мир, а не перетянуть их в ваш.

Сострадание ошеломляет вас?

Иногда наша проблема заключается не в том, что проблемы других кажутся нам слишком мелкими, а в том, что они слишком велики для нас. Как быть в таком случае?

Во-первых, быть переполненным переживаниями и потрясённым страданиями другого человека или группы людей не является плохим само по себе. Ездра был потрясён и испуган грехами людей после того, как Бог вернул их из изгнания. Иеремия был раздавлен как неверностью, так и разложением соотечественников. Давид, Иов и Иаков сидели в пепле и плакали, услышав новости о том, что их близкие были убиты. Нет ничего предосудительного в том, что этот грешный мир иногда сбивает нас с ног, и мы чувствуем себя подавленными.

Во-вторых, хотелось бы, однако, сделать предупреждение: действительно очень легко занять место Мессии, даже не осознавая этого. Слишком часто хорошее желание заботиться о других побуждает нас функционально узурпировать роль Христа как Хранителя и Спасителя. Мы можем почувствовать, что судьбы других людей находятся в наших руках, что в зависимости от того, окажем ли мы им помощь или нет, они устоят или упадут. В результате, наиболее распространённая причина, по которой проблемы других людей ошеломляют нас, заключается в том, что мы пытаемся взять на себя их обязанности и бремя и нести их как свои собственные.

Хотя мы можем быть правы, глубоко переживая об их затруднительном положении — духовном, физическом, эмоциональном и социальном, — мы свободны в том, чтобы оставлять их жизнь в руках Бога. Наша задача состоит в том, чтобы просто искренне их любить, признавая, что жизнь может приносить боль и разрушения, скорбеть о потерях вместе с теми, кого мы любим, и научиться жаждать грядущего дня неиссякаемой праведности и исцеления.

Плачьте с Богом

Точно так же, как нам заповедано плакать с народом Божьим, так нам заповедано плакать с Ним. Бог дает нам печаль, чтобы мы разделили то, что чувствует Его сердце по отношению к Его народу, Его царству и Его славе. Поклоняться Ему — значит всё больше восхищаться тем, чем Он восхищается, а также горевать о том, что огорчает Его. Так что ободритесь! Даже ваши самые неприятные эмоции — и эмоции тех, кого вы любите — это еще одна ваша возможность узнать ближе Пастыря души вашей.

Автор — © / Desiring God Foundation
Перевод — Оксана Бёрнс для Ieshua.org

Опубликовано

Читайте также