В нашем Братстве 2018 год объявлен «годом мира». В русском языке слово «мир» имеет несколько значений. Миром мы называем всю вселенную или отдельную часть бытия, например «мир животных». Есть известное выражение: «Миру — мир». В первом случае под этим словом подразумевается человеческое сообщество, города и деревни, среда, в которой человечество существует. Во втором — мирный процесс существования всего и всех. Это состояние, когда царит атмосфера покоя, люди не ведут войну, а живут мирно и дружно.
Спросите любого человека, нравится ли ему жить в состоянии войны? Думаю, любой человек хотел бы жить в мире и спокойствии. Почему же получается так, что все хотят мира, а на земле постоянно идут войны? Схожая ситуация наблюдается и в жизни отдельно взятой семьи. Заключая брак, люди рассчитывают на счастливую и мирную семейную жизнь, но очень быстро приходят непонимания, огорчения, и зачастую семьи разрушаются.
Те, кто читает Библию, с первых страниц могут увидеть, где было положено начало этой беды. Нарушенный мир с Богом привел к упадку всех отношений между Божьими творениями. Люди враждуют друг с другом, с природой и даже сами с собой, поскольку многие не имеют мира внутри себя.
Во Втором послании к Коринфянам ( 2 Кор. 5:17-21) Апостол Павел показывает, что Бог стал инициатором мира. Творец делает первым шаг к миру и платит весьма дорогую цену — жизнь Его Сына Иисуса Христа. Это служение примирения Он поручает церкви. Но, к сожалению, так часто мы можем видеть, что те, кому поручено нести примирение, сами имеют проблемы во взаимоотношениях. Мы пытаемся объяснить свои вспышки гнева, раздражительность и отсутствие мирного духа внешними обстоятельствами, несправедливым отношением к нам. Но так ли это?
Сохранить мир посреди поля боя
Слово Божие изобилует поучительными историями, в которых Божии люди могли сохранять мирный дух в непростых ситуациях.
Один из ярких персонажей Библии — Давид. Его жизнь с юных лет сопровождали военные действия: первое сражение с великаном по имени Голиаф, затем — преследование царем Саулом, войны с Филистимлянами. История, описанная в тридцатой главе Первой книги Царств, повествует, как амаликитяне сожгли город Газу, забрали все имущество, а всех жителей, среди которых были обе жены Давида, увели в плен.
С большими трудностями Давид и его шестьсот воинов добрались до потока Восор. Но перейти через этот поток решились только четыреста, а двести, обессилив, остались. Бог даровал победу: после чудесного поражения полчища амаликитян люди и имущество были возвращены, а к Давиду и его людям перешли впридачу и собственные богатства врагов.
Когда войско возвращалось к месту стоянки, некоторые из воинов, которых автор называет «злыми и негодными», начали говорить Давиду, что оставшиеся воины не заслужили того, чтобы разделить добычу. Казалось бы, справедливо! Но удивительна реакция Давида. Он настроен мирно как к оставшимся за потоком, так и к тем, которые возроптали. Обращаясь к ним, он говорит: «Не делайте так, братья…»
Порой окружающие, иногда даже братья, поступают как «злые и негодные» люди. Как мы реагируем на их слова и поступки? Можем ли мы, подобно Давиду, сказать в мире и кротости: «Братья, не надо так»?
Материнское сердце, исполненное мира
В 2013 году в вечность ушла моя мама. К сожалению, я находился в Австрии, когда жена мне сообщила эту весть. Я поменял билеты и, ожидая своего рейса, сидел в аэропорту Вены, вспоминая нашу с мамой жизнь.
Среди воспоминаний я задумался, был ли когда-нибудь у моей мамы с кем-либо конфликт? И не смог вспомнить такой ситуации. Если что-то начиналось, она всегда шла на уступки и стремилась сохранить мир. Я у нее был единственный сын, и она воспитывала меня одна, так как отец поступил вероломно и оставил нас, когда я еще не успел родиться. Но я не помню, чтобы она говорила мне плохое об отце. Более того, когда мне было 14 лет, отец лежал больной при смерти, и мама предложила мне пойти к нему. «Зачем?» — удивился я. «Ведь он так несправедливо поступил с нами!» Мама ответила: «Он умирает, и надо пойти, чтобы простить ему и чтобы он мог уйти с миром».
В том возрасте мне было трудно оценить этот поступок. Я смог сделать это лишь теперь, когда не раз задумывался о жизни и, самое главное, о кончине жизни. Слово Божие призывает нас вспоминать наставников, взирая именно на кончину их жизни (Евр 13:7). Моя мама имела добрую старость. Мы жили одной семьей, она находилась в атмосфере мира и заботы, окруженная внуками, и успела подержать на руках своих правнучек.
Мирный дух оказывается выше справедливости. Он не стремится доказать, кто прав. Когда мы так поступаем, Бог любви и мира пребывает с нами.