Богословие Преображения Господнего

Восхождение на горуSalmen Bejaoui / Unsplash

Каждое из празднуемых Церковью евангельских событий обладает своими богословскими и практическими смыслами. Среди таких событий есть Преображение Господне, теологический смысл которого легче изучать через историческое богословие, а практический — через слова, сказанные Иисусом ученикам, глаголы, повеления, предписывающие действия. В этой статье уделю внимание лишь практическим значениям рассматриваемой истории.

Ученики Иисуса уже очень скоро стали понимать, что они находятся в присутствии не просто человека. Они видели множество чудес и слышали много необычных слов от своего Учителя. Но здесь, на горе Преображения, произошло что-то из ряда вон выходящее. На этот раз это явление произошло непосредственно с Ним и не являлось Его действием по отношению к кому-то или чему-то. Он просиял. Это Божественная природа, которая скрывалась за Его человечностью и проявлялась в Его служении, а теперь наглядно проявилась в изменении внешнего облика. В истории Божьего народа случалось то, что принято называть теофанией, то есть богоявлением. Бог видимым образом вторгался в жизнь людей и показывал им Себя. Моисей, Иисус Навин, Гедеон, Маной и другие переживали явление Бога. Теперь же, как говорят богословы, перед учениками явился «новозаветный Моисей». Как и давно на Хориве, где Бог начал говорить с Моисеем на горе спустя шесть дней (Мф. 17:1), так произошло и теперь. Это явление было усилено разговором Моисея и Илии с Иисусом. Они говорили с Ним «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

Спустя примерно тридцать лет после воскресения Иисуса авторы синоптических Евангелий вносят в свои повествования рассказ о теофании для второго, третьего и последующего поколений учеников Христа с некоторыми целями. Позвольте выделить некоторые из них.

1. «Его слушайте»

Слушание Бога для праведников первого завета имело первенствующую роль в вере. Закон и пророки, которых представляли Моисей и Илия, на горе Преображения указывали на Сына Божьего. Их исчезновение здесь по сути означает, что они уходят со сцены, передавая Христу эстафету донесения Божьей воли. Это не означает, что закон и пророков нам не надо больше читать. Это просто означает, что в Христовом слове и личности они теперь воплощены и исполнились.

Сегодня в информационном изобилии мы слышим множество мнений. Некоторые из них приобретают для нас большое значение. Но больше и регулярнее всего мы слушаем самих себя. А других мы часто слушаем, потому что они говорят нам то, что соответствует нашим убеждениям. Даже к богословию мы приходим не «чистым листом». Многое в наших личных духовных взглядах определяется нашими представлениями о Боге. Как же отрезвляюще в какофонии мнений звучат эти слова — «Его слушайте»! Нам нужно с тех пор «замирание» перед Его голосом.

Слушайте и внимайте; не будьте горды, ибо Господь говорит

Ветхий Завет, Иеремия 13:15

Господь требует от нас перенастройки на Его Сына, как на радиоволну. Нужно уйти со своей и настроиться на Его. Для внимательного слушания необходимо убрать то, что делит наше внимание с чем-то другим. Мы не можем с одинаковой остротой слушать одновременно два источника.

Чтобы слушать Бога, нужно ослабить хватку за своё мнение. На самом деле, не все чтущие Бога знают, что оно, бывает, отличается от Божьего. Но, как говорит Господь, «Мои мысли не ваши мысли» (Ис. 55:8). Некоторые, даже цитируя Библию, так и не сходят с колеи своего мнения. Поэтому наше безраздельное внимание к Сыну Божьему является не только важным следствием нашего восприятия Преображения, но продолжающимся действием. Начать и продолжать слушать Его — это условие для наличия веры. Утрата этой способности ведет к духовной катастрофе.

2. «Не бойтесь»

Лишь изредка Бог посещает человека или народ так явно, как это случилось тогда на горе. Бо́льшую часть жизни мы ходим верой, а не видением. Соприкосновение с Богом несёт растерянность, а порой — даже угрозу. Вспомните священника Захарию, который оказался не готов ко встрече с ангелом во святилище храма. Да и если представить себя на месте этих троих учеников, то вполне объясним комментарий Луки на предложение Петра — «не зная, что говорил». Растерянность от этого богоявления сменилась страхом. Человек всегда трепещет, когда встречается с неизведанным и таинственным. Мы привыкаем в обычной жизни к тому, что нас окружает всё, поддающееся законам физики. Все исключения заставляют нас содрогнуться.

Часть наших страхов инстинктивны и нормальны. Хуже, когда они приобретают форму фобий, иррациональных страхов. Мир, который нас окружает, создаёт и насаждает свои страхи. Возьмите, к примеру, терроризм, пандемию, а теперь ещё и вакцинацию. И к ним можно добавить много своих. Есть страхи житейские, например, боязнь роста цен. Пока вы читаете статью, они уже выросли, да и, видимо, продолжат расти. Но живём же! Здесь и «не возьмут замуж», и падение индексов Доу Джонса, и следующая за этим неспособность (вот ужас!) купить новый гаджет. И третья мировая война. А вы знаете, что специалисты говорят, что 80% наших опасений никогда не сбываются?

Но теперь речь не о житейских страхах и фобиях. Послание читаемой нами истории очень ценно — наши страхи должны быть управляемыми! Согласно Иисусу, мы можем и оценивать свои страхи, и даже взять под контроль страх необъяснимого. Он укрепляет нас и говорит: «Не бойтесь!» Бог Сам утешает нас и снимает страх. И, хотя бывает страшно, но это не Он пугает нас, а просто наши чувства живут подчас своею жизнью. Они порой как недрессированные животные, которыми не занимаются их хозяева. Безусловно, часть инстинктивных страхов преодолеть не получится, так как они являются неотъемлемой характеристикой нашей телесности. Но часть их вполне преодолевается. Лишь бы к тому была воля.

Надо начать преодолевать страхи с верного начала. А началом является страх Господень. Он не только начало мудрости, но и нейтрализатор многих других страхов. Этого страха другие страхи боятся. Достигая совершенной любви, мы находим, что она изгоняет страх (1 Ин. 4:18). Мы следуем за Богом дальше, храня страх Божий как единственный, и он понемногу начинает вытеснять другие.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

Евангелие от Матфея 10:28

Кто-то сказал, что людей мы боимся так сильно, потому что Бога боимся так мало. Это верно. Но научение страху Господню, как и любое другое научение, не приходит нам в один момент. Псалмопевец приглашает нас к этому обучению: «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:12). Наши страхи могут подчиняться страху Божию. Страхи житейские, ужасы земного пути, опасения от теорий заговоров, стеснение за свою веру преодолимы. Это важное следствие нашего восприятия Преображения.

3. «Никому не сказывайте о сем видении, доколе…»

«И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых». Учитель порой запрещал говорить о том, что видели Его ученики, а также о том, что пережили исцелённые Им люди. Даже Петру, когда тот исповедал в Иисусе Мессию, также было сказано не говорить об этом (Мк. 8:30). Почему же? Когда человек видит что-то сенсационное, у него есть желание поведать об этом миру. Исцелённые могли «рекламировать» Целителя. А знающие Мессию могли преподносить Его как политического вождя. Но всё это не соответствовало Его миссии, в центре которой было искупление мира.

Истинного понимания Христа могло не быть даже у тех, кто получал от Него разные блага. Вот чему учит нас этот текст. Стало быть, не всегда нужно говорить о Боге. Особенно когда не понимаешь и не знаешь Его, воскресшего, лично. Лишь воскресение Христа из мёртвых истолковало верно для учеников это событие Преображения. Прежде в их умах была только сенсация, и без воскресения Сына, которое ещё не произошло, они не могли увидеть верного значения Преображения.

Воскресение Иисуса закрепило в сознании апостолов идею о том, что Сам вочеловечившийся Бог был здесь с людьми, чтобы дойти до Креста и сделать главное — отдать Свою человечность, чтобы поверившие в Него получили преображающую нас божественность. Это глубже всех социальных преобразований, о которых мечтали тогда люди, ждавшие вождя. Что там говорить, это глубже и физического исцеления, которого так ждут страдающие люди. О преображении характера, личности, уподоблении Богу ученики тогда и не думали. Большинство из них считало, что вера в Бога сводится лишь к покорности святой заповеди и выполнению обряда. Но после воскресения Сына Божьего открылась возможность познать присутствие Божественной природы Святого Духа в своей жизни и пользоваться Его ресурсами, чтобы становиться сообразными Христу.

Мы живём после воскресения Христа, которое дало верное истолкование события Преображения. Мы становимся уже не просто празднующими и рассказывающими историю Преображения, а участниками нашего собственного преображения. Есть много рассказчиков, которые лишь передают сведения. Но мы уже «обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9).

Позвольте аналогию. Есть такая вещь, как дом на колёсах, трейлер. Это вроде как средство передвижения, а для кого-то — и стиль жизни. В трейлере есть всё что нужно. Он позволяет путешествовать по миру и жить всегда в домашних условиях. Душ, газ, электричество, спутниковая тарелка. Ландшафт всегда меняется, но ты всегда дома. Где бы ни был, комната и внутренняя обстановка всегда те же. На самом деле, внутри ничего не меняется. Везде, где ты есть, ты имеешь тот же багаж, ту же обстановку, того же себя. Так же и с нашей прежней человечностью: мы носим её с собой всюду, пока не захотим принимать Христовы изменения. Люди меняют обстоятельства жизни, семью, церковь, причёску, даже делают пластику лица, но внутри — те же.

Мы же все, не закрывая лица покрывалом, видим, как в зеркале, сияние славы Господней и преображаемся, становясь Его подобием и сияя всё более яркой славой. Это совершает Господь, а Он есть Дух.

2 Коринфянам 3:18 (перевод «Радостная Весть»)

Итак, слушать, не бояться и преображаться!


Опубликовано

Читайте также