Когда вы хотите кого-то получше узнать, обычно вы интересуетесь, откуда он и что из себя представляет. Такое знание далеко не самоочевидно. Оно становится кровью, пульсирующей в сердце ваших взаимоотношений. Когда мы задаёмся первыми вопросами для познания Христа, мы обнаруживаем, что ответы на них даны в библейском учении о Его воплощении (от слов «во плоти»). Воплощение описывает то, что произошло, когда второе лицо Троицы покинуло блаженство небес примерно на тридцать три года, чтобы прийти в испорченный человеческий мир, как один из нас.
Историческое христианское учение о воплощении можно выразить несколькими простыми фразами, которые Западная церковь сформулировала в Афанасьевском Символе веры (далее АСВ) к шестому веку.
Христос — совершенный Бог
Бог Он, как рождённый от Отца прежде начала времен, и Человек, как рождённый от матери в своё время. […] Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе.
Иисус из Назарета имеет ту же сущность, что и Отец, и равен Ему в Божественной природе. Христос — не меньший Бог. Когда второе лицо Бога стало человеком, Бог не обесценил Себя и не превратился в нечто меньшее, чем был. Христос «есть образ Бога невидимого» (Кол. 1:15). «В Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Он есть «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3).
Бог открывает Себя как триединая сущность: Отец, Сын и Святой Дух. «Все три Лица одинаково вечны и одинаково велики» (АСВ). При воплощении Христос не отбросил Свою славу, как змея сбрасывает свою кожу; Он сокрыл свою славу в человеческой природе. Кто видит Иисуса, тот видит Бога (От Иоанна 14:9).
Христос — совершенный Человек
Иисус совсем не такой, как мы. Он не достиг такой полной человечности, какую мог достичь Бог, не пройдя весь путь до конца. «Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом» (АСВ). У него было настоящее тело и душа человека, потому что Он был настоящим Человеком. Зачатие Иисуса было необыкновенным (Мф. 1:20); остальная часть его развития как человека была естественной для всех людей. Библия описывает Его рождение очень типичным образом. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от женщины» (Гал. 4:4). Мария Его вскормила. Он взрослел, проходя через те же периоды, что и все. Он был подвержен боли, удовольствию, голоду, жажде, усталости, разочарованию, страданию и смерти. Он думал, рассуждал и ощущал Себя человеком. Библия ясно говорит об этом: «Он должен был во всём уподобиться братьям» (Евр. 2:17), потому что только как настоящий человек Христос мог быть, «подобно нам, искушён во всём, кроме греха» (Евр. 4:15).
Христос — одна Личность с двумя природами
Связь личности Христа с Его природами таинственна, но является важной. Если мы не признаем единства личности Христа, Он может показаться нам либо Богом с некоторыми человеческими свойствами, либо Человеком с некоторыми божественными свойствами, либо смешанным сочетанием того и другого. Иисус — это один Христос с человеческой и божественной природой, и эти природы не сливаются воедино. Во Христе Бог добавил Себе нашу человечность, при этом оставшись Богом.
Подчёркивая значимость воплощения, Афанасьевский Символ веры плавно переходит от личности Христа к Его делам. В течение всего Своего земного служения (а затем и в вечности) Богочеловек Иисус Христос обеспечивает спасение Своим избранным. Он действует как человек, потому что именно человек нуждается в спасении. Но для обычного человека, пусть и наделённого божественной помощью, это была бы слишком великая роль. Только Бог мог дать человеку верное средство. Во Христе соединяется Бог и Человек, и грешники получают спасение.