Благовестие в эпоху онлайн

Благовестие в эпоху онлайнIan Harber / Unsplash

«Итак, идите в Facebook, Instagram и ВКонтакте и научите все народы» — возможно, так слова Христа звучали бы сегодня для нас.

Как Церковь может выполнять Великое поручение в период пандемии и глобального локдауна? Это может показаться парадоксальным, но чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вернуться в 16-е столетие и посмотреть на успех распространения идей Реформации.

В своей книге «Опасная идея христианства» Алистер Макграт выделяет три составляющих, которые ускорили движение обновления церкви:

  1. Проповедь на родном языке
  2. Печатный станок Гутенберга
  3. Публичные дебаты

Добавьте сюда же силу Божьего Слова, приправьте парой посвящённых христиан, и вы получите Реформацию. Давайте посмотрим на эти три фактора.

Проповедь на родном языке

Вместо непонятной литургии на латыни люди стали слышать в кирхах проповедь на родном языке. Вместо «hocuspocus» — кстати, это искажение непонятного для масс латинского возгласа ксендза в католической литургии во время евхаристии: «hoc est enim corpus meum» («сие есть тело Моё») — люди начали слышать и понимать ясные проповеди на родном языке о благодати и любви Бога.

Печатный станок

Гутенберг — это Илон Маск 16-го столетия. Мартин Лютер постоянно использовал новейшие методы, которые помогали ему распространять Евангелие. Сначала он прибил свои известные 95 тезисов к дверям центрального костёла в Виттенберге (напоминает Твиттер, правда?), а затем, благодаря печатному станку, его проповеди и труды смогли попасть уже в каждый дом.

Публичные дебаты

Лютер участвовал в публичных дебатах с католическими богословами не только для того, чтобы показать красоту Евангелия всем людям, но и чтобы отстоять идеи оправдания по вере.

Давайте следовать примеру предшественников

Я думаю, что опыт Реформации может нам помочь сегодня в нашем онлайн благовестии. Хочу поделиться с вами некоторыми практическими соображениями:

Следите за словами

Во-первых, не используйте «инсайдерский» язык. Учитывайте, что вашу проповедь могут слушать абсолютно невоцерковленные люди, у которых нет никакого богословского багажа. Говорите просто — но «просто» не означает поверхностно. Просто значит доступно. Ведь слова являются всего лишь строительными блоками, которые помогают донести идею. Используйте такие слова, чтобы ваше послание было понятно и верующим, и неверующим людям.

Можно начать своё онлайн богослужение со слов: «Христианство — это приглашение. Приглашение задать главные вопросы жизни. Приглашение найти надежду. Приглашение обрести прощение. Христианство — это приглашение на встречу с живым Богом». Мне кажется, такой посыл мог бы заинтересовать скептика.

Используйте Интернет

Интернет — это печатный станок Гуттенберга 21-го столетия. Сидя дома в Подмосковье, ты можешь благовествовать человеку в Гуанчжоу. Разве это не удивительно? Мне кажется, что церковь применяла этот ресурс не совсем эффективно. Карантин — прекрасная возможность употребить свои телефоны для евангелизации и распространения Божьего Слова.

Устраивайте дебаты

Мы можем привлечь больше внимания к некоторым вопросам, если будем использовать публичные дебаты. Недавно я проповедовал для студентов на тему «Бог в мире коронавируса». Я сделал сравнительный анализ ответов разных мировоззрений и религиозных школ на вопрос о боли и страданиях в нашем мире. Контраст всегда усиливает восприятие. Что если сделать некоторые из ваших онлайн проповедей в виде гипотетического диалога? Например, «Круглый стол: Христос, Будда и Оскар Уайлд о страданиях и жизни среди боли»?

Живите Евангелием

И последнее. В это время мы должны не только декларировать Евангелие, но и воплощать его в жизнь. Раньше методы евангелизации заключались в том, чтобы показать человеку сценарий, как в конце пути он предстанет перед Богом в день суда, и Бог спросит за его дела на земле.

В 25 главе Евангелия от Матфея мы как раз об этом и читаем:

Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим — и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим — и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Евангелие от Матфея 25:31–40

Заметьте, в этом отрывке Христос не спрашивает, есть ли у нас правильные доктринальные ответы, — хотя они очень важны. Он спрашивает о том, воплощала ли наша жизнь ценности царства Бога.

Я не говорю, что нам стоит отказаться от богословских исследований и обсуждений. Я также не говорю, что нам нужно бросить все и стать борцами за социальную справедливость. Придерживайтесь своих ортодоксальных богословских убеждений, даже если вас преследуют за них. Но наша ортодоксальность должна дополняться ортопраксией — правильными действиями, мотивированными правильным пониманием Евангелия. Когда в это беспокойное время люди увидят, как вы воплощаете ценности Евангелия в вашей заботе, жертвенности, поддержке, то они захотят узнать, что же такого есть у вас, что дает вам силы проявлять бескорыстную любовь к другим людям, и сами будут спрашивать вас об этом.

Приведу иллюстрацию. В нашей церкви мы приняли решение использовать все текущие сборы пожертвований на поддержку членов церкви, которые потеряли работу из-за пандемии, а также на поддержку нужд больниц и заботу о малоимущих и бедных. Мы открыто говорим об этом в социальных сетях не для самоутверждения, но для того, чтобы разрушить стереотипы о евангельской церкви и показать людям жизнь церкви «изнутри». Я получил очень много сообщений от разных людей с признанием о том, что у них нет такого сообщества, где они чувствовали бы себя в безопасности, где могли бы испытать моральную, духовную и, в случае форс-мажора, даже временную финансовую поддержку. После наших бесед их начальный интерес всегда перерастал во что-то большее.

Наше жертвенное служение и любовь друг ко другу идут в унисон со словами Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея 5:16).

Автор — © / Экклезия

Опубликовано

Читайте также