В последнее время я изучал взгляды на «церковное благовестие» с точки зрения южно-баптистской церкви и обнаружил, что писатели, принадлежавшие к крупнейшей евангельской деноминации в США, говоря о благовестии, очень мало внимания уделяют церкви. Мне кажется, что и сегодня в погоне за улучшением качества распространения Евангелия наше понимание благовестия стало слишком «личным». Поэтому мы зачастую игнорируем один из наиболее влиятельных, установленных Богом, инструментов борьбы за души людей — церковь. Что я имею в виду?
Ахиллесова пята личного благовестия
Когда мы кому-то свидетельствуем о Христе, мы невольно рассматриваем наших неверующих друзей как личный проект. Мы думаем: «Я подружусь с таким-то человеком. Вот такие вопросы я задам. А вот так я расскажу Евангелие. И потом я буду изучать с ним Евангелие от Иоанна до тех пор, пока я не приведу моего друга к Богу». Когда мы подходим к вопросу благовестия с такой точки зрения — от знакомства до спасения — получается, что мой друг не знает никого из верующих, кроме меня.
С момента моего переезда в Россию я выпил немало чашек чая, слушая свидетельства братьев и сестёр о том, как они пришли к вере. За десять лет таких чаепитий я заметил, что во всех этих историях есть нечто общее. Чаще всего сначала люди вспоминали о том первом верующем человеке, который рассказал им о Христе. Позже они также упоминали своё первое посещение церковного собрания, используя следующее выражение: «Верующие в церкви были такими...». Из этого я делаю вывод, что эффективное благовестие должно быть как личным, так и совместным.
Любовь как свидетельство
К сожалению, многие методики благовестия и основания новых церквей не говорят о том, что мы должны приглашать человека в церковь или знакомить его с другими верующими. Тем не менее, давайте поразмышляем над словами Христа. У Иоанна мы читаем:
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Иисус говорит о том, что любовь между верующими будет верным свидетельством о Нём. Любовь в церкви станет главным подтверждением вести об Иисусе. И, понимая это, было бы глупо с нашей стороны не стараться намеренно искать возможности познакомить неверующего с другими верующими! Моё сердце радуется тому, как многие из вас выстраивают отношения с неверующими. И поэтому я хочу посоветовать вам добавить церковь к своему личному благовестию.
Церковь как инструмент личного благовестия
В качестве практического применения я хотел бы предложить три совета, как сделать церковь частью вашего личного благовестия:
1. Меньше работайте в паре «вы + неверующий».
Лучше собрать группу из 3–4 человек. Когда вы собираетесь провести время с верующими, пригласите также и неверующих. И наоборот, когда собираетесь провести время с неверующими, пригласите и верующих тоже. Так неверующие естественным образом услышат свидетельство о Христе — ведь для верующих разговор о Евангелии в порядке вещей (к тому же это благотворно скажется на ученичестве)!
2. Пригласите неверующего друга на малую группу, которая не нацелена на ищущих.
Ориентируйте ваши малые группы на заботу о душах верующих (близкие отношения между верующими, молитва, чтение и изучение Слова, подотчётность), однако, приглашайте неверующих. Читая Писание, я убеждаюсь, что несмотря на все недостатки, Господь украшает Свою невесту, Церковь, наделяя её красотой. Не прячьте то, что делает наши с вами отношения уникальными и отличает нас от остального мира.
3. Приглашайте неверующих в церковь.
Может показаться очевидным, но современные методы благовестия не способствуют тому, чтобы приглашать людей в церковь. В России до того момента, как человек согласится посетить служение в церкви, может пройти какое-то время. Возможно, вам придётся подготовить такого человека, а также подготовить церковь его принять. Это потребует от вас усилий. Однако, если человек увидит жизнь церкви ещё будучи неверующим, ему будет легче стать её частью, когда он придёт ко Христу. К тому же проповедь с кафедры в церковном контексте, в центре которой — Евангельская весть, до сих пор остаётся самой эффективной формой благовестия.
Церковь как отражение пророчества
В своей книге «Церковь: видимое Евангелие» (The Church: The Gospel Made Visible) Марк Девер отмечает, что церковное собрание само по себе уже является свидетельством. Он объясняет, что единая община, составленная из непохожих людей, когда христиане собираются вместе каждую неделю, является «публичным, хоть и частичным» отражением множества народов в книге Откровение 5:9 и Откровение 7:9. Он пишет также: «Иными словами, видимое воскресное собрание — важная часть эсхатологического свидетельства поместной церкви. Люди, которые собираются в одном месте для совместного поклонения, указывают миру на то невероятное собрание Церкви, которое будет в конце мировой истории». Мы знаем, что Марк Девер не придерживается идеи «молчаливого благовестия» или идеи, что не стоит благовествовать вообще. Но разве не прекрасна мысль, что везде, где собираются поместные церкви, Бог доказывает, что видение из 7-й главы Откровения скоро будет исполнено!
Церковь как свидетельство
Сегодня здоровые церкви — это Божье изображение Его грядущего Царства. Опасайтесь подходов к благовестию, которые не включают в себя или недооценивают роль тела Христова. Когда Бог начинает привлекать человека к себе, то этому человеку не нужно будет духовно тёплое общение с людьми, похожими на окружающий мир. Это они всегда смогут найти где угодно. Им нужно будет сообщество, которое сияет обжигающей Божьей славой и без стеснения провозглашает ту весть, что дает людям доступ к этой славе.
Поэтому, друзья, смело провозглашайте Евангелие и приводите людей, чтобы они сами увидели живое свидетельство действенности Евангелия в общине верующих. Я уверен, что мои три простых совета помогут вам стать более эффективными в благовестии, которое будет помогать новым верующим становиться неотъемлемой и посвящённой частью тела Христова.