7 вещей, невозможных для Бога. Библейский взгляд на всемогущество

Sora Sagano / Unsplash

Мы должны правильно понимать всемогущество в библейском смысле. Бог всесилен (всемогущ), но при этом есть такие вещи, на которые Он не способен.

Некоторые из вас, я уверен, одобрительно кивнули головой, в то время как другие могут быть не согласны с этим. В каком-то смысле эти две идеи — всемогущего, но имеющего границы — кажутся противоречивыми.

Однако фраза, приведённая в самом начале, библейски верна. И в чём прежде всего необходимо разобраться, так это в нашем понимании «всесилия». Ему соответствует библейский термин «всемогущество».

В этой статье я хочу осветить три вещи:

  1. Краткое изложение этимологии «всемогущий».
  2. Библейское определение всемогущества.
  3. Краткий список вещей, которые Бог не может делать.

Происхождение слова «всемогущество»

Всемогущий — это богословский термин, который означает «всесильный», «могущий всё».

На латыни этот термин звучит как «omnipotentem». Что представляет собой сочетание двух других латинских слов, «omnis» — означает «всё», и «potens» (в частности, его родительная форма «potentis») — означает «могущественный». Таким образом, латинский термин, который обычно выражал один из атрибутов Бога, означал «всесильный» или «всемогущий».

То есть, когда люди говорят о всемогуществе или о том, что Бог всемогущ, они имеют в виду, что Бог всесилен.

Но что это значит? И что ещё более важно, как это согласуется с Писанием?

Библейское определение всемогущества

Я слышал, как христиане описывают всемогущество Бога, используя различные фразы:

  • «Бог может сделать всё, что угодно»
  • «Сила Бога безгранична»
  • «Всё возможно с Богом»
  • «Нет ничего, что Бог не мог бы сделать»

Хотя для каждой из них есть библейская основа, но без надлежащего контекста они абстрактны и, следовательно, неточны (последняя вообще является не библейской). Да, Бог всемогущ, но это не значит, что нет ничего, что Бог не смог бы сделать.

Чтобы правильно понимать всемогущество Бога, наше понимание должно соответствовать Библии. Священное Писание учит, что Бог всесилен, но оно также показывает нам, что Его могущество имеет предел — оно ограничено Его природой.

Бог может делать всё, что Он желает или задумывает, но только в соответствии с тем, кто Он есть, то есть, со Своей природой. Если что-то противоречит природе Бога, то Он не может этого сделать.

Для примера: холостяк — это тот, кто не женат. Невозможно быть холостяком и одновременно иметь супругу, потому что это противоречит природе холостой жизни. Поэтому было бы глупо и даже бессмысленно спрашивать холостяка, как давно он женат.

Ещё один пример — рыба. Рыба плавает в воде. Рыба дышит под водой. Рыба не может дышать вне воды и не может бегать по лесу, как олень. Делать всё это не соответствует природе рыб. Тем не менее, вполне согласуется с их природой делать рыбьи дела, такие как плавать и дышать под водой. Рыба может делать всё, что делают рыбы.

То же самое относится и к Богу. Есть вещи, которые Бог не может сделать, потому что эти вещи выходят за рамки или противоречат природе Бога (ниже я опишу семь из них). Однако Бог может делать всё, что согласуется с Его природой.

Это подводит нас к библейскому определению всемогущества: Бог может делать всё, что соответствует Его природе, и Он не может делать ничего, что противоречило бы Его природе.

Итак, теперь, когда мы лучше поняли суть всемогущества, давайте рассмотрим семь вещей, которые Бог не может делать.

7 вещей, которые Бог не может делать

Как уже было сказано, есть вещи, которые Бог не может делать, потому что делать это противоречило бы Его природе. Ниже приведены семь примеров того, о чём Писание говорит как о невозможных для Бога вещах. Тем не менее, Бог всё равно всемогущий, потому что Его сила основана на Его природе и связана с ней.

1. Бог не может грешить

Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

Второе послание Тимофею 2:13

Грешить — значит идти против Бога или противостоять Ему. Апостол Павел напоминает нам, что Бог не может идти против Себя Самого. Следовательно, Он не может грешить.

В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого

Послание Иакова 1:13

Поскольку Бог не может грешить, Он не может склонять других ко греху. Если бы Он обольщал кого-то согрешить, то грешил бы и Сам. Кроме того, псалмопевец напоминает нам, что Бог всё творит безгрешно (то есть праведно):

Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.

Псалтирь 144:17

Бог праведен, то есть свят, совершенен и безгрешен во всех Своих путях, в том числе и в Своей природе.

Таким образом, Бог, который свят и совершенен, не может грешить.

2. Бог не может перестать существовать

Видите ныне, видите, что это Я. Я — и нет Бога, кроме Меня. Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей. Я поднимаю к небесам руку Мою и говорю: «Живу Я вовек!»

Второзаконие 32:39-40

В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.

Псалтирь 101:26-28

Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его не исследим.

Книга пророка Исайи 40:28

Сам Бог заявляет, что Он вечен. У нас с вами есть начало и конец — мы были зачаты и мы умрём. Однако, Бог вечен. Бог неизменно существует в вечности прошлого, в настоящем и в вечности будущего.

Это повторяется апостолом Иоанном и Иисусом — Богом Сыном:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Евангелие от Иоанна 1:1

Иоанн говорит нам, что Иисус (который является «Словом») уже существовал в начале с Богом Отцом. Таким образом, Иисус — а также вся Божественная Троица — существовал в вечности прошлого.

…и живой; и был мёртв, и вот жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

Откровение 1:18

В этом стихе Иисус напоминает нам, что, хотя Он и умер, но Он воскрес и будет существовать вечно в вечном будущем.

Я — Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

Откровение 22:13

Термины «Альфа» и «Омега» представляют собой первую и последнюю буквы греческого алфавита и используются для символического обозначения начала и конца. Когда Иисус говорит: «Я есмь Альфа и Омега», — Он не имеет в виду, что у Него есть начало и конец. Наоборот, слова Иисуса означают, что Он Сам является началом и концом.

Таким образом, Бог не может перестать существовать. Он всегда был, всегда есть и всегда будет.

3. Бог не может лгать

…в надежде вечной жизни, которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времён

Послание к Титу 1:2

Апостол Павел пишет своему ученику, молодому пастору Титу, что Бог не может лгать. Это логично, поскольку ложь — это грех, а Бог, как мы уже видели, не может грешить. В послании к евреям сказано ещё более решительно:

…дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твёрдое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду

Послание к евреям 6:18

Здесь не просто говорится, что Бог «никогда не лжёт», но что «Бог не может лгать». Таким образом, всё, что говорит Бог, заслуживает доверия и истинно. Даже если нам кажется, что Бог неверен или нечестен, это не значит, что Бог обманывает, просто мы с вами что-то неправильно понимаем (или проповедники учат чему-то не тому).

4. Бог не может не спасти верующих

И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь.

Книга пророка Иоиля 2:32

Эти слова цитируют апостол Пётр в своей проповеди после дня Пятидесятницы (Деяния 2:21) и Павел в своём Послании к христианам Рима (Рим. 10:13).

Обратите внимание на начальную строку: «Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся». Не просто некоторые или немногие люди, но именно каждый человек, который верит во Христа (то есть «призывает имя Господа»), будет спасён. Господь Иисус повторяет это обещание, данное через пророка Иоиля, когда учит своих последователей о спасении и Божьей воле:

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Евангелие от Иоанна 3:18

Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день.

Евангелие от Иоанна 6:39

И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно.

Евангелие от Иоанна 10:28–30

Христос ясно даёт понять: каждый человек, который раскаивается в своих грехах через веру в Иисуса как воскресшего Бога, — спасён. Не «может быть спасён», а уже спасён. Спасение гарантировано, потому что, как мы уже заметили, Бог не может лгать. Более того, спасение удостоверено (обеспечено) Самим Богом:

В Нём и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.

Послание к ефесянам 1:1314

Таким образом, снова мы видим то, что Бог не может сделать: он не может не спасти тех, кто верит в Иисуса.

5. Бог не может быть вторым по отношению к чему-либо

Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Исход 20:3

Бог сказал Моисею, что Он — Бог превыше всех, и что ни один другой бог (со строчной буквы «б») не превзойдёт и никогда не будет обладать большей важностью или величием, чем Бог Творец, Яхве. Хотя есть только один Бог — Триединый Бог, может показаться странным, что Бог говорит о других «богах». Причина, по которой Он это делает, заключается в том, что в то время (и по сей день) люди создавали богов из своих собственных желаний и идеалов; Писание называет их идолами. Чему бы мы ни поклонялись или не превозносили, Бог говорит, что только Он — Превосходный и Всевышний. Только Бог превыше всех.

Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

Послание к ефесянам 4:6

Мы никогда не должны позволять чему-либо занимать более важное место, чем Бог. Павел напоминает нам, что Бог «над всеми». Это означает, что Бог превосходит все вещи во всех отношениях. Бог превосходит все вещи и управляет всеми вещами (хотя Он допускает свободную волю человека — но это уже совсем другой разговор).

Итак, мы видим, что ещё невозможно для Бога: Он не может быть вторым по отношению к чему-либо.

6. Бог не может измениться

Есть такой замысловатый богословский термин, обозначающий эту черту — «непреложный». Бог неизменен.

Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.

Книга пророка Малахия 3:6

Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.

Послание к евреям 13: 8

Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

Послание Иакова 1:17

Бог один и тот же от вечности прошлого до вечности будущего. Бог Ветхого Завета — это тот же самый Бог, что и в Новом Завете. Это верно для всех трёх лиц Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Его личность, природа и слово не меняются.

Если нам кажется, что Бог изменился, то часто это просто означает, что мы столкнулись лишь с определёнными аспектами Его природы, или в данный момент Бог открывает нам отдельные Свои атрибуты. Это означает не перемены в Боге, а лишь то, что Он выражает Себя избирательно — в различных ситуациях по-разному.

Итак, есть ещё одна вещь, которую Бог не может сделать: Он не может измениться.

7. Бог не может ограничивать Себя человеческим разумом или логикой

Я не часто встречаю этот пункт, но он должен присутствовать: Бог не может ограничивать Себя человеческим разумом или логикой.

Часто люди отрицают существование Бога, потому что Он нелогичен или не поддаётся разумному объяснению. В сущности , если Бог не может быть доказан на основе нашего ограниченного знания, логики, разума и понимания, то Он не может существовать. Однако такой аргумент допускает, что Бог должен быть подчинён нашей логике и зависеть от неё, от наших рассуждений и от нашего понимания. Это умаляет Бога, лишает божественности и ставит на уровень ниже человека (что, как мы уже увидели, невозможно).

Более того, Бог говорит нам в Писании, что Он находится за пределами человеческой логики и размышлений, превосходит их:

Ибо Ты, Господи, высок над всей землёй, превознесён над всеми богами.

Псалтирь 96:9

Бог выше всего: выше всего творения, выше вас и меня, выше нашей логики и понимания. Пророк Исаия ясно указывает на это:

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

Книга пророка Исайи 55:8-9

Божий образ действий: Божьи мысли, Божья природа не ограничены и не привязаны к нашей логике, рассуждениям или пониманию. Напротив, Бог выше их, превосходит их и опережает их. Апостол Пётр пишет, что это также относится и к восприятию:

Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

Второе послание Петра 3:8

Бог не смотрит на время так, как смотрим мы, ведь Он превосходит само время, включая пространство-время. Бог способен действовать во времени, но Он также существует и действует вне времени. Эта идея за пределами нашего осознания, потому что мы — ограниченные создания, привязанные ко времени.

Бог бесконечен и, следовательно, не связан и не ограничен конечной человеческой логикой, разумом или пониманием. Итак, опять же, вот ещё одна вещь, которую Бог не может сделать — ограничиться нашими способами мышления и понимания вещей. Поскольку Он Святой, Бог должен находиться далеко за нашими пределами. Но Он может приближаться к нам и иметь отношения с нами, что Он и делает через Сына Божьего — Иисуса Христа.


Итак, вот семь вещей, которые Бог не может сделать, хотя Он и всемогущ. Это означает, что Бог способен на всё, что согласуется с Его природой.

Автор — © / johnrothra.com
Перевод — Инна Сумерская для Баптисты Нижней Волги

Опубликовано

Читайте также