Лето — это не просто пора каникул у школьников (тех, которым не надо сдавать экзамены), время сессии для студентов и время мечтаний о море для офисных работников. Обычно именно летом в российских церквях проходит водное крещение.
Я очень люблю бывать на крещении, ведь это уникальное событие в жизни каждого верующего. И я очень рад, что сотни разных людей — молодых, среднего возраста и даже старых — будут в этом году креститься или уже крестились. Церковь Божья растёт!
Но, к сожалению, с крещением связано много заблуждений. В этой публикации я постараюсь рассказать об основных, с моей точки зрения, заблуждениях в отношении крещения.
Чем крещение не является
1. Спасение
Это заблуждение, пожалуй, самое заметное. Да, несомненно, это связанные понятия! К крещению допускаются только возрождённые люди (по крайней мере, которые заявляют об этом, ведь сердце видит только Бог). Но крещение никак не влияет на спасение. Такая точка зрения на крещение основывается на некоторых текстах Писания, которые не правильно трактуются. Это происходит по разным причинам.
Во-первых, из-за того, что в Новом Завете мы видим, что крещение во времени практически всегда сразу следует за уверованием во Христа. Например, тут:
Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч.
Но дело в том, что речь идёт, в основном, о евреях, которые с детства знали Писания и имели знание о Боге. Им не хватало только спасительной веры в Иисуса Христа, остальному они были уже научены. Поэтому им не нужна была подготовка к крещению, объяснение истин христианского учения. Но когда Церковь стала наполняться язычниками, которым был не ведом Бог Израиля, тогда появилась практика подготовки к крещения и, соответственно, временной разрыв между уверованием и крещением.
Во-вторых, из-за не совсем корректного перевода или неверного толкования отдельных стихов Библии. Например, один из основных стихов о крещении из третьей главы Первого послания Петра, который крещаемых зачастую просят выучить наизусть, надо обязательно читать в контексте, ведь буквально несколькими стихами выше мы читаем истину о спасении:
Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожил духом.
И здесь хочется привести еще слова Сперджена, который также сталкивался во времена своего служения с таким заблуждением:
У меня не было суеверного представления, что крещение должно спасти меня, так как я был спасён. Я также не стремился к тому, чтобы мои грехи были смыты водой, так как верю, что Иисус Христос уже простил их мне по вере моей. Я понимаю крещение как данный верующему видимый знак очищения, прообраз погребения вместе с Господом и внешнее подтверждение его возрождения.
Вообще, у Сперджена есть замечательная проповедь на эту тему: «Возрождение через крещение?», которая стала самой растиражированной во времена его служения. Очень рекомендую ее к прочтению!
2. Завершение спасения
Есть ещё один ошибочный взгляд на крещение, представляет его как завершение спасения. Т.е. покаяние — это начало процесса спасения, а крещение — его финал. Также его называют «заключением завета с Богом». Но эта точка зрения никак не подтверждается Писанием и содержит в себе много внутренних противоречий. Суть в том, что в момент обращения Бог заключает с нами завет, мы рождаемся свыше в этот момент, а также мы получаем крещение Духом Святым. Всё это происходит не во время крещения, а в тот момент, когда Бог возродил нас к новой жизни. Думаю, что идея о финальном этапе спасения исходит от тех, кто хочет придать больший вес крещению в жизни христианина, вместо того, чем оно является на самом деле.
3. Вступление в клуб христиан
Однажды, попав на один мусульманский сайт, я обнаружил, что мусульманином стать очень легко. Для того, чтобы стать мусульманином, человек должен произнести свидетельство веры («шахаду») и искренне уверовать, что «нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — посланник Его».
Так вот, иногда встречаются люди, которые ошибочно считают, что для того чтобы стать христианином, нужно тоже сделать что-то простое и понятное — например, принять крещение. Но крещение никогда и никого ещё не делало детьми Божьими. Только то, что родилось от Духа Божьего, может быть Его чадом — христианином.
4. Обязательное церковное требование для всех
Ещё одно неверное представление, которое я встречаю в основном среди тех, кто вырос в христианских семьях, это когда крещение является просто следующем шагом для того, чтобы и дальше быть частью церкви, а также иметь возможность служить в ней. То есть каждый христианин должен в определенное время выйти к кафедре чтобы «покаяться», а через некоторое время пройти собеседование и креститься. Внешне здесь все правильно, но зачастую это делается без реального духовного возрождения, потому что в традиционных церквях и семьях, есть определенные негласные установления на этот счет. И человек, зачастую, попадает в ловушку, потому что его церковное окружение уже может требовать от него «покаяния» и «крещения», так как его возраст уже подходит для этого и и это необходимо чтобы совершать служение в церкви.
5. Сакральный обряд
Этот взгляд характеризуется тем, что во время крещения происходит какая-то «магия». Однако же в реальности ничего сакрального в крещении нет. Не сходит голубь с неба, вода в реке или баптистерии не становится святой. Нигде Библия не говорит нам о том, что во время крещения происходит что-то на духовном уровне.
6. Обещание служить Богу
Такую точку зрения я встретил у одного моего знакомого, который сознательно не хотел креститься, потому что считал, что таким образом он обяжет себя посвятить жизнь активному служению в церкви, а он не мог себе этого позволить, потому что активно занимался бизнесом. Вот и ходил он «покаянный», но не «крещёный».
Основывал он свою позицию на уже упомянутом стихе:
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести
Однако, более подробное исследование этого отрывка показывает нам, что наиболее корректным переводом его части о совести будет: «Крещение — это не омовение тела от грязи, а просьба (взывание) к Богу о чистой совести». То есть, суть в том, что мы сами не способны обещать Богу жить по доброй совести и исполнить это обещание. Но мы можем просить об этом Бога с надеждой, что Он даст нам Его силу для этого.
Думаю, что такие, как мой знакомый, просто не понимают истину о рождении свыше, заместительной жертве Христа и искуплении грехов. Ведь мы спасены по благодати, не из-за наших дел. Богу не нужны наши дела! Ему нужно наше сердце, которое ищет Его, стремится преображаться в Его образ и жаждет исполняться Духом. Наше служение Богу должно быть продиктовано не тем, что мы пообещали это во время крещения, а тем, что мы любим Его, понимаем Его жертву за нас, понимаем, что мы теперь не «свои», а «Его» и хотим отражать Его любовь окружающим, созидая Его Церковь и свидетельствуя ближним.
7. Омовение грехов
Немногие из тех, кто был в Израиле на реке Иордан, удержались от соблазна ещё одного «крещения» там. С их точки зрения крещение (омовение) в таком святом месте омывает от грехов, очищает душу и так далее в этом же духе… Знаю людей, которые довольно часто ездят в Израиль в том числе для того, чтобы вновь совершить крещение (омовение) в Иордане. То же самое, кстати, относится и к купанию в проруби на праздник Крещения Господня. Думаю, что в этом точно нет ничего библейского. Ведь только благодаря пролитой крови Христа мы однажды и навсегда получили прощение грехов! И очередные «крещения», будь то в Иордане или в проруби, к этому не имеют никакого отношения.
А зачем же тогда крещение нужно, спросите вы? Ниже я попробую это кратко перечислить.
Основные истины о крещении
1. Крещение — это послушание установлению Христа
Это, пожалуй, самое простое определение крещения. Если мы хотим быть послушны Христу, то мы должны креститься. Снова приведу цитату из трудов Сперджена:
Крещение есть или должно быть первым действием послушания Богу. Если бы мой Учитель приказал поднять шесть камней и положить их рядом, я сделал бы это, не спрашивая Его: «Что пользы от этого?»
2. Крещение — это символ завета с Богом, чтобы помочь нам помнить о нём
Иисус оставил нам два установления — причастие и крещение. И это не какие-то мистические обряды, а знаки Его завета с нами. Так же как и радуга стала знаком завета Бога с Ноем, чтобы он и его потомки помнили о том, что Бог обещал больше не уничтожать землю водой, так и крещение вместе с причастием — знаки Нового Завета, который Бог заключил с нами во Христе.
3. Крещение — это публичное исповедание нашей веры
Ключевое слово тут «публичное». Зачастую духовное возрождение человека может произойти незаметным для его ближних. Конечно, перемены в его поведении будут видны, но суть может остаться непонятной. Так вот крещение — это наше очень наглядное заявление для всех наших ближних: «Я погребён со Христом. Я воскрес с Ним!» (Кол. 2:12)
Один мой знакомый рассказал мне о том, что в некоторых церквях Китая принята несколько иная формула крещения, нежели у нас в России. Первый вопрос совпадает: «Веруешь ли в Христа как в своего Господа и Спасителя?» А вот второй вопрос звучит примерно так: «Готов ли ты умереть за Него?» Дело в том, что в Китае христианство — это гонимая религия. Человек может уверовать на собрании какой-то, например, малой группы, и это может быть неизвестно его окружению. Но во время крещения вся правда о том, что он теперь христианин, становится явной для всех. И теперь его могут постичь последствия.
4. Крещение — это наше подтверждение того, что мы хотим быть частью поместной церкви
Именно через крещение человек становится членом поместной общины. Именно так он заявляет, что он возрождён и хочет исповедовать с ними одну веру и служить с ними Богу и ближним.
Вот так всё просто. И никакой «магии»!
Предлагаю всем желающим прослушать один из выпусков ток-шоу «Час трендов», где мы с Евгением Бахмутским обсуждаем тему крещения.