Я никогда не забуду тот день, когда мы с женой забрали домой нашего старшего сына из роддома. Это случилось более 16 лет назад, и он был нашим первым ребенком. До того моменту я не уверен, что когда-либо держал ребенка на руках, а тем более ежедневно о нем заботился. Я, безусловно, никогда не менял подгузники. У моей жены тоже не было длинного резюме по работе с детьми. Внезапно мне нужно было стать экспертом в предмете, который я даже не изучал, и в течение пяти секунд. Что мы будем делать? Выживет ли этот ребенок… с нами?
Я помню поездку домой из больницы, ребенок плотно пристегнут на заднем сиденье, а мы все больше кусаем ногти с каждой мили. Я стал отцом, она — матерью. Этот ребенок полностью зависел от заботы двух людей, которые никогда даже не прикасались к ребенку. Конечно, к хорошему это не могло бы привести. Часть меня хотела развернуться и вернуть ребенка в больницу, чтобы он снова был в безопасности в окружении профессионалов.
Родители-параноики
Те первые дни воспитания часто похожи на паралич от паранойи. Каждый раз, когда его соска ударялась о землю, мы кипятили ее в течение 30 минут. Каждый раз, когда кто-то даже выглядел больным в церкви, мы оставляли его дома. В первый раз, когда он срыгнул, я был уверен, что он умирает. Вопросов было так много: сможет ли он когда-либо преодолеть свое сильное беспокойство при виде воды в ванне? Это наша вина? Будет ли он когда-нибудь ходить на горшок? Страдает ли он от многочисленных фобий? Будет ли его христология доктринальной?
Если вы родители уже давно, то знаете, о чем я говорю. Есть затяжной страх, виртуальный психоз, что мы навсегда разрушим жизнь наших четырех детей. Будучи отцом в течение 16 лет, я понял, что соска или иррациональный страх перед грозами не являются признаками острой родительской неудачи.
Но есть способы, которыми вы можете погубить своих детей — утонченные способы, которые, как правило, появляются со временем. Будучи родителем, я бы оценил себя примерно на «три с минусом» (моя жена, безусловно, побеждает). Итак, вот шесть способов (в которых виноват и я), какими вы можете погубить тех, кто носит вашу фамилию и кто когда-нибудь появится в вашем полисе автострахования.
1. Не говори им, что ты — грешник
Я в ужасном положении как отец, когда я беру на себя роль безгрешного спасителя. Это место принадлежит только Христу. Когда я говорю такие вещи: «Я не поступал так, когда был в твоем возрасте» (ложь и не единственная), то я запутываю их в понимании того, почему они в первую очередь нуждаются в Евангелии. Я становлюсь побеленной гробницей.
Мои дети должны знать, что мое сердце когда-то было пленником для греха и что я пребываю и остаюсь в процессе освящения. Им нужно знать, что я все еще грешу, но что я уже прощен безгрешным Спасителем. Им нужно знать, что их грех унаследован от их родоначальника Адама, а также от их земного отца.
2. Не проси у них прощения, если согрешил против них
Когда-то в нашей церкви был старейшина, который сказал мне, что я никогда не должен извиняться перед нашими детьми. В этом проявилась бы слабость, рассуждал он. Я — пятизвездочный генерал; они — рядовые.
Я согрешил против своей семьи, не признавая своих ошибок, несчетное количество раз, но настало время, когда сказал что-то вроде: «Папа согрешил против тебя (или твоей матери) и Господа. Я попросил Господа простить меня; теперь мне нужно попросить тебя простить меня. Иисус — мой Спаситель, но Он все еще меняет мое сердце».
Пожилой человек действительно был прав в одном: исповедь раскрывает слабость. Но моя семья должна видеть: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10), что покаяние является необходимой частью как спасения, так и освящения. Такое признание греха показывает им, что Иисус, а не папа или мама, — единственный совершенно соблюл закон Бога.
Я убежден, что мои дети родились со встроенными детекторами фарисейства (и большинство детей такие). Если я все время говорю о Евангелии и говорю о покаянии, но все же, похоже, безнаказанно грешу, они очень быстро разоблачат мое лицемерие. Или научатся подражать. Я могу сказать им, что Евангелие преображает грешников, но они не поверят. Они могут стать атеистами или фарисеями.
3. Не молись с ними
Мы склонны усердно молиться за наших детей, но часто ли мы молимся с ними? Молитва с нашими детьми, по крайней мере, ежедневно, учит их двум вещам: приглашение прийти на престол Бога благодати открыто в любое время и полной зависимости от Господа.
Молясь вместе с ними, вы также моделируете для них, как молиться библейским образом, как сделал Иисус для своих последователей, и показать, что, когда вы учили их непрестанно молиться (1 Фес. 5:17), то действительно имели это в виду, и они нуждаются в этом.
4. Ничего с ними не делай!
Чем дольше я был родителем, тем яснее я увидел ошибку в популярном различии между «временем качества» и «количеством времени». Каждый час, который мы проводим с нашими детьми, должен быть качественным временем, даже когда это кажется мы ничего не делаем с последствиями. Да, мы должны потратить достаточно времени на изучение Библии и богословия — это часть обучения их дисциплине и наставлению Господа (Еф. 6:4). Но мы можем невольно/косвенно демонстрировать, что христианская жизнь достигает своей вершины, когда она наиболее близко похожа на класс в семинарии.
Мирские моменты жизненно важны для создания близких отношений с нашими детьми, потому что именно там мы проводим большую часть своего времени с ними. Мой сын-подросток недавно помог мне четче понять это, когда сказал: «Знаешь, папа, мое любимое время дня, когда мы с тобой садимся перед сном, смотреть кабельное и обсуждать бейсбол. Это очень забавно». Я понимаю, что это не очень духовно, но надеюсь, что эти разговоры о закрученных мячах и заменах игроков приведут к более естественным разговорам о воскресении Христа и вдохновении Писания.
5. Не люби их мать (или отца)
Если у вас есть сыновья, то ваше отношение к жене косвенно учит их, как они должны относиться к своим будущим женам. Если у вас есть дочери, то отношение к жене учит их, за какого мужчину они хотят выйти замуж (или постараются избежать брака, когда наступит время). Неспособность любить их мать, как Христос любит церковь (Еф. 5:25), демонстрирует искаженную картину Евангелия в вашем доме. То же самое касается матерей, только наоборот.
Неспособность любить их мать, как Христос любит церковь, вполне может подорвать традиционные ценности Евангелия, которому вы так усердно пытаетесь их научить. Любите свою жену и не бойтесь показывать игривую физическую привязанность к ней перед детьми.
Матери могут также искажать картинку представления Евангелия, устами давая руководство, но практически не отказываясь от него. Это учит дочерей примеру делать то же самое и может учить сыновей греховной пассивности или агрессии. Верность словам Павла в Еф. 5 требует глубокой благодати для обоих родителей, особенно в культуре, где понятие пола, а тем более гендерные роли, яростно оспариваются.
6. Не практикуйте семейные богослужения, если нет сиюминутных результатов
Выражение, что христианская жизнь — это марафон, а не спринт (Евр. 12:1-2), это не просто клише. Мы сажаем семя, но Дух Божий вырастает. В притче о семени (Мк. 4:26-29) Иисус напомнил слушателям, что фермер сеет семя, а затем ложится спать, чтобы увидеть, как оно прорастает и растет, но «он не знает, как» оно растет. Так и с вашим детьми. Так происходит с каждым истинным христианином.
Они будут нервничать. Они будут погруженными в электронные устройства, телевизор или компьютерные игры. Но держитесь! Бог не превратил вас в зрелого христианина за день, и Он может постепенно спасти и освятить ваших детей. Пусть притча о настойчивой вдове служит прибежищем для вашего сердца (Лук. 18:1–8).
И верно учите их Божьему Слову. Молитесь с ними и за них. Напишите слова «терпение» и «настойчивость» над дверью вашего сердца. Я видел семена Евангелия, посаженные в четырехлетнем возрасте, которые внезапно принесли плоды четыре десятилетия спустя.
Расслабься и веруй
Независимо от того, являетесь ли вы новоиспеченным родителем или ваши дети уже выросли, вы знаете, что воспитание — тяжелый труд. Как и брак, это театр освящения. К моему стыду, я неоднократно нарушал все шесть из этих вещей и многое другое. Наверняка легче писать о родительском поведении, чем быть родителем.
Но я благодарен за то, что не отравил их, когда дал им кофе в 5 лет (да, я это сделал!), что Бог дает благодать глубоко ошибающимся родителям таким, как я, и что Он может привести детей к близости с Ним, несмотря на неуклюжесть их родителей.