Шесть библейских реакций на пасхальные взрывы в Шри-Ланке

© Фото: AP Photo
Брызги крови на стене после атаки террориста-смертника на церковь Святого Себастьяна в Негомбо, Шри-Ланка, в Пасхальное воскресенье.

Я не был в церкви в Коломбо утром Пасхального воскресенья, потому что заболел и остался дома. Потом мне стали присылать сообщения о взрыве, потом ещё о нескольких взрывах в моём родном городе и двух других. Один из них был всего в нескольких километрах от моего дома.

Спустя десять лет после окончания нашей долгой войны я понял, что Шри-Ланка, моя дорогая страна, опять столкнулась с жестокими атаками. Несколько раз я проповедовал в одной из атакованных церквей, церкви «Сион» в Баттикалоа. Сестра одного из моих коллег была на богослужении и получила тяжёлое ранение. Она всё ещё борется за жизнь. Число погибших возросло до 321. Невероятно.

Каждый раз, когда народ потрясает трагедия, христианам нужно задуматься, как им смотреть на ситуацию по-библейски. Поскольку христианство — это религия единого Тела Христа, то было бы лучше целым христианским течениям собираться вместе и договариваться об общем ответе на такой вызов. Нам нельзя откладывать свой ответ. Есть срочные и более длительные реакции для исцеления ран своего народа.

Я размышлял по крайней мере о шести необходимых ответах христиан на то, что произошло.

1) Оплакивать утраты

Христиане должны присоединиться к народу в скорби и плаче о потерях. Обычно протестанты не особо поддерживают богословие скорби (Рим. 8:23), которое открывает дверь для плача (хотя сейчас это, кажется, меняется). В Ветхом Завете есть много примеров довольно сложных обычаев траура, и в Новом Завете они также встречаются. Церковь отозвалась на смерть Стефана «великим плачем о нём» (Деяния 8:2; см. также 9:39). В каждой стране есть свои традиционные способы скорби, и мы должны найти среди них такие, которые не противоречат христианству. Помимо Пасхи, апрель — это также Новый год на Шри-Ланке, и большинство христиан отменили свои обычные праздники из-за случившегося.

(Читайте также: «Что, если слёзы не приходят? Как плакать с плачущими»)

2) Осуждать зло

Библия полна осуждения зла, происходившего тогда в стране, и служение пророков является хорошим примером этого. Везде, где возможно и уместно, нам нужно строго и безо всяких оговорок осуждать эти совершённые акты варварства. Как и пророкам, нам, наверное, также придётся осудить неспособность своих национальных лидеров принять все нужные меры для защиты людей даже после предупреждений от разведки.

3) Облегчать страдания

Частью реакции христиан на проблему зла являются действия по облегчению страданий, поскольку мы созданы по образу Бога, Который трудится. Библия полна наставлений заботиться об обиженных и беззащитных. Мы должны искать возможности помочь. Некоторые такие возможности являются более официальными — проектами, организованными группами христиан или жителями города. Остальные — это личные инициативы. Как представители Бога всякого утешения, мы можем стремиться утешить тех, кто страдает (2 Кор. 1:3-4). В воскресенье я смог помолиться со своим соседом-индуистом, когда он пришёл ко мне и рассказал, что его сестра с мужем и дочерью погибли от взрыва. Посещение людей в больнице, сдача крови, перевозка нуждающихся, покупка питания, предоставление ночлега у себя дома — всё это должно быть обычными христианскими делами, которые станут частью образа жизни для христиан.

4) Оставлять месть для Господа

В наших сердцах должен действовать принцип «святой любви» Бога, когда мы думаем о происходящем. В Библии ясно сказано, что наш Святой Бог наказывает неправедных. Причина, по которой мы никогда не должны за себя мстить, заключается в том, что мы даём «место гневу Божию. Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь”» (Рим. 12:19). Когда совершается зло, внутри нас что-то говорит: «Это должно быть наказано». Это библейское чувство. Бог наделил властью государственных служащих, чтобы они были агентами Его гнева, наказывающими беззаконников (Рим. 13:3-4). Нам нужно позволить правосудию идти своим чередом. Но даже если этого не происходит на земле, мы знаем, что это совершится на Страшном суде.

Учение о суде на земле и в конце времён является одним из факторов, которые влияют на нашу реакцию на творимое зло. Бог даёт рукам свободу от участия в этом порочном круге мести. Вместо этого нам сказано делать то, что мы можем: мы призваны любить своих врагов и благословлять их (Рим. 12:17-21). Без учения о суде мы были бы слишком ожесточены, чтобы прощать и любить тех, кто причинил нам боль. Освободившись от горечи, мы можем стать агентами исцеления и примирения. Это особенно верно в такой ситуации, как нападения на Шри-Ланке, которые сейчас выставляют как месть за нападения на мечеть в новозеландском городе Крайстчерч. Мы можем остановить эту нарастающую спираль мести, в которой насилие порождает насилие и приводит к огромным разрушениям.

В культуре Шри-Ланки месть часто считается достойным ответом на причинённый вред. Это вытекает из верного представления о том, что грех должен быть наказан, но неправильно применяется к личной мести. Мы должны учить свой народ, что личная месть не решает проблем. Мы полагаемся на государство и Бога, чтобы справляться с этим. Это трудный урок для нашего народа. Но я верю, что, когда всё начинается с учения о Боге, тогда есть твёрдое основание, за которое людям можно ухватиться. Как важно научить христиан этим аспектам природы Бога до того, как разразится трагедия!

5) Не произносить ложного свидетельства

Библия строго осуждает ложные обвинения и вред невиновным. Расовые, национальные и религиозные предрассудки часто возникают, когда без разбора смешивают какую-нибудь большую группу людей с небольшим количеством радикалов, которые к ней принадлежат. Не хотелось бы быть наивным насчёт планов некоторых мусульманских групп захватить мир, применяя для этого насилие. Но на Шри-Ланке мы веками жили в согласии с мусульманами. Часто мне кажется, что мои мусульманские соседи для меня лучшие соседи, чем я для них. Если мы причисляем всех мусульман к категории сочувствующих террористам, то по отношению ко многим из них мы совершаем огромную несправедливость, которая отвратительна Богу. Такое отношение может изолировать их до такой степени, что они найдут прибежище среди радикалов. Не секрет, что насилие в отношении мусульман поощряет радикализм. Мы должны добросовестно делать всё возможное, чтобы такого не происходило.

Кроме того, мы смотрим на мусульман через призму Креста — глазами Евангелия. Они отчаянно нуждаются в том, чтобы услышать Благую весть о спасении, о любящем Боге. Как они могут от нас её услышать, если мы с ними не в мире? Мы должны протянуть руку дружбы мусульманам рядом с нами. Если мы видим, что им грозят нападения, мы должны сделать всё возможное, чтобы им помочь, успокоить их и защитить.

6) Молиться

Хотя может казаться, что глупо тратить время на молитвы в переломный момент, когда нужно сделать так много, но это — самое мощное, что может сделать народ Божий при национальном бедствии (1 Цар. 19). Нам нужно активизировать личную и совместную молитву среди христиан. Лидеры должны возглавлять призыв к молитве. Христиане в Шри-Ланке часто теряют надежду, когда встречают волну за волной плохих новостей. Но мы не молимся с пораженческим настроем. Мы знаем, что Бог строит Своё Царство, кульминацией которого станет возвращение Христа, и что наши дела станут кирпичиками в этом строительстве.

Святая любовь в конце концов победит! Аминь. Приди же, Господь Иисус! (Откр. 22:20)


Аджит Фернандо является директором по обучению в «Молодежи для Христа» в Шри-Ланке и автором книги «Ученичество в мультикультурном мире» (Crossway 2019).

Автор — © / Christianity Today
Перевод — Михаил Шевцов для Баптисты Нижней Волги

Опубликовано

Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: